Файл: Школьная психологическая служба: цели, задачи, принципы деятельности..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение.

В настоящее время школьная психологическая служба является неотъемлемой частью каