Файл: Половые преступления против несовершеннолетних.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Ответственность за насильственные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетних

Данный состав, предусмотренный статьей 132 Уголовного Кодекса, имеет много сходных черт с составом статьи 131 УК, фактически дополняя его и устанавливая уголовную ответственность за все виды насильственных посягательств на половую свободу и неприкосновенность, которые нельзя отнести к половому акту в юридическом смысле этого понятия в российском праве. Если половая неприкосновенность предполагает запрет на совершение любых сексуальных действий против личности, то половая свобода - право самостоятельно решать, как и с кем удовлетворять свои сексуальные желания [19, с.96].

Объект преступления аналогичен тому, что предусмотрен составом изнасилования - им является половая свобода или половая неприкосновенность потерпевшего лица, а также его нормальное нравственное и физическое воспитание.

Половая свобода - это право взрослого человека, т.е. совершеннолетнего или, во всяком случае, достигшего 16-летнего возраста, самостоятельно решать вопросы, связанные с выбором сексуального партнера и формы удовлетворения своих интимных потребностей. Для указанной категории лиц половая неприкосновенность означает основанный на законе запрет вступать в сексуальную связь с ними помимо или вопреки их воле и желанию.

Для несовершеннолетних лиц в возрасте от 14 до 16 лет и лиц, не достигших 14 лет половая неприкосновенность - это полный законодательный запрет полового сношения или какого-либо сексуального контакта с ними, даже, несмотря на согласие с их стороны.

Таким образом, половая неприкосновенность представляет собой элемент и гарантию половой свободы личности. Поэтому посягательство на половую неприкосновенность человека автоматически влечет нарушение его половой свободы.

Следует отметить, что рассматриваемое преступление наряду с основным зачастую может иметь дополнительный либо факультативный объект посягательства: жизнь, здоровье, свободу, честь и достоинство личности, нормальное физическое и нравственное развитие детей и подростков.

Основные различия этих двух составов заключаются в объективной стороне преступления. Согласно статье 132, под насильственными действиями сексуального характера понимается деяние в форме совершения акта мужеложства, лесбиянства или иных действий сексуального характера [2]. Второй составляющей объективной стороны является применение насилия, угроз, либо использование беспомощного состояния потерпевшей. Вторая составляющая не имеет отличий от того, что зафиксировано в составе статьи 131 УК, однако на характере действий следует остановиться подробнее. Под иными деяниями подразумеваются все формы сексуальной активности, за исключением полового акта, совершенные мужчиной по отношению к женщине, а также все без исключения формы сексуальной активности, совершенные мужчиной по отношению к мужчине, женщиной по отношению к мужчине, и женщиной по отношению к женщине [23, с.133].


Субъективная сторона рассматриваемого состава преступления характеризуется только прямым умыслом, а также сексуальным мотивом и целью. Интеллектуальный элемент умысла выражается в осознании виновным общественной опасности насильственных действий сексуального характера, волевой элемент - в желании их совершить под воздействием половой страсти и с целью ее удовлетворения.

Субъект анализируемого преступления физическое, вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста. Его половая принадлежность зависит от конкретного вида насильственных действий сексуального характера. При мужеложстве в таком качестве выступает только мужчина, при лесбиянстве - только женщина, при иных действиях сексуального характера - как мужчина, так и женщина. Лица другого (противоположного) пола, принимающие участие в мужеложстве или лесбиянстве, несут ответственность как организаторы, подстрекатели, пособники либо соисполнители. В последнем случае нужно установить, что они действовали в составе группы и применяли к потерпевшему физическое или психическое насилие.

Преступление, предусмотренное ст.132 УК РФ, обладает составом с альтернативными действиями [2]. Круг их определен следующим образом: мужеложство, лесбиянство и иные действия сексуального характера. Совершение любого из них противоправно, то есть при наличии признаков, названных в законе, представляет собой самостоятельное посягательство.

Сексуальные посягательства против малолетних могут совершаться не только преступником-одиночкой, но и несколькими лицами по предварительному сговору или без такового. Совместная преступная деятельность мыслима в отношении всех указанных в уголовном законе половых преступлений против малолетних. Правда, преступления, предусмотренные ст. ст.134, 135 УК РФ, совершаются в соучастии крайне редко. Развратные действия в абсолютном большинстве случаев учиняются в отношении малолетних, физическая слабость и доверчивость которых не требует от преступника мобилизации каких-либо серьезных условий для достижения поставленной цели. Вступление же в половую связь с лицом, не достигшим 14 лет по смыслу закона возможно лишь при добровольном согласии потерпевшего, что освобождает субъекта от необходимости прибегать к помощи других лиц. Однако практике известны случаи, когда названные преступления были совершены в соучастии [28, с.489].


Глава 2. Уголовно-правовая характеристика ненасильственные половых преступлений против несовершеннолетних

2.1 Ответственность за половое сношение и иные действия сексуального характера

Незаконное половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим возраста 16 лет, является на сегодня одним из самых дискуссионных составов, как в российском, так и в зарубежном праве. В отличие от насильственных преступлений против половой неприкосновенности, где главным образующим признаком является применение насилия и совершение посягательства на половую свободу или половую неприкосновенность против воли, в ненасильственных посягательствах на несовершеннолетних не подразумевается принуждения к совершению сексуальных действий, и главным фактором, образующим состав преступления, является не достижение половой зрелости потерпевшим лицом, которая выражается в определенной возрастной планке установленной законодателем.

