Файл: Соотношение системы права и системы законодательства (Юридическая природа, сущность системы законодательства).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 Соотношение системы законодательства и системы права
1.1 Юридическая природа, сущность системы законодательства
1.2 Проблемы соотношения системы законодательства и системы права.
2 Сущность системы законодательства
2.1 Системы и отрасли законодательства
2.2 Понятие и виды систематизации законодательства
Ст. 71, 72 Конституции РФ выделяют три группы отраслей законодательства. 1-ая категория – одинаковые с секторами экономики полномочия, к примеру: цивильное, аграрное, преступное и др. 2-ая категория данное единые сферы законодательства, заключающиеся с общепризнанных мерок разных сфер полномочия: управленческого, партикулярного, криминального, к каковым причисляют домашнее возможность, сельскохозяйственное либо сельское. 3-я категория – данное сферы законодательства, «привязанные» к надлежащим отраслям правительственного управления и отраслям общегосударственной работы, к примеру, данное законодательство о водном, воздушном, железнодорожном транспорте.
Количество отраслей законодательства значительно превышает число отраслей права. Общий классификатор охватывается 48 таких отраслей, утвержденных Указом Президента РФ.
2.2 Понятие и виды систематизации законодательства
Нормативные акты издаются в разное время и в связи с различными обстоятельствами. Иногда они бывают противоречивыми и несогласованными, это создает определенные трудности при использовании, поэтому существует необходимость в их систематизации.
Систематизацией законодательства представляется регулирование, превращение функционирующих нормативных действий в общую, скоординированную, целостную концепцию. Более элементарным методом систематизации нормативно-законных действий представляется учреждение разных конфигураций их учета согласно установленному диапазону проблем, какие предполагают заинтересованность с целью определенных персон. Учреждение подобного учета содержит в себе некоторую концепцию розыска соответственной законный данных согласно увлекающему проблеме. Наиболее развитыми способами систематизации правоустановительных актов являются их инкорпорация, консолидация и кодификация.
Инкорпорация -это данное совокупность нормативных действий без перемены их нахождения и обработки согласно установленным предметным особенностям: хронологическому и настоящему. Присоединение исполняется систематизатором, что никак не обладает возможностей менять сущность общепризнанных мерок полномочия, а никак не правотворческими органами. Типами инкорпорации представлены собрания нормативных действий, сборники нормативных действий, сборник законов согласно свойству регулировки ими установленной сферы социальных взаимоотношений. Инкорпорация бывает систематической, предметной и хронологической. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. Официальная инкорпорация это издание по поручению правотворческого органа другим компетентным органом сборников, собраний законодательства, с учетом внесенных нормотворческим органом изменений и дополнений. Неофициальная инкорпорация это издание сборников, справочников законодательства по инициативе организаций, учреждений без специальных на то полномочий в учебных целях.
Второй способ систематизации - это консолидация. Консолидация предполагает собою совокупность нормативных действий без перемены их нахождения в общий документ, в каком месте любой нормативный документ утрачивает собственное независимое адвокатское роль. Общепризнанных мерок полномочия рядом данном излагаются в закономерной очередности, повторы и противоречия устраняются. В различие с инкорпорации, объединение предполагает собою фигуру служебной правоустановительной работы, таким (образом равно как содержит в себе перемена и аннуляцию устарелых общепризнанных мерок, утверждение линии новых норм и в целом принятие нового правоустановительного акта. Нормативные акты объединяются по признаку отнесения к какому либо виду деятельности с целью упорядочения нормативных актов по вопросам налогообложения, административной ответственности и т.д. Например, во Франции, широко используется практика издания консолидированных законодательных актов (кодексов) по отдельным достаточно крупным отраслям правового регулирования: о труде, дорожный, сельскохозяйственный, налоговый и др.
