Файл: Россия в системе международных кредитных отношений. Общая характеристика..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дополнительным источником внешних ресурсов для российского бизнеса является размещение еврооблигационных ссуд на зарубежных фондовых рынках. Россию можно считать страной-кредитором, так как причитающиеся ей суммы от государств-должников превышают объем долга самой России. В то же время, если учесть, что возврат значительной части задолженности других стран перед Россией достаточно проблематичен, фактически Россия является нетто-должником. О кредитоспособности и финансовой устойчивости банков РФ, как в рамках страны, так и в международных масштабах позволяют судить кредитные рейтинги зарубежных рейтинговых агентств.

Таблица 1[18]

Кредитные рейтинги РФ за 2018г

Агентство

Рейтинг

Шифр

Значение

Standard & Poor’s

долгосрочный кредитный рейтинг России по обязательствам в иностранной валюте долгосрочный

BBB

Ниже среднего

рейтинг по обязательствам в национальной валюте

BBB

Ниже среднего

краткосрочный суверенный рейтинг РФ с обязательствами в иностранной валюте

A-3

Ниже среднего

краткосрочный рейтинг с обязательствами в национальной валюте

A-2

Выше среднего

Fitch

долгосрочный кредитный рейтинг РФ, выраженный в иностранной валюте

BBB

Ниже среднего

долгосрочный рейтинг с обязательствами в национальной валюте

BBB

Ниже среднего

краткосрочный суверенный рейтинг РФ в иностранной валюте

F3

Ниже среднего

краткосрочный рейтинг РФ в национальной валюте

F3

Ниже среднего

Moody’s

долгосрочный кредитный рейтинг РФ по обязательствам, выраженным в иностранной валюте

Ba1

Рискованный

суверенный рейтинг с обязательствами в национальной валюте

Baa2

Ниже среднего

краткосрочный рейтинг

Not Prime

Рискованный

Таким образом, долгосрочный кредитный рейтинг России в иностранной валюте от агентств S&P и Fitch на данный момент находится на последней ступени инвестиционного уровня. Долгосрочный кредитный рейтинг России в иностранной валюте от агентства Moody’s находится на спекулятивном уровне. За время существования России как участника международных кредитных отношений, государством были выданы кредиты более чем 20 государствам.


Рассмотрим основные страны крупнейшие должники РФ:

Куба – 26 млрд. долл. США

Ирак – 12.,9 млрд. долл. США

Афганистан – 11,1 млрд. долл. США

Монголия – 11,8 млрд. долл. США

Сирия – 13,4 млрд. долл. США

Вьетнам - 11 млрд. долл. США

КНДР - 8 млрд. долл. США

Эфиопия - 6 млрд. долл. США

Алжир – 4,7 млрд. долл. США

Ливия – 4,6 млрд. долл. США

Другие – 16,2 млрд. долл. США

Среди должников России числятся в основном азиатские страны. Самая большая задолженность перед Россией приходится на Кубу – 26 млрд. долл., следующие по объёмы внешних заимствований являются Сирия, Ирак, Монголия, Афганистан и Вьетнам. Право крупного кредитора позволяло России участвовать в программах по списанию задолженности беднейшим странам, которое осуществляется в рамках МВФ и Всемирного банка. На основании чего было списано достаточно крупная сумма внешней задолженности перед Россией около 8 трлн рублей долга — самые крупные списания были сделаны в 2008 и 2014 годах.

Таблица 2[19]

