Файл: Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления: проблемы и механизмы оптимизации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические и методологические аспекты взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления

1.1 Особенности и проблемы взаимодействия местного самоуправления и государственной власти в Российской Федерации

1.2 Принципы взаимодействия государственного и муниципального управления

1.3 Организационные формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления

Глава 2. Проблемы и пути оптимизации взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления

2.1 Сферы взаимодействия государственного и муниципального уровня управления

2.2 Проблемы взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления

Глава 3. Направления совершенствования взаимодействия органов государственной и местной власти

Заключение

Список используемой литературы и источников

Содержание:

Введение

Актуальность темы работы заключается в том, что Российская Федерация в настоящее время ведет активный поиск оптимальных форм муниципального строительства, а также методов соединения интересов государства и местных сообществ. В связи с этим особенно актуальное значение в современный период приобретает проблема совершенствования взаимоотношений государственных и местных органов, осмысление общетеоретических и практических аспектов взаимоотношения государства и местного самоуправления и воплощения их в законодательную практику.

Проблема взаимодействия местного самоуправления с органами государственной власти имела и имеет место практически на всех этапах развития местного самоуправления как в России, так в других странах.

Степень научной разработанности темы. Вопросы взаимодействия и сотрудничества государственной власти и местного самоуправления (земского и городского самоуправления) рассматривались в трудах русских юристов конца XIX – начала XX вв. – И.Н. Батихеева, В.П. Безобразова, А.И. Васильчикова, Л.А. Велихова, А.Д. Градовского и других.

В последние десятилетия интерес к проблематике местного самоуправления существенно возрос, что нашло отражение в растущем числе публикаций отечественных и зарубежных исследователей по данной теме (Р. Драго, Р. Граверт, Г.В. Барабашев, С.И. Кулиева, В.В. Шинкаренко А.И. Коваленко, В.И. Васильев, Н.В. Постовой, А.И. Черкасов, Е.С. Шугрина, Ю.А. Дмитриев, Н.Г. Чеботарев).

Анализу перспектив развития местного самоуправления в России после вступления в силу нового федерального закона посвящены работы Н.Б. Косаревой, Е. Житковой, М.Ю. Каверзина, А.В. Кружкова, В.Я. Гельмана, О.Л. Савранской, С. Михеева; проблемам финансовой автономии муниципальных органов власти в новых условиях – труды В.Д. Нечаева, А. Деменковой, О. Роя.

В то же время, широкий спектр вопросов взаимодействия данных уровней публичной власти по-прежнему недостаточно глубоко и всесторонне исследован и нуждается в дальнейшей научной разработке.

Объектом исследования является взаимодействие органов государственного и муниципального управления.

Предметом выступает совершенствование взаимодействия органов государственного и муниципального управления.

Цель работы состоит в проведении исследования системы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, выявлении проблем, возникающих в реализации публичной власти на местном уровне и поиске оптимальных направлений их решения.


Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

1. Рассмотреть понятие и признаки государственного и муниципального управления (самоуправления).

2. Охарактеризовать принципы взаимодействия государственного и муниципального управления.

3. Определить понятие, структура и содержание предметов ведения и полномочий государственных и муниципальных органов власти в субъекте Российской Федерации.

4. Проанализировать проблемы взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления.

5. Разработать направления совершенствования взаимосвязи органов государственной и местной власти.



 

Глава 1. Теоретические и методологические аспекты взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления

1.1 Особенности и проблемы взаимодействия местного самоуправления и государственной власти в Российской Федерации

Взаимоотношения государства и гражданского общества являются серьезным фактором развития народовластия как на федеральном и региональном уровнях, так и на местном. Гражданское общество представляет собой огромную самоорганизующуюся суперсистему и состоит из множества институтов и ассоциаций граждан. При этом не только в целом гражданское общество, но и его сообщества на местах тоже представлены значительным количеством самоуправляющихся скооперированных общин и объединений граждан, каждое со своими особыми интересами.

Рассмотреть их в совокупности, во взаимодействии, выявить значение и роль каждого и характер взаимосвязи и означает исследовать основные теоретические и конституционно-правовые аспекты процесса осуществления и развития народовластия в системе местного самоуправления.


Эффективность деятельности местного самоуправления в значительной мере определяется политикой государства по отношению к нему, системой взаимоотношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Государство определяет общие направления своей политики по отношению к местному самоуправлению, обязательные как для федеральных органов, так и для субъектов РФ.

Рассматривая систему государственного регулирования деятельности местного самоуправления, следует учитывать, что органы местного самоуправления выступают в этой системе в качестве не только пассивной, но и активной стороны. Взаимодействие с органами государственной власти является одной из важных составных частей муниципальной политики. Через свои союзы и ассоциации они оказывают активное воздействие на формирование государственное политики в области местного самоуправления. Представительные органы местного самоуправления наделены правом законодательной инициативы в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ, т. е. они имеют право вносить в эти органы проекты законодательных актов субъектов РФ или изменений в действующие законодательные акты, подлежащие обязательному рассмотрению.