Третий способ систематизации – кодификация, представляющая собой совокупность нормативных действий в общий, закономерно единый документ с переменой их нахождения. Классификация данное более непростая систематизационная деятельность, Нежели слитие. Рядом кодификации выполняется высококачественная обработка функционирующих адвокатских общепризнанных мерок, устраняется повторение, противоречия, пробелы в законном регулировке, откладываются устарелые общепризнанных мерок и т.д. Согласно собственному нормативно-законному содержанию, нраву и фигуре данное другой документ, заглянувший в замену крупного числа общепризнанных мерок и олицетворяющий собою общий внутренне согласованный сводный акт. Например, при принятии КоАП РСФСР были признаны утратившими силу полностью или частично около 1000 ранее принятых нормативных актов.
Выделяют следующие виды кодификации: отраслевая и специальная. Отраслевая кодификация кодифицирует нормы определенной отрасли права, а специальная - кодифицирует нормы какого-либо правового института.
Кодификации подразделяются на несколько подвидов. Первый вид – это всеобщая кодификация, это когда в течение известного времени создаются сводные кодификационные акты по всем основным отраслям нормативно-правового материала. Второй вид - комплексная кодификация, состоящая в кодификации комплексных отраслей права либо в объединении норм различных отраслей права, регулирующих крупные сферы однохарактерных отношений. Отраслевая кодификация – это третий вид, охватывающий нормативно-правовой материал какой-либо определенной отрасли или подотрасли права (например, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс и др.). Четвертый вид - это специальная кодификация, это когда группируются нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов (Водный кодекс РФ и др.).
Видами кодификационных актов являются основы законодательства, кодексы, уставы, положения, регламенты и т.д. Свод законов – это акт, имеющий общеправовой характер и включающий в себя все основные нормы права всех правовых отраслей, которые соответствуют национальной системы права. Учет нормативно-правовых актов – это деятельность по их сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии, а также по созданию поисковой системы.
В России наиболее известны следующие продукты и разработавшие их организации: Консультант-Плюс (АО "Консультант-Плюс"); "Кодекс" (Центр Компьютерных разработок); "Система" (НТЦ "Система" при ФАПСИ) и др.
3 Система права
3.1 Понятие и признаки системы права
Право, для юристов по своему содержанию должно не только соответствовать природе социально-экономического строя, быть воплощением национальной и всемирный культуры и вида существования люда, однако и обозначаться многоцелевым регулятором действия и деятельности людtq. Согласно собственной фигуре возможность обязано являться соответствующим способом устроено, морально организовано и согласовано, оно обязано демонстрировать характерно адвокатскую регулятивную концепцию, либо владеть качеством системности. С целью формулирования данного свойства полномочия в адвокатской науке применяется группа «система права» (переведении с греч. (systema) значит «целое», составленное из частей»).
Понятие «система права» означает, что право представляет собой некое целостное образование, состоящее из множества элементов, которые находятся между собой в определенной связи. Система права это определенным образом структурированные и взаимосвязанные друг с другом нормы права. Нормы объединяются в более общее нормативно-юридическое образование — институты права, а те, в свою очередь, в подотрасли и отрасли права, которые в своем единстве и есть система права. Единство в системе права заключается в единстве целей и задач правового регулирования, единстве правовых принципов, единстве системы регулируемых отношений.
Право, являясь внутренне единым и целостным нормативным образованием, вместе с тем подразделяется на определенные части — отрасли и институты, которые выполняют самостоятельную роль в механизме воздействия права на поведение и деятельность людей.
Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие признаки системы права: четкая иерархия структурных элементов; целостность и единство элементов; объективно обусловленный характер. Система права является внутренней структурой права, которая состоит из взаимосогласованных и взаимосвязанных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.
Система права состоит из двух больших групп отраслей: частного и публичного права. Это деление уходит корнями к римскому праву. Такое деление связано с естественным различием частных интересов и интересов общества.
Частное право защищает интересы лица в его взаимоотношениях с другими лицами. Российская правовая система длительное время не знала деления права на частное и публичное, что главным образом заключалось в отсутствии института частной собственности. Советская официальная юридическая доктрина отрицательно относилась к идее деления права на частное и публичное, так как это было выгодно партийному аппарату, находящемуся у власти.