Списанные долги РФ, млрд. долл. США

Страна

Год

Сумма списания, млрд. долл. США

1

Йемен

1999

5305,5

2

Вьетнам

2000

9379,2

3

Мадагаскар

2000

385,8

4

Пакистан

2001

57,4

5

Танзания

2001

469,6

6

Мозамбик

2002

2036

7

Сирия

2005

9700

8

Эфиопия

2005

1125

9

Алжир

2006

4376

10

Афганистан

2007

11115

11

Ирак

2008

12309

12

Ливия

2008

4567

13

Афганистан

2010

0,812

14

Монголия

2010

0,180

15

КНДР

2012

11520

16

Киргизия

2013

0,500

17

Куба

2014

30126

18

Мадагаскар

2015

0,889

19

Монголия

2016

0,172

20

Узбекистан

2016

0,865

21

Киргизия

2017

0,2


Среди стран членов «большой восьмерки» Россия стала лидером по количеству списанных долгов, списав своим должникам 130,383 млн. долл., что составляет более 58% бюджета страны на 2018 год или 53 245 рублей с человека. Рекордная сумма списанного долга приходится на Кубу - 30 126 млрд. долл. Такая политика списания внешней задолженности находит отражение в программе помощи развивающимся странам и странам с неразвитой экономикой. Со всеми странами, у которых была списана задолженность у России тесное экономическое сотрудничество, и во многих сферах, в частности в кредитно- финансовой РФ налаживает взаимоотношения, так как выступает основным кредитором этих стран. В 2014 г. финансовый сектор России столкнулся с серией санкций, которые постепенно меняют ситуацию на финансовом рынке страны. Санкции, введенные в отношении ряда российских банков и компаний, можно разделить на три группы.

Таблица 3

Группа санкций, введенных относительно российских банков и компаний[20]

Наименование

Характеристика

Компании

I

Список SSI («секторальные санкции»)

Банки и компании лишаются возможности выходить на долговые рынки США и Европы, но могут проводить свои платежи или платежи своих клиентов. Данные санкции не несут угрозы состоянию бизнеса этих компаний, но они должны изме нить структуру своего баланса, переключившись на внутренние источники финансирования. Санкции этой группы касаются прежде всего российских государственных банков, а также ключевые отрасли российской экономики как: финансовую, энергетическую, оборонную и горнометаллургическую

Дочерние структуры ВЭБа и «Роснефти», Корпорация развития Северного Кавказа, Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭС КАР), Росэксимбанк, банк «Глобэкс», "Краслесинвест", Связь-банк, «ВЭБинжиниринг», «ВЭБ капитал», «ВЭБ-лизинг».

II

Список SDN

Эти санкции предполагают наиболее жесткие ограничения, так как запрещают проводить валютные платежи в пользу или от лица этих банков. Попавшие в указанный список, банки должны менять географию своего бизнеса, так как больше не могут участвовать в трансграничных операциях. В него попали несколько российских частных банков, далеко не самых крупных, и небольшое число российских компаний, в основном из оборонного сектора.

Евпаторийский, Феодосийский, Керченский, Севастопольский, Ялтинский морские торговые порты, государственная судоходная компания «Керченская паромная переправа».

III

«Мягкие санкции»

Данные санкции представляют наибольшую проблему в масштабе всей экономики. Они не объявлены официально, но их действие ощущается из-за изменения условий ведения бизнеса с российскими эмитентами и отношения к российскому капиталу. Прежде всего речь идет об изменении процедур контроля технического оформления сделок (комплаенс).

ПАО « Сбербанк России», ПАО «Банк ВТБ», ПАО «Внешэкономбанк», АО «Газпромбанк», АО «Россельхозбанк».


После создания санкционных списков фактический контроль над международными платежами российских банков и компаний со стороны западных контрагентов перешел в режим ручного управления. В рамках санкционных ограничений международные контрагенты должны проверять, не связаны ли платежи с финансированием компаний из санкционных списков, в данном случае, они могут столкнуться со значительным штрафом со стороны международных регуляторов. В последние годы в Российской Федерации реализуется концептуальный план создания и развития в г. Москве Международного финансового центра (МФЦ). Главным шагом на пути формирования МФЦ стало формирование мегарегулятора финансового рынка (МФР) в роли которого выступил Центральный Банк России, координируя таким образом сферу деятельности не только банков, но и кредитно-финансовых институтов небанковского типа.[21] В настоящее время происходит трансформация долговых отношений РФ с международными финансовыми организациями, что обуславливается тем, что Россия стремится создавать новые геополитические союзы, позволяющие решать, в числе прочего, и финансовые вопросы, связанные с использованием заемных средств. В связи с этим следует отметить тенденцию к увеличению круга субъектов долговых отношений с участием РФ за счет финансовых организаций регионального масштаба и относительно новых геополитических союзов, например, Евразийского банка развития (ЕАБР), Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР), Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также Банка развития БРИКС и др. Данные международные финансовые организации становятся более действенными на фоне недостаточно эффективной политики МВФ в последние годы.