В зарубежных странах, особенно в федеративных государствах, выработаны эффективная система взаимодействия между уровнями власти и методы преодоления неизбежно возникающих разногласий, в т. ч. в финансовой сфере. Так, в США создан специальный орган - Комиссия по межправительственным отношениям, куда входит равное число представителей от федеральной власти, от властей штатов и от местных властей. Без достижения согласия в этой комиссии серьезные решения по распределению финансовых средств по уровням власти не принимаются.

Законодательное регулирование деятельности местного самоуправления осуществляется государством путем формирования правовой базы местного самоуправления, включая законодательное определение территорий и границ муниципальных образований, предметов ведения и полномочий местного самоуправления.

Экономическое регулирование деятельности местного самоуправления осуществляется путем наделения его имуществом и финансовыми средствами, через использование механизмов налогового и бюджетного регулирования.

В целях реализации «Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления» Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. утверждена «Федеральная целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления». Предусмотрено два основных этапа исполнения Программы: первый этап (2000-2002 гг.) - создание базовых условий для развития муниципальных образований и реализации конституционных полномочий местного самоуправления; второй этап (2002-2014 гг.) - выполнение программных мероприятий, направленных на кодификацию законодательства о местном самоуправлении, а также на решение задач инвестиционного характера, что, как предполагается, обеспечит устойчивое социально-экономическое развитие муниципалитетов и существенное повышение жизненного уровня населения.


Государственное регулирование и государственную поддержку местного самоуправления нельзя отождествлять с вмешательством в собственные дела местного самоуправления, хотя разграничить это иногда бывает трудно.

Органы государственной власти должны создавать необходимые условия для становления и развития местного самоуправления, оказывать содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление. По мнению ученых-специалистов, взаимоотношения органов государственное власти и органов местного самоуправления должны осуществляется на следующих принципах:

1) органы государственной власти осуществляют поддержку местного самоуправления;

2) органы государственной власти обеспечивают реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на местное самоуправление;

3) органы государственной власти осуществляют правовое регулирование местного самоуправления;

4) органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственную регистрацию уставов муниципальных образований;

5) органы государственной власти принимают меры по обеспечению законности и правопорядка на территории муниципального образования;

6) органы местного самоуправления представляют для информации в органы государственной власти субъекта Российской Федерации муниципально-правовые акты - уставы муниципальных образований;

7) взаимоотношения органов местного самоуправления и органов государственной власти строятся на основе принципов законности, взаимного уважения, взаимной ответственности.

В 1995 году Правительством РФ была принята Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления. Эта программа в основном была выполнена. В 1999 году была утверждена вторая программа - Федеральная целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления. Многие ее пункты также выполнены. В ряде субъектов РФ были приняты и реализуются региональные программы государственной поддержки местного самоуправления.

Государственная поддержка местного самоуправления на федеральном уровне реализуется через систему федеральных органов, ведающих вопросами местного самоуправления. Такие органы имеются в структуре администрации Президента РФ, в Правительстве РФ, в палатах Федерального собрания РФ. Целью же взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления должно стать развитие демократических принципов организации и осуществления местного самоуправления в интересах как государства, так и местных сообществ. В этой связи можно согласиться с точки зрения, что «задача укрепления государственной власти не может быть решена без укрепления местного самоуправления, но не на базе его дальнейшего обособления, а на основе повышения разумной централизации, укреплении государственных начал в управлении на местах.



1.2 Принципы взаимодействия государственного и муниципального управления

Государственное управление подразумевает не только управляющее воздействие, но и организационное сотрудничество государства и его субъектов с местным самоуправлением, обеспечивающее целенаправленное и эффективное функционирование муниципальных образований. В прямых связях основными являются управляющие воздействия. В обратных связях на первое место выдвигаются моменты сотрудничества и взаимодействия, инициативы снизу, восприятия и результативность прямых связей. В системе государственного управления, важное значение имеет оптимальное сочетание прямых и обратных связей.

Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления подразумевает, что они как партнеры, по крайней мере, равны в отношении главного объекта управления, и оно осуществляется ради достижения общей цели – повышения уровня и качества жизни населения каждого муниципального образования и региона в целом.[1]

Проблема взаимодействия местного самоуправления с органами государственной власти имела и имеет место практически на всех этапах развития местного самоуправления как в России, так в других странах.

Конституция России закрепила организационную обособленность местного самоуправления от органов государственной власти, но на практике эффективное управление во всех сферах жизни общества невозможно без четко отлаженного механизма их взаимодействия. Большинство наших неудач в экономике, социальной сфере связано именно с тем, что этот механизм дает сбои.

Очевидным является тот факт, что вопросы местного значения неотделимы от государственного интереса, не остаются и не могут остаться без влияния государства.

На федеральном уровне в отношении местного самоуправления решаются две задачи – обеспечение гарантий местного самоуправления и выработка единой государственной политики в сфере местного самоуправления. Они решаются следующими способами:[2]

- во-первых, на федеральном уровне законодательно устанавливается общие принципы организации местного самоуправления;

- во-вторых, федеральные органы государственной власти принимает программы государственной поддержки местного самоуправления;