Публичное право это совокупность отраслей права, нормы которых обеспечивают интересы публичного характера. Это конституционное, уголовное, административное, государственное, валютное, экологическое, финансовое международное публичное право и др. Согласно п. 4 ст. 115 Конституции РФ международное публичное право входит в национальную систему права не всей совокупностью международно-правовых норм, а той их частью, которая выступает источником российского права.
Частное право объединяет отрасли, содержащие нормы, которые регулируют сферу личных интересов и потребностей, а именно семейное, трудовое, гражданское, земельное авторское, предпринимательское, международное частное право.
Но абсолютной частноправовой отрасли или публично-правовой не существует. Их границы подвижны и изменчивы. Публично-правовые элементы присутствуют в отраслях частного права, равно как и наоборот. В каждой конкретной отрасли права, возможно, комбинирование юридических приемов.
Социально-политическая и правовая раскованность основали обстоятельства с целью формирования полномочия в ареалах Русской Федерации, что же существовало сопряжено с избавление с многочисленных тоталитарных догм. В степени субъектов РОССИЙСКА? ФЕДЕРАЦИ? и регионального самоуправления возникли законные причины с целью появления на свет независимых нормативных действий, какие различаются своеобычием, рвением принимать во внимание районные обстоятельства и определенную общественно-общественно-политическую ситуацию. Более существенным актам подобного рода являются, уставы (положения) субъектов федерации и местного самоуправления, Конституции республик в составе РФ. Следовательно, в системе права можно выделить права субъектов федерации и местного самоуправления, подсистемы федерального права. Подсистемы, так же, как и во всей системе права, частично отрасли права, правовые институты и нормы.
Уровни системы права и ее подразделение на отрасли.
В системе права выделяют пять уровней, это правовые нормы, институты, подотрасли, отрасли и вся система права. Их можно рассматривать в горизонтальной и вертикальной плоскости. В горизонтальной плоскости осуществляется координация в границах одного уровня, а вертикальная плоскость обеспечивает сочетание взаимосвязей между нормами, институтами, подотраслями, отраслями в последовательном самоподчинении: система, отрасль (подотрасль), институт, норма.
Правило полномочия данное официально некоторое принцип действия, что вводится и поддерживается страной и ориентирует регулирование характерных социальных взаимоотношений. Учреждение полномочия данное изолированная изнутри сферы категория законных общепризнанных мерок, что регулирует схожие общественные взаимоотношения. Подотраслью полномочия представляется комплекс законных общепризнанных мерок схожей ВУЗов определенной сферы полномочия. Сфера полномочия регулирует однородные общественные отношения и является совокупностью правовых норм, институтов и подотраслей права.
Это деление объясняется большим разнообразием общественных отношений, где каждый вид регулируется строго определенной группой юридических норм. Следовательно, системность самих общественных отношений придает системные свойства праву.
Отрасль права это главное подразделение системы права, представляющее собой совокупность юридических норм, институтов, подотраслей, регулирующих значительный круг однородных общественных отношений, объединенных общностью предмета и метода. Предмет правового регулирования это общественные отношения подвергаемые правовой регламентации.
Метод правового регулирования – это совокупность различных приемов и способов правового воздействия отрасли права на общественные отношения. Метод правового регулирования из комбинации пяти способов воздействия на общественные отношения, а именно на обязываний, дозволений, запретов, поощрений и рекомендаций. С точки зрения профессора В.К. Бабаева их сочетание и образует два основных и два дополнительных способа воздействия на поведение субъекта. К дозволениям тяготеет гражданское право, к обязываниям - административное право, к запрещениям – уголовное право.
Императивный (основной) способ – это метод властно-категоричных предписаний, который не допускает отклонений в регулируемом поведении от предписаний нормы права. Он присущ конституционному (государственному), административному, уголовному праву и ряду других отраслей. В основе этого метода лежит обязывание - возложение на субъекта обязанности определенного поведения.