Файл: Соотношение системы права и системы законодательства (Юридическая природа, сущность системы законодательства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Функциональную основу человеческой жизни составляют взаимозависимость взаимосвязь различных по своему содержанию общественных отношений. В сферы человеческой деятельности включаются многие виды и разновидности социальных связей. Но обнаружить изолированную область общественной жизни, где бы доминировал только один вид общественных отношений не всегда можно. Поэтому возникает необходимость охватить общим правовым регулированием все многообразие общественных отношений, которые возникают возникающих в различных сферах человеческой жизнедеятельности, а именно в быту, на производстве, в здравоохранении и т.д.

Процесс преобразования российского общества находит свое отражение в функционировании многих закономерностей социально-правового характера. С формированием новых политических, духовных, социально-экономических предпосылок построения российского правового государства содержание нормативного материала обновляется, тенденции его развития изменяются. Поэтому необходимо обеспечение верховенства закона во всех сферах человеческого общества, а также унификация, интенсификация, специализация законодательства и увеличение юридических предписаний.

Особую важность в процессе построения правового государства имеют логичность, четкость, последовательность нормативных актов, так как от построения системы законодательства зависит не только деятельность государства в целом, но и жизнь каждого человека. Человек, чувствует себя свободным и защищенным, если знает о существовании нормативно-правовых актах, которые закрепляют его права и обязанности и что законы не имеют обратной силы.

Мною в работе были использованы работы, содержащиеся в трудах таких исследователей, как С. С. Алексеев, А. С. Пиголкин, Р. З. Лившиц, Л. М. Карапетян, А. Б. Венгеров, С. А. Комаров А. В. Малько и т.д.

Цель данной работы заключается в изучении сущности системы законодательства, изучении проблемы соотношения системы законодательства и системы прав, а также в рассмотрении признаков системы права.

1 Соотношение системы законодательства и системы права


1.1 Юридическая природа, сущность системы законодательства

Под системой законодательства в теории права принято понимать совокупность нормативных правовых актов различной юридической силы, владеющих согласованностью деяний и внутренним согласием, исходя из необходимости решения стоящих перед государством задач. Классификация законодательства - это упорядочение, приведение работающих нормативных актов в общую, слаженную, целостную систему. В широком смысле законодательство это совокупность законов и подзаконных актов. Законодательство по уровню юридической силы разделяется на законы, нормативные указы главы государства. По сферам регулирования общественных отношений законодательство делится на гражданское, трудовое, семейное и другое.

В доктрины права законодательство принято рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле это внешняя форма объективного права, которая содержит в себе совокупность всех видов нормативных правовых актов, работающих в государстве. В узком смысле это понятие сужается только до нормативных правовых актов Федерального Собрания Российской Федерации.

Но на практике дело обстоит несколько иначе. Это объяснятся тем, что правовое регулирование публичных взаимоотношений нельзя разорвать на части и рассматривать лишь на федеральном либо лишь на районном уровнях. Понятие термина "законодательство" еще наиболее актуально и что действительно действует на практику. Становление системы законодательства и системы права следует по пути их предстоящей квалификации, приобретая наиболее обособленный характер, о чем свидетельствует мировой и отечественный опыт. С.Л. Зивс считает, что любой ведомственный акт без каких-либо уточнений и оговорок к законодательству отнести нельзя.

С 1999 года Государственной Думой Российской Федерации на протяжении нескольких лет планируется принятие Федерального закона "О нормативных правовых актах Российской Федерации". В одном из этих проектов предлагался компромиссный вариант трактовки термина "законодательство", который бы отражал не только федеративное устройство Российского государства, но и четко определял его предмет.

Федеральное законодательство содержит в себе Конституцию РФ, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти и международные договоры, участниками которых является Наша родина. Законодательство субъектов РФ содержит в себе конституции субъектов России и другие нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов России и правовые акты органов районного самоуправления. Законодательство России. Некоторые субъекты Федерации, не дожидаясь указаний из федерального центра, принимают собственные "законы о законах", например, такой закон был принят в Москве. Он предназначен регулировать отношения, связанные с принятием законов города Москвы и постановлений Московской городской Думы.


Система законодательства, как и система права, носит беспристрастный характер, потому что ее содержание, ориентируется не только лишь вещественными и социальными критериями жизни сообщества. Одной из ее черт считается черта сущности самого государства и задач, которые оно решает на определенном шаге исторического становления и роли крупного общества. Система законодательства выступает, как органическое свойство законодательства, но не лишь как итог, следствие систематизации. Формирование законодательства Российской Федерации позволило достичь достаточно высокой степени системности на базе ранее принятых концепций, которые отражают роль и место России в мировом сообществе, а также собственный и международный опыт в этой сфере.

Нормы законодательства с учетом системной взаимозависимости отображают различные значения внутрисистемных взаимосвязей. В базе системы законодательства лежит нормативный правовой акт, который описывает решение полномочного органа страны, а юридическая мощь нормативного акта ориентируется тем, в какую наружную форму он облачен. Система законодательных актов представляет из себя иерархию по показателю наружной формы, в базе которой лежит конституция государства. В системе законодательства существуют три основные формы: кодификация, инкорпорация и консолидация.

Наиболее абсолютная форма классификации законодательства это кодификация, которая выражается в подготовке владеющего системным нравом нового комплексного законодательного акта, предназначенного регулировать более важные сферы публичных взаимоотношений на протяжении долгого времени. Кодификация бывает отраслевой, всеобщей и особой.

