Файл: Политика содействия конкуренции в регионах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однообразие продукции характерно для аграрной отрасли, нефтехимического производства, черной и цветной металлургии. Однако возможности соперничества отраслей в этих условиях различаются. Если единственной возможностью аграрного производителя обеспечить реализацию продовольственной продукции является ее продажа по низкой цене (иногда – ниже, чем себестоимость), то производители нефтепродуктов, полуфабрикатов металлов имеют возможность решить проблему реализации вступлением в негласный сговор. Нередко они пытаются удержать позиции на рынке параллельным ценообразованием и другими возможностями, которые дает олигопольный, высококонцентрированный рынок. К ценовой конкуренции они прибегают в крайнем случае.

В отраслях, где широки возможности дифференциации товара, фирмы обходятся без ценовой конкуренции (производство медицинской техники, фармацевтическая индустрия и др.).

Дифференциация позволяет сделать продукцию в глазах потребителей значительно более привлекательной, чем у других фирм, создать свой уникальный продукт. Существует много отраслей, где дифференциация является единственным способом выделиться на высококонкурентном отраслевом рынке. Таковыми, например, являются некоторые сегменты рынка продукции легкой промышленности, парфюмерно - косметической промышленности, книжный рынок и др.

Государство регулирует конкуренцию посредством антимонопольного и конкурентного законодательства.

В связи с этим, конкуренцию разделяют на добросовестную (с соблюдением принципов законности) и недобросовестную (связанную с нарушением законодательства).

Добросовестная конкуренция характеризуется получением дефицитного ресурса, путем создания лучших товаров, оказания качественных услуг, снижения издержек и использования общепризнанных на рынке норм и правил поведения.

Недобросовестная конкуренция включает в себя действия хозяйствующих субъектов, направленные на дискредитацию соперника.

Таким образом, исследование сущности, содержания и видов конкуренции, позволяет сделать следующие выводы.

Конкуренцию следует рассматривать с позиции трех подходов: структурного, функционального, поведенческого. Структурный подход характеризует конкуренцию как модель рынка, на котором взаимодействует множество продавцов и покупателей, не способных повлиять на цену. С точки зрения функционального подхода, конкуренция исследуется как неотъемлемый элемент рыночной системы, сущность которой раскрывается в ее функциях: эффективный механизм распределения ресурсов, инструмент ценообразования, ускоритель научно-технического прогресса, фактор экономического роста и др.


Исходя из поведенческого подхода, конкуренция, прежде всего, представляет собой процесс, основанный на соперническом взаимодействии субъектов рынка за обладание желаемыми (необходимыми или наилучшими) условиями для воспроизводственной деятельности. Конкуренцию классифицируют по различным признакам. По методам действия различают ценовые и неценовые методы ведения конкуренции. Первые заключается в ценовом манипулировании, с целью привлечения потребителей и завоевания рынка. Наиболее эффективными являются неценовые методы, сущность которых заключается в улучшении качественных характеристик товара, в совершенствовании условий продажи, расширения ассортимента и т.д. Ожесточённая конкурентная борьба заставляет некоторых хозяйствующих субъектов прибегать к методам недобросовестной конкуренции.

2 Анализ конкуренции и её роль в современном хозяйственном механизме

2.1 Оценка состояния конкуренции в России в условиях кризиса

Государственно-монополистические тенденции в развитии экономики России проявляются в увеличении доли государства в экономике. Эта тенденция приводит к усилению роли монополий в экономике, усложняет конкурентную политику, усиливает монополистические тенденции в неконтролируемом государством экономическом пространстве.

Государственно-монополистическому капитализму свойственны два признака: сращивание монополий с государством и прямое огосударствление производства, следствием чего является наблюдаемое в настоящее время вмешательство государства в процесс воспроизводства на макроэкономическом уровне, проявляющееся в его попытках краткосрочного и долгосрочного регулирования всей хозяйственной системы в целом. По мере усиления общественного характера производительных сил государство берет на себя все больший объем организационно-хозяйственных функций.

По оценкам бизнеса, уровень конкуренции в российской экономике является умеренным и в среднем составляет 53%, что заметно ниже прошлогоднего уровня (70%). С 5% в 2015 году до 21% в 2016 году увеличилась доля тех, кто ощущает слабую конкуренцию или вовсе ее отсутствие. 42 % процентов считают конкуренцию полезной для развития бизнеса. Примечательно, что полезность конкуренции отмечал тот бизнес, который интенсивно конкурирует на своем рынке.


Тем не менее, 18% респондентов все же уверены, что конкуренция оказывает отрицательное влияние на бизнес. Наиболее интенсивную конкуренцию бизнес ощущает в секторах торговли, услуг, строительства, а также в пищевой промышленности, более слабую – в сельском хозяйстве, металлургии, секторах производства машин и оборудования (в том числе электрического и оптического). [20]

Основные причины снижения числа конкурентов бизнес видит в действиях органов власти: 58% респондентов указали на антиконкурентные действия со стороны органов власти, а 53% - на негативное влияние изменений нормативно - правовой базы. Снижение числа конкурентов в пищевой промышленности всеми респондентами объяснялась уходом иностранных участников. Эту же причину отметили представители металлургии (33%), машиностроения (60%), торговли (10%) и сферы услуг (11%).

Такие результаты отражают основные тенденции государственной политики в течение последнего года – импортозамещение, обеспечение продовольственной безопасности.

Общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» ежегодно проводит антикризисный мониторинг субъектов малого и среднего предпринимательства в период нестабильной внутренней и внешней экономической ситуации в России.

По итогам опроса, проведенного в феврале 2016 года среди субъектов малого и среднего предпринимательства, необходимо отметить, что для 23,5% предпринимателей ужесточение конкуренции является одной из основных проблем бизнеса, что на 4,5% больше чем в прошлом году.

