Файл: «Особенности управления муниципальным образованием (на примере МО «г. Северодвинск»»).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
Потребительский рынок характеризуется тремя основными показателями: оборот розничной торговли; оборот общественного питания; объем платных услуг населению.
Объем платных услуг населению, оказанных предприятиями Северодвинска (без субъектов малого предпринимательства) за 2017 г., составил 3 663,3 млн. руб. Объем услуг к 2016 г. в действующих ценах сократился на 5,4 %, в сопоставимых ценах – на 7 % (в 2016 г. объем платных услуг возрос на 1,7 %).
Структура объема платных услуг населению, оказанных организациями города без учета субъектов малого предпринимательства, в 2017 г. представлена на рис. 1. По сравнению с 2016 г. в структуре объема платных услуг сократилась на 2,8 % доля коммунальных и бытовых услуг. По данным статистической отчетности в 2017 г. уменьшились расходы населения на бытовые услуги на 42 %, коммунальные услуги на 11 %, услуги гостиниц и аналогичных средств размещения на 18 %. В фактических ценах возросли расходы населения на все виды услуг, кроме санаторно-оздоровительных и туристических услуг.
Рисунок 1 – Структура платных услуг населению
По оперативным данным сальдированный финансовый результат организаций (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организаций) за 2017 г. составил 13 082 млн. руб. прибыли и сохранился практически на уровне 2016 г. (13 491,2 млн. руб.).
Основное влияние на изменение финансового результата по Северодвинску оказывает специфика деятельности предприятий, входящих в Объединенную судостроительную корпорацию, доля которых в общем объеме прибыли на уровне 70 %. В общем числе отчитывающихся по Северодвинску организаций 75 % организаций получили прибыль.
3. Мероприятия по улучшению социально-экономического положения МО «г. Северодвинск»
Таблица 2 – Сравнительная характеристика бюджета г. Архангельска и г. Северодвинска следующими за 2017 г.
Статьи |
Архангельск |
Северодвинск |
||
---|---|---|---|---|
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
|
доходы |
7654,1 |
100 |
6352,2 |
100 |
Налоговые доходы, всего |
3707,1 |
48,4 |
2824,3 |
44,5 |
Налог на доходы физических лиц |
3863,7 |
50,4 |
2395,5 |
70,5 |
Акцизы |
13,4 |
0,2 |
211,2 |
6,6 |
Налоги на совокупный доход |
499,3 |
6,5 |
157,1 |
4,6 |
Налоги на имущество |
218,6 |
2,8 |
232,0 |
6,8 |
Прочие налоговые доходы |
84,7 |
1 |
30 |
0,9 |
Неналоговые доходы, всего |
589,0 |
7,6 |
575,1 |
9,0 |
Доходы от сдачи в аренду земельных участков |
165,8 |
2 |
0 |
0 |
Доходы от сдачи в аренду имущества |
87,7 |
1 |
0 |
0 |
Доходы от продажи имущества и земельных участков |
143,6 |
2 |
298,3 |
8,8 |
Прочие неналоговые доходы |
191,9 |
2,5 |
54,2 |
1,6 |
Межбюджетные трансферты |
3358,0 |
43,9 |
2953,3 |
46,5 |
Субсидии |
405,8 |
5 |
1854,1 |
10,5 |
Субвенции |
2948,8 |
38,5 |
947,2 |
4,9 |
Иные межбюджетные трансферты |
3,4 |
0,1 |
152,0 |
0,7 |
Расходы |
7538,5 |
100 |
6347,6 |
100 |
Социально-культурные |
4570,9 |
60,6 |
376,1 |
5,1 |
Образование |
1985,4 |
26,3 |
3387 |
58,1 |
Культура |
752,0 |
10 |
258,4 |
2,9 |
Социальная политика |
1175,1 |
15,6 |
0 |
0 |
Физическая культура и спорт |
658,4 |
8,7 |
48,4 |
0,7 |
Городское хозяйство |
2875,4 |
38,1 |
0 |
0 |
Национальная экономика |
385,7 |
5 |
487,9 |
7,1 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
2104,6 |
27,9 |
1258,1 |
21,5 |
Охрана окружающей среды |
385,1 |
5 |
4,4 |
0,01 |
Прочие расходы |
92,2 |
1,2 |
0 |
0 |
Общемуниципальные и иные расходы |
44,7 |
0,6 |
403,3 |
6,7 |
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций |
40,8 |
0,5 |
51,7 |
0,8 |
Обслуживание муниципального долга |
6,7 |
0,01 |
101,1 |
1,5 |
Дефицит |
- |
- |
||
Профицит |
115,6 |
5,2 |
Бюджет Северодвинска за 2017 г. исполнен по доходам в объеме 6 352,8 млн. руб., по расходам – 6 347,6 млн. руб., с превышением доходов над расходами (профицитом) в сумме 5,2 млн. руб.
Исполнение уточненных плановых назначений по доходам составило 100,4 %, по расходам – 98,9 %.
Относительно исполнения бюджета 2016 г. увеличение доходов составило 332,8 млн. руб. или 5,5 %, расходов – 105,1 млн. руб. или 1,7 %.
На финансирование отраслей социально-культурной сферы направлено 64,1 % расходов бюджета или 4 069,9 млн. руб., исполнение составило 99,8 % к утвержденному объему, к уровню 2016 г. – 104,7 %.
По отраслям социально-культурной сферы обеспечено своевременное и в полном объеме доведение и исполнение средств: федерального и областного бюджетов по делегированным полномочиям, субсидиям в целях оказания финансовой поддержки выполнения полномочий по вопросам местного значения – 2 266,3 млн. руб. (99,9 % от плана); местного бюджета на реализацию мероприятий муниципальных программ – 1 801,9 млн. руб. (99,7 % от плана), за счет резервного фонда Администрации Северодвинска – 1,7 млн. руб.