Инкорпорация это форма классификации законодательства посредством объединения нормативных актов конкретного значения без внесения конфигураций в их содержание в конкретном порядке (алфавитном, хронологическом, системно-предметном). Есть такие виды инкорпорации, как официальная, неофициальная и официозная.

Форма классификации законодательства, которая выражается в соединении в общий документ блока законодательных актов, уготованных регулировать определенный вид общественных отношений в логической последовательности без внесения изменений в их содержание, называется консолидацией.


1.2 Проблемы соотношения системы законодательства и системы права.

Система права и система законодательства это тесно взаимосвязанные, но самостоятельные группы, представляющие 2 аспекта одинаковой сути – права. Они соотносятся друг от друга как форма и содержание. Система права по содержанию - это внутренняя структура права, соответственная нраву регулируемых им публичных взаимоотношений. Система законодательства это наружняя форма права, которая выражает систему нормативно-правовых актов. законодательство в широком его осознании и есть право.

Структура права обоснована финансовым базисом сообщества и носит беспристрастный нрав. Она не имеет возможности строиться по произволу законодателя. Составляющими структуры права считаются: норма права, отрасль, подотрасль, институт и субинститут, призванные максимально учесть многообразие регулируемых публичных взаимоотношений, их специфику и динамизм. Система права обновляется с развитием и совершенствованием публичных действий, актуальность которых способствует появлению новых правовых институтов и отраслей.

Все же, структура системы права не имеет возможности быть раскрыта с необходимой полнотой и точностью, ежели не видеть ее органического единства с наружной формой права – системой законодательства. Законодательство это правовые нормы, в определенные правовые акты. Но система законодательства – не столько совокупность этих актов, а их дифференцированная система, которая базирована на принципах субординации и скоординированности ее структурных компонентов. Связь между ними поддерживается с помощью различных факторов. Основным моментом считается предмет регулировки и интерес законодателя в оптимальном, всеохватывающем построении источников права. Система законодательства венчается отраслевой изолированностью. Это обособление может быть при условии отражения особенности содержания правового регулирования. В законодательстве обособляется то, что обособляется в реальности. Строение законодательства считается наружным выражением объективно существующей структуры права.

Для законодателя структура права выступает как объективная закономерность, поэтому в его решениях о системе законодательства, строении нормативно-правовых актов неизбежно проявляется реальная потребность существования самостоятельных отраслей права, подотраслей, институтов, юридических норм.

Но система законодательства и система права не тождественны, между ними есть значительные отличия и несовпадения. Во-первых, это выражается в том, что изначальным составляющим системы права считается норма, а изначальным составляющим системы законодательства выступает нормативно-правовой акт. Во-2-х, по размеру представленного в системе законодательства материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в своем смысле не могут быть отнесены к праву. В-третьих, в основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. В-четвертых, внутренняя структура системы законодательства не совпадает с внутренней системой права. В-пятых, система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя, а система права носит объективный характер. Объективность системы права в том, что она обусловлена различными видами и сторонами общественных отношений. Субъективность законодательства относительна, так как она детерминирована определенными объективными социально-экономическими процессами.


2 Сущность системы законодательства

2.1 Системы и отрасли законодательства

Система права со своими отраслями, которые объединяют нормы права, выступает как внутреннее содержание, а система законодательства - внешняя форма, в которую облекаются нормы права. Система права состоит из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права. Система законодательства это внутренняя структура законодательства, состоящая из взаимосвязанных нормативно-правовых актов в той или иной области общественной жизни.

Система законодательства является внешним выражением системы права, которая формируется путем издания и систематизации правовых актов. В законодательстве выделяют такие системы, как горизонтальная система, вертикальная система и комплексная система.

Горизонтальная система обусловлена предметом правового регулирования - конкретными общественными отношениями. Отрасли законодательства, соответствуют отраслям системы права, например: трудовое законодательство - трудовое право и т.д.

Вертикальная система законодательства отображает иерархию государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической мощи. Во главе стоит Конституция, потом идут законы, декреты пре­зидента, указы президента, распоряжения правительства, нормативные акты районных органов власти, локальные нормативные акты.

Всеохватывающая система формируется зависимо от объекта правового регулировки, к примеру: экологическое законодательство, природоохранительное законодательство и т.д.

Невзирая на взаимосвязанный нрав между системой права и системой законодательства есть отличия. Система права и система законодательства не схожи по кругу источников: система законодательстве воплощена в законодательстве и других нормативно-правовых актах. Также система права обретает олицетворение в обыкновенном праве, неписаных принципах права и теоремах, международно-правовых актах, судебных фактах, договорах нормативного содержания и даже в правосознании. Последующее отличие состоит в в таком случае, что же основным компонентом организации полномочия представляется правило, а основным компонентом организации законодательства - публикация нормативного действия. На третьем месте отличие - концепция полномочия представляет в свойстве нахождения, а концепция законодательства - в свойстве фигуры. 4-ое отличие в этом, что же концепция полномочия работает начальной основой с целью организации законодательства. 5-ое отличие - концепция полномочия обладает только лишь горизонтальное устройство, а концепция законодательства еще и вертикальное. Шестое - система законодательства не охватывает всего разнообразия нормативности, а формируется в адвокатских обычаях, нормативных соглашениях, адвокатских фактах. Помимо формулировок общепризнанных мерок право содержит и другие компоненты - преамбулы, наименования областей, верхушек, заметок и т. д. В-седьмых отличие состоит в этом, что же любая сфера в организации полномочия обладает собственный объект и способ законного регулировки, а сферы законодательства подобными соединяющими началами никак не имеют.