2.2 Взаимодействие России с международными финансовыми институтами.

В советское время Россия для формирования и развития экономики и рыночных отношений выбрала путь демократии, с этого момента начался переход от плановой системы экономики к свободной, рыночной. Россия столкнулась с массой сложных экономических, политических и социальных вопросов, для разрешения которых необходимо было создавать условия для появления и развития самостоятельных экономических субъектов, расширить законодательную базу хозяйственной деятельности, формировать эффективную банковскую систему, достигнуть стабильность макроэкономических показателей. Для успешного реформирования российской экономики требуется привлечение иностранного капитала и мобилизация ресурсов. Следовательно, повышается значимость взаимодействия с мировыми финансовыми институтами.


Свое развитие международные финансовые институты начали уже с 1930-х годов, тогда был учрежден Банк международных расчетов (БМР). В 1944 на Бреттон-Вудской конференции было положено начало существования Международного Валютного Фонда (МВФ) и Международного Банка Реконструкции и Развития (МБРР). Для СССР резервировали место для подписания уставных документов, однако СССР по ряду причин не сделал этого.

Во второй половине XX века МВФ и МБРР стали крупнейшими кредиторами в мире. Более того МВФ и МБРР образовали группу Всемирного банка и пополнили систему в 1956 году Международной финансовой корпорацией (МФК), целью которой было предоставление кредитов частным компаниям напрямую.

Далее появилась Международная ассоциация развития (МАР), 1960 года, цель которой заключалась в предоставлении кредитов развивающимся государствам по минимальным ставкам. В 1966 году был создан Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) для разрешения спорных вопросов в процессе финансирования. И в 1988 году для защиты от рисков было создано Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ).

Первые попытки вступления СССР в группу Всемирного банка были предприняты 1991 года в Лондоне на саммите «Группы 7». СССР подал заявку о приеме в данные организации, однако вступление не состоялось по причине распада СССР. В 1992 года Россия подписала учредительные документы МВФ и МБРР и таким образом стала участником группы Всемирного банка.

В 1993 году в России создавалась ещё одна международная финансовая организация под названием Межгосударственный банк. Уже в 1996 Россия присоединилась к БМР. Так Россия приложила все усилия на развитие отношений с международными финансовыми институтами. На данный момент Россия участвует в Международном инвестиционном банке (МИБ), Международном валютном фонде (МВФ), Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная ассоциация развития (MAP), Многостороннее агентство по гарантиям инвестиции (МАГИ), Международная финансовая корпорация (МФК), Банк международных расчетов (БМР) и в других международных финансовых институтах.

России пока тяжело доступны финансы Европейского инвестиционного банка (ЕИБ), который является одним из самых крупных банков развития в мире. Также российским компаниям пока недоступны кредиты Азиатского банка развития (АБР) и Исламского банка развития (ИБР). По отношению к России международные финансовые организации делают упор на цели проекта, условия предоставления ресурсов и т.д., то есть ведут себя как обычные международные финансовые организации, руководствуясь своими правилами, опытом и ограничениями. Только МВФ и МБРР рассматривают экономику России в целом, сопоставляя экономическую политику и предоставление своих финансовых ресурсов. Россия у международных финансовых институтов привлекает ресурсы по цене, как правило, ниже рыночной, во всяком случае, они предоставляются на более выгодных условиях, нежели чем заимствовала бы у альтернативных источников, согласовать с которым не представляется возможным. Стоит отметить, что стать членом и участвовать в международных финансовых организациях не является бесплатным, а значит, что необходимо сделать взнос в уставные капиталы, а также своевременно выполнять рекомендации.