Муниципальные услуги (работы) в сфере образования, молодежной политики, культуры, физической культуры и спорта оказывались 58 бюджетными и 22 автономными муниципальными учреждениями.
Основные параметры муниципальных заданий бюджетных и автономных учреждений включены в состав целевых показателей выполнения соответствующих муниципальных программ. Субсидии на выполнение муниципальных заданий муниципальными учреждениями за счет областного и местного бюджетов исполнены в сумме 3 187,8 млн. руб. (прирост к уровню 2016 г. на 3,8 %).
Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях осуществлялось за счет субвенции из областного бюджета в сумме 1 989,4 млн. руб. (прирост к уровню 2016 г. на 65,3 млн. руб. или на 3,4 %).
Расходы на оплату труда с начислениями работников муниципальных учреждений в рамках задания за счет средств областного и местного бюджетов составили 2 728,3 млн. руб. (прирост к уровню 2016 г. на 4,8 %), из них за счет субвенции на реализацию образовательных программ – 1 954,1 млн. руб.
Таким образом, в МО «г. Архангельск», и в МО «г. Северодвинск» наблюдается профицит бюджета за 2017 г., причем суммарно бюджет г. Архангельск на 20% больше, чем бюджет г. Северодвинск. В целом, результаты анализа бюджетов обоих МО за 2017 г. положительные.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Северодвинск – город областного подчинения, ведущий промышленный центр Архангельской области и Северо-Запада России, расположен в 35 километрах к западу от Архангельска на побережье Белого моря. Основан как город-спутник крупнейшего судостроительного комплекса страны. По итогам 2017 г. результаты развития экономики муниципального образования «Северодвинск» характеризуются следующими количественными и качественными показателями:
Положительные результаты: низкий уровень инфляции 1,6 %; стабильная ситуация на рынке труда: снижение численности официально зарегистрированных безработных; рост среднемесячной заработной платы на 3567 руб. (на 7,0 %) к уровню 2016 г.; увеличение объема отгруженной продукции собственного производства в 3,8 раза к уровню 2016 г.; увеличение объемов ввода жилых домов на 16,3 % по сравнению с 2016 г.; рост объемов инвестиций в основной капитал на 11,3 % по сравнению с 2016 г.; положительный сальдированный финансовый результат деятельности организаций; рост объемов доходов местного бюджета.
Отрицательные результаты: сокращение численности постоянного населения из-за естественной убыли и миграционного оттока населения; ежегодное усиление демографической нагрузки на сокращающееся трудоспособное население из-за устойчивого роста численности населения пенсионного возраста, детей и подростков; снижение объемов работ, выполненных по виду деятельности «строительство», на 12,9 % в действующих ценах к 2016 г.
В МО «г. Архангельск», и в МО «г. Северодвинск» наблюдается профицит бюджета за 2017 г., причем суммарно бюджет г. Архангельск на 20% больше, чем бюджет г. Северодвинск. В целом, результаты анализа бюджетов обоих МО за 2017 г. положительные.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 21 июля 2014 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Раздел «Законодательство».
- Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Раздел «Законодательство».
Устав муниципального образования «Северодвинск» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.severodvinsk.info/?idmenu=11
- Авилова В. В., Галлямова Д. Х. Роль РФ в обеспечении процесса вступления стран СНГ в ВТО // Вестник КГТУ. – 2015. – №4. – С. 176-179.
- Гилязова А. А. Совершенствование организационно-экономического механизма // Вестник КГТУ. – 2015. – №12. – С. 178-190.
- Гутман Г. В., Мироедов А. А., Федин С. В. Управление Региональной экономикой. – М. : Финансы и статистика, 2015. – 176 с.
- Кормановская И. Р., Ренкас Н. Н. Оценка эффективности управления устойчивым развитием региона // Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики. – 2015. – С. 15-18.
- Львов Д. С. Экономика развития. – М. : Экзамен, 2015. – 518 с.
- Машковцев П. В. Формирование системы управления инновационной деятельностью в рамках процессного управления предприятия // Вестник КГТУ. – 2015. – №3. – С. 176-179.
Официальный сайт МО «г. Северодвинск» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.severodvinsk.info/?idmenu=9
- Санжапов Б. Х., Калина И. С. Моделирование принятия решений при стратегическом планировании устойчивого развития региона // Известия Волгоградского Государственного технического университета. – 2016. – № 4. – С. 89-91.
- Хайруллов Д. С. Формирование системы государственного регулирования процессов социально-экономической трансформации и развития Республики Татарстан. – Казань : Фэн. Академия наук РТ, 2016. – 224 с.
- Хамидуллин Ф. Г., Хайруллов Д. С., Хоменко В. В., Тарасов В. М. Проблемы управления социально-экономическим развитием региона. – Казань : Фэн. Академия наук РТ, 2015. – 212 с.
- Экономика Муниципального образования «Северодвинск» за 2017 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.severodvinsk.info/?idmenu=53
-
Официальный сайт МО «г. Северодвинск» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.severodvinsk.info/?idmenu=9 (дата обращения: 17.03.2019). ↑
-
Официальный сайт МО «г. Северодвинск» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.severodvinsk.info/?idmenu=9 (дата обращения: 17.03.2019). ↑
-
Официальный сайт МО «г. Северодвинск» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.severodvinsk.info/?idmenu=9 (дата обращения: 17.03.2019). ↑
-
Устав муниципального образования «Северодвинск» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.severodvinsk.info/?idmenu=11 (дата обращения: 18.03.2019). ↑
-
Устав муниципального образования «Северодвинск» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.severodvinsk.info/?idmenu=11 (дата обращения: 18.03.2019). ↑