Наиболее остро проблема ужесточения конкуренции наблюдается у предпринимателей, занятых в сфере торговли (38%) и в сфере услуг (22%), куда вошли консалтинговые, информационные, организационные, кадровые и юридические услуги. Практически все сферы предпринимательской деятельности отметили ужесточение конкуренции как основную проблему за 2016 год. (приложение В)

Большинство респондентов (62%) оценивают конкуренцию как сильную и очень сильную. В целом оценка конкуренции среди предпринимателей выглядит следующим образом. (рисунок 1)

Рисунок 1 – Оценка уровня конкуренции [20]

Как следует из ниже представленной диаграммы, почти 44% опрошенных предпринимателей считают, что в последние три месяца конкуренция усилилась (в прошлом году так считали только 34% опрошенных). При этом половина респондентов считает, что уровень конкуренции не изменился.

Как следует данным, наиболее сильная конкуренция наблюдается в сфере СМИ, торговли и рекламы.


Чаще усиление конкуренции отмечали в сфере СМИ (67%), сдачи недвижимости в аренду (67%) и рекламы (63%). Ниже представлена диаграмма, иллюстрирующая процент предпринимателей по отраслям, которые отметили усиление уровня конкуренции за последние три месяца 2016 г.

Специфика современной конкуренции заключается в том, что, во - первых, основное внимание в конкурентной борьбе фирм уделяется не совершенствованию продукта, а повышению качества сотрудничества с потребителями и обеспечению соответствия ценностей бренда ценностям целевой аудитории; во - вторых, ограниченность ресурсов корпораций привела к тому, что конкурентное соперничество сменилось конкурентным сотрудничеством, в рамках которого конкурирующие предприятия, не переставая бороться за клиента, сотрудничают с целью снизить издержки текущей деятельности, обеспечить более широкий охват рынка и повысить конкурентоспособность своей отрасли; в - третьих, усилением внутрикорпоративной и внутрифирменной конкуренции внутри субъектов хозяйствования, которые конкурируют на глобальных рынках. [20]

Проблемы развития конкуренции наиболее обострены в современной

российской экономике, низкий уровень развития конкуренции – одна из важнейших причин высокого темпа роста цен, низкого качества предоставления услуг и ограниченности потребительского выбора. По данным доклада Всемирного экономического форума (ВЭФ) «Глобальная конкурентоспособность 2015 -2016 г.г.», Российская Федерация по индексу глобальной конкурентоспособности находится на 64 месте среди 148 стран. Хотя Россия в 2016 году, согласно индексу глобальной конкурентоспособности, поднялась в рейтинге с 67 до 64 места, это положение улучшилось во многом за счет низкого уровня государственного долга. А по признаку уровень развития конкуренции на рынках товаров и услуг – Россия продолжает занимать низкие места. В 2016 году страна по данному признаку находилась на 135 месте.

Таким образом, в сегодняшней экономической ситуации слабая конкуренция на внутрироссийском рынке приобретает особую актуальность. Существует такая проблема, как развитие конкуренции. При слабой конкуренции рыночная экономика радикально снижает свой потенциал, если вообще не утрачивает смысл. В сегодняшней ситуации эта тема приобретает особую актуальность: произошедшая девальвация объективно ограничивает присутствие импортных товаров на российском рынке. Санкции и импортозамещение действуют в том же направлении. Все это способно дополнительно снизить уровень конкуренции в нашей экономике, и без того избыточно монополизированной. Также вызывает опасение сопутствующие снижение конкуренции на внутреннем рынке.


6 августа 2014 года был принят Указ Президента Российской Федерации «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», которым был запрещѐн ввоз на территорию России отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению. Под действие запрета попали США, страны Европейского союза, Австралия, Канада, Норвегия. Конкретный перечень товаров, в отношении которых были введены ограничения, определен Правительством России. В список входят мясные и молочные продукты, рыба, овощи, фрукты и орехи. [20]

Введение эмбарго создало возможность для импортозамещения со стороны отечественных производителей.

В рыбной отрасли наблюдается существенное снижение объемов производства свежей и охлажденной рыбы, в то время как производство мороженой рыбы увеличилось, во многом компенсировав выпавший объем 13 импорта. Столь резкое сокращение производства свежей и охлажденной рыбы в значительной степени обусловлено высокой зависимостью отечественных предприятий от иностранных мальков и оплодотворенной икры лососевых, ввоз которых в начале 2015 года заметно снизился, в частности в связи с ослаблением курса рубля. Отечественным производителям молочной продукции пока не удается в достаточной мере компенсировать в краткосрочном периоде выпавшие объемы импорта. Лучшие результаты демонстрирует производство сыров и творога. Однако необходимо отметить, что тенденция роста производства сыров наблюдалась на отечественном рынке еще с 2013 года, что говорит о том, что данный результат также является скорее следствием осуществленных ранее инвестиций, а не столько результатом импортозамещения. Минсельхоз России тем не менее отмечает развитие молочного скотоводства.

За январь – апрель 2016 года хозяйствами всех категорий произведено 8,9 тыс. тонн молока (100,7% к 2014 году). Стабильность его производства сохраняется при сокращении поголовья коров в сельхозорганизациях (на 1 мая 2016 года поголовье составило 3,3 млн. голов - 2,7% к уровню 2014 года) за счет увеличения их продуктивности (в сельхозпредприятиях) до 1 663 кг. (на 6,8%). Таким образом, анализ динамики отечественного производства показывает, что наращивание объемов в отдельных секторах является результатом ранее осуществленных инвестиций, однако в силу объективных причин их не достаточно для компенсации выпавших объемов импорта.