Файл: Кооперативная культура в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Банк имеет генеральную лицензию на осуществление банковских операций № 1481 от 8 августа 2017 года. Филиальная сеть банка на 1 апреля 2019 года включает 17 территориальных банков (Приложение 1) и 19292 подразделения по всей России. Дочерние банки Сбербанка России работают в Казахстане, Украине, Беларуси, Германии. В июне 2010 года Сбербанк получил разрешение Китайской банковской регуляторной комиссии на открытие представительства в Пекине, а в сентябре 2010 года Банк России зарегистрировал филиал ПАО «Сбербанк России» в Индии. Дочерние организации СБ РФ представлены в Приложении 2.

Основным акционером ПАО «Сбербанка России» и учредителем является Центральный банк Российской Федерации, владеющий 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция. Другими акционерами Банка являются международные и российские инвесторы .

Рис.1.Структура акционеров ПАО «Сбербанк России» по состоянию на дату закрытия реестра акционеров (конец операционного дня 11 апреля 2019 года)

Филиалы Банка (территориальные банки, отделения) не наделены правами юридических лиц и действуют на основании Положений, утверждаемых Правлением Банка, имеют печать с изображением эмблемы Банка со своим наименованием, а также другие печати и штампы, имеют баланс, который входит в баланс Банка.

Филиалы Банка (территориальные банки) возглавляются Председателями, назначаемыми Президентом, Председателем Правления Банка, филиалы (отделения) – управляющими, назначаемыми по установленной номенклатуре.

Прием на работу и увольнение работников филиалов, заключение с ними трудовых договоров (контрактов) осуществляется руководителем филиала по установленной номенклатуре.

Рис 2.Схема организационной структуры ПАО «Сбербанк России»

Высший орган управления Сбербанка РФ – Общее годовое собрание акционеров; проводится один раз в год.

Банк осуществляет следующие банковские операции:

  • привлекает денежные средства физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
  • размещает указанные выше привлеченные средства от своего имени и за свой счет;
  • открывает и ведет банковские счета физических и юридических лиц, осуществляет расчеты по поручению клиентов, в том числе банков-корреспондентов;
  • инкассирует денежные средства, векселя, платежные и расчетные документы и осуществляет кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
  • покупает и продает иностранную валюту в наличной и безналичной формах;
  • привлекает во вклады и размещает драгоценные металлы;
  • выдает банковские гарантии;
  • осуществляет переводы денежных средств по поручениям физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Миссия Банка:

  • «Мы даем людям уверенность и надежность, мы делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты.
  • Наша миссия определяет смысл и содержание деятельности Сбербанка, подчеркивая его важнейшую роль в экономике России. Наши клиенты, их потребности, мечты и цели есть основа всей деятельности банка как организации. Миссия банка также устанавливает амбициозную цель наших устремлений — стать одной из лучших финансовых компаний мира — и подчеркивает, насколько важны для Сбербанка его сотрудники, и насколько реализация его целей невозможна без реализации их личных и профессиональных целей. Высокие цели достигаются командой единомышленников, которых объединяет общая система ценностей.»

Основные ценности банка:

  • Наши ценности – основа отношения к жизни и работе, внутренний компас, помогающий принимать решения в сложных ситуациях, принципы, верность которым мы храним всегда и везде.
  • Ориентиры, которые помогают нам принимать верные решения в любых ситуациях представлены в Таблице 3.

Таблица 3. Основные положения ценностей Банка

Я – лидер 

Мы принимаем ответственность за себя и за то, что происходит вокруг
Мы делаем лучшее, на что способны
Мы постоянно развиваемся и совершенствуем себя, банк и наше окружение
Мы честны друг с другом и с клиентами

Мы – команда 

Мы с готовностью помогаем друг другу, работая на общий результат
Мы открыты и доверяем своим коллегам
Мы относимся друг к другу с уважением
Мы помогаем расти и развиваться коллегам

Все – для клиента 

Вся наша деятельность построена вокруг и ради интересов клиентов
Мы хотим удивлять и радовать клиентов качеством услуг и отношением
Мы превосходим ожидания клиентов

Стратегия развития Сбербанка на период 2019-2019

Рис.3 Схема стратегии развития Сбербанка на период 2019-2019

Динамика основных статей отчета о финансовых результатах в 2019 году относительно 2018 года:

  • чистый процентный доход увеличился на 18,3%;
  • чистый комиссионный доход вырос на 21,4%;
  • комиссионный доход, не связанный с кредитованием, увеличился на 24,0%;
  • операционный доход до совокупных резервов вырос на 26,8%;  
  • расходы на создание совокупных резервов составили 397,7 млрд руб. против 104,8 млрд руб.;
  • операционные расходы возросли на 9,6%;
  • прибыль до уплаты налога на прибыль снизилась на 14,3% и составила 400,1 млрд руб.
  • Чистая прибыль составила 305,7 млрд руб. (без учета событий после отчетной даты) против 377,7 млрд руб. в 2018 году (с учетом событий после отчетной даты). Основные факторы снижения прибыли в 2019 году – значительные расходы на резервы, исключение из финансового результата переоценки валютных вложений в дочерние компании, а также признание с мая 2019 года отложенного налогового обязательства в связи с изменениями правил бухгалтерского учета.

Чистый процентный доход составил 853,7 млрд руб., что на 18,3% больше предыдущего года:

  • процентные доходы возросли на 313,4 млрд руб. за счет роста портфеля кредитов юридическим и физическим лицам;
  • процентные расходы увеличились на 181,2 млрд руб. за счет роста объема средств клиентов (как физических, так и юридических лиц), а также за счет увеличения объема и стоимости привлечения средств в Банке России; особенно сильно возросла стоимость средств Федерального Казначейства и Банка России в декабре после поднятия ключевой ставки до 17%.

Чистый комиссионный доход составил 276,9 млрд руб., что на 21,4% выше показателя за прошлый год. Комиссионные доходы, не связанные с кредитованием, увеличились на 24,0%. Основной вклад в данный рост внесли операции с банковскими картами и операции эквайринга – их прирост за год составил 32,2% или 30,7 млрд руб., при этом в декабре заработано 14,9 млрд руб. Такой рост в декабре обусловлен значительным увеличением объема операций держателями карт. В 2019 году опережающими темпами также росли комиссионные доходы от выдачи банковских гарантий,  реализации сделок торгового финансирования и документарного бизнеса, продажи страховых и инвестиционных продуктов.
Чистый доход от валютной переоценки и по торговым операциям на финансовых рынках за 2019 год составил 81,2 млрд руб., что в 3,7 раза превышает объем прошлого года. Основное влияние оказало создание резервов по валютным кредитам в связи с положительной переоценкой этих кредитов в результате девальвации рубля в конце 2019 года без ухудшения качества самих кредитов (только за 4 квартал 2019 года – около 48 млрд руб.). При этом по правилам регулирования открытой валютной позиции банков резервы под обесценение валютных кредитов включались в валютные требования и обязательства для управления валютной позицией. Переоценка данных требований и обязательств, как и всех валютных активов и обязательств, номинированных в валюте, отражалась в статье доходов по торговым операциям. Таким образом, создание резервов по валютным кредитам технически сказалось на росте доходов по торговым операциям. 
В целом операционный доход до совокупных резервов увеличился на 26,8% и превысил 1,25 трлн руб. 
Операционные расходы увеличились на 9,6%. Отношение расходов к доходам снизилось на 5,8 п.п. до 36,6% за счет проводимой в Сбербанке программы по оптимизации расходов. Темп роста операционных доходов до совокупных резервов (26,8%) существенно превышает рост операционных расходов(9,6%).   
Расходы на совокупные резервы за 2019 год составили 397,7 млрд руб. против 104,8 млрд руб. годом ранее. Более 45% прироста резервов пришлось на 4 квартал. На протяжении этого квартала на объем резервов влияло резкое ослабление курса рубля по отношению к основным валютам, которое технически влекло досоздание резервов по валютным кредитам без ухудшения качества по ним. Кроме того, был досоздан резерв по ряду крупных украинских заемщиков в связи с ухудшением ситуации на Украине. 


В целом банк продолжает формировать резервы на возможные потери в соответствии с требованиями Банка России, придерживаясь консервативного подхода к покрытию существующих кредитных рисков. Созданные на балансе резервы превышают просроченную задолженность в 2,6 раза (на 1 января 2019 года 2,2 раза).

Прибыль до уплаты налога на прибыль снизилась на 14,3% относительно 2018 года и составила 400,1 млрд руб. Чистая прибыль составила 305,7 млрд руб. (без учета событий после отчетной даты) против 377,7 млрд руб. в 2018 году (с учетом событий после отчетной даты).

Активы за год выросли на 33,2% и составили 21,8 трлн руб. Почти треть прироста сложилась за счет положительной переоценки валютной составляющей активов в результате ослабления рубля. Более всего в балансе банка возросли остатки кредитов юридическим и физическим лицам.
В декабре банк предоставил корпоративным клиентам кредиты на сумму 1,4 трлн руб. Всего за год выдано порядка 8 трлн руб. – на 8,8% больше, чем годом ранее. Кредитный портфель корпоративных клиентов увеличился за декабрь на 893 млрд руб. В целом за год портфель вырос на 3,1 трлн руб. или на 36,3% и составил 11,7 трлн руб. Рост обусловлен как новыми выдачами кредитов, так и положительной переоценкой ранее выданных валютных кредитов, возникшей из-за изменения курсов валют. 
Частным клиентам в декабре выдано более 200 млрд руб., с начала года – 2 трлн руб. кредитов, что на 10% превышает объем выдачи за прошлый год без учета оборотов по кредитным картам. Кредитный портфель частных клиентов увеличился за декабрь на 55 млрд руб. За год портфель вырос на 737 млрд руб. или на 22,1% и составил почти 4,1 трлн руб. Около половины розничного портфеля банка составляют жилищные кредиты.
Доля просроченной задолженности в кредитном портфеле на 1 января 2019 года составила 2,0%, снизившись за год на 0,2 п.п.
Объем вложений в ценные бумаги за год снизился на 35,9 млрд руб. или на 1,8%. Их остаток на 1 января 2019 года составил 1,9 трлн руб.

Средства юридических лиц в декабре увеличились на 966 млрд руб. за счет сезонного роста срочных депозитов и переоценки ранее привлеченных валютных средств. Прирост в целом за год составил 1 949 млрд руб. или 62,5%. Остаток средств юридических лиц на 1 января 2019 года составил 5,1 трлн руб.
Средства физических лиц за декабрь выросли на 192 млрд руб. как за счет притока средств, так и за счет переоценки валютных депозитов. За год средства физических лиц увеличились на 473 млрд руб. или на 5,9% и на 1 января 2019 года составили 8,5 трлн руб.


Величины базового и основного капиталов Сбербанка совпадают в силу отсутствия источников добавочного капитала и по оперативным данным на 1 января 2019 года составляют 1 630 млрд руб.  Величина общего капитала на эту же дату составляет 2 254 млрд руб.  

2.2. Процесс формирования корпоративной культуры в ПАО «Сбербанк»

Формирование единой команды невозможно без чувства эмоциональной причастности. Сбербанк прилагает максимальные усилия к формированию корпоративной культуры, которая соответствовала бы ценностям Банка, с одной стороны, и была бы комфортна для развития профессиональных навыков и реализации амбиций сотрудников, с другой. Важнейшей задачей при этом является формирование единого коммуникационного пространства. Сотрудники всех подразделений Банка должны чувствовать свое единство и причастность к общему делу.

Общепринятые ценности и нормы Сбербанка отражены в Кодексе корпоративной этики, который регламентирует правила поведения, обязательные для всех сотрудников Банка. Для ознакомления с этими правилами каждый сотрудник при приеме на работу подписывает «Декларацию о согласии с этическими нормами Сбербанка России». Для адаптации новых сотрудников разработан комплекс мероприятий, призванный облегчить процесс вхождения в должность и адаптации к новой корпоративной культуре. Создана «Книга новичка», представляющая собой интерактивное медиаиздание, которое содержит всю основную информацию, необходимую новым сотрудникам. В некоторых территориальных банках проводятся специальные тренинговые программы для новичков. Кроме того, существует практика закрепления на период прохождения испытательного срока персональных наставников из числа коллег, имеющих продолжительный опыт работы в Банке.

Основным инструментом внутренних коммуникаций является Интранет-портал, который содержит разделы структурных подразделений и территориальных банков, внутренние нормативные и информационные документы. Внутренний портал является важнейшим каналом обратной связи от сотрудников к менеджменту Банка. В планах дальнейшее развитие портала, в том числе в направлении создания виртуальных рабочих кабинетов.

По локальной сети сотрудники ежедневно получают специальную рассылку «Доброе утро, Сбербанк», а раз в неделю — бюллетень «Сбербанк. День за днем», включающий краткий обзор ключевых событий Банка за прошедшую неделю. Среди других инструментов внутренних коммуникаций — ежемесячная газета «Мой Сбербанк» и информационные доски. В Банке работает открытая телефонная линия для обращений сотрудников.