Правовая природа ненасильственных преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, к которым относится данный состав, происходит из того, что лица, не достигшие определенного возраста, не обладают половой свободой в силу того, что по своим психофизическим качествам они еще не подготовлены к вступлению в половую жизнь без причинения вреда для своего здоровья, не понимают или недостаточно понимают характер подобных деяний [28, с. 203]. Поэтому лица, не достигшие половой зрелости, нуждаются в защите от сексуальных посягательств для обеспечения их нормального развития, физического, социального и нравственного. И посягательство на половую неприкосновенность личности в данном случае автоматически означает и посягательство на его половую свободу. При этом следует иметь в виду, как уже говорилось раньше, что посягательства на детей, не достигших определенного возраста признаются заведомо недобровольными, так как потерпевшее лицо не способно осознавать характер совершаемых с ним действий [12, с.56].

Основным непосредственным объектом данного преступления является половая неприкосновенность лица, не достигшего 16-летнего возраста. Кроме того, в качестве дополнительного объекта выступают интересы нормального психического и физического развития несовершеннолетних. Как отмечается, раннее начало половой жизни, особенно при значительной разнице в возрасте партнёров, может приводить к нарушению процесса формирования нравственных установок, касающихся сексуальных отношений, к возникновению у потерпевших циничного отношения к половым контактам. Жертвы таких преступлений чаще демонстрируют распущенность в половой жизни, легче вовлекаются в занятие проституцией. Вовлечение в сексуальные отношения в подростковом возрасте детерминирует совершение в будущем сексуальных преступлений жертвами такого вовлечения [16, с.35].


Факультативным объектом выступает здоровье лица, не достигшего 16-летнего возраста и половой зрелости, а также с лицом, достигшим двенадцатилетнего возраста, но не достигшего четырнадцатилетнего возраста. Вред здоровью может причиняться как в связи с недостаточным развитием половых органов потерпевших, так и в связи с возможным наступлением беременности, которая у не полностью половозрелой девушки способна негативно сказаться на её состоянии. [8, с.26]

Объективная сторона состава, предусмотренного частью 1 ст.134 УК РФ, включает в себя такое действие, как совершение полового сношения, то есть совершение полового акта между мужчиной и женщиной [2]. В юридической литературе и судебной практике содержание понятия "половое сношение" обычно рассматривается при характеристике ст.131 УК РФ. В отличие от изнасилования, инициатором полового сношения может выступать как совершеннолетний мужчина, так и совершеннолетняя женщина [2, ст.131].

Объективная сторона состава, предусмотренного частью 2 ст.134 УК РФ, включает совершение мужеложства или лесбиянства [2]. Конкретные формы таких действий в законодательстве не конкретизированы, что вызывает споры в среде специалистов относительно их содержания. Данные вопросы обычно рассматриваются применительно к квалификации насильственных действий сексуального характера [11, с.405].

Важным признаком объективной стороны преступления является использование способа, отличного от применения насилия, угрозы применением насилия в ближайшем будущем или использования беспомощного состояния потерпевшей. Использование подобных способов для принуждения к вступлению в половую связь требует квалификации деяния по ст.131 или 132 УК РФ как изнасилования или насильственных действий сексуального характера соответственно [7, с.376].

Квалификация по ст.134 УК РФ возможна, даже если используемый способ получения согласия на вступление в половую связь сопряжён с определённым пороком воли несовершеннолетнего лица [2]. Например, квалифицируется по ст.134 УК РФ фактическое вступление в половой контакт, если для получения согласия использовались такие способы понуждения как шантаж, угроза уничтожением, повреждением или изъятием имущества, использование материальной или иной зависимости, угроза насилием, обращённая в будущее, обман относительно истинных намерений совершеннолетнего лица и т.д. Не исключается также квалификация деяния по данной статье, если инициатором вступления в сексуальный контакт является несовершеннолетний партнёр [18, с.618].


Следует, однако, учитывать, что несовершеннолетний партнёр должен понимать характер и значение совершаемых с ним действий либо оказать сопротивление виновному лицу, поскольку в противном случае внешнее отсутствие признаков насилия или угрозы насилия не имеет значения, так как имеет место использование беспомощного состояния. Для установления данного обстоятельства может использоваться судебная психолого-психиатрическая экспертиза.

Состав формальный, для квалификации деяния по ст.134 УК РФ не требуется наступления каких-либо негативных последствий для несовершеннолетнего потерпевшего. Окончено деяние с момента физиологического начала полового сношения или иных действий сексуального характера [2].

Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 18-летнего возраста. Субъектом деяния, предусмотренного ч.1 ст.134 УК РФ, может являться только лицо, которое на момент совершения деяния не состояло в зарегистрированных брачных отношениях с потерпевшим [2].

Совершение преступления родителем или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетних, педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанным осуществлять надзор за несовершеннолетними является отягчающим обстоятельством [2, ст.63, п. "п"], но не учитывается при квалификации данного преступления.

Субъективная сторона преступления до недавнего времени была выражена в форме прямого умысла, однако с исключением признака заведомости, которое, с нашей точки зрения, является очевидной правовой ошибкой, стало возможным привлечение к ответственности не только преступников, совершивших правонарушение с неосторожной формой вины, но в том числе и объективное вменение, что в корне противоречит основным принципам права.

Основным недостатком четко определенного возрастного критерия в субъективной стороне ненасильственных половых преступлений является то, что для наличия вины преступник должен заведомо знать о том, что он совершает противозаконные действия, так как половой акт с лицом, не достигшим возраста согласия, по текущему российскому законодательству, не является преступлением, и даже поощряется государственной социальной политикой по повышению рождаемости [9, с.52].

Таким образом, если имел место ситуативный половой акт с лицом, которое по своим физическим и социальным признакам выглядит как достигшее возраста сексуального согласия, то, во-первых, отсутствует общественная опасность преступления как таковая, и, во-вторых, отсутствует вина потерпевшего, так как он не осознавал общественную опасность своего деяния и не имел возможность предвидеть последствия его совершения [25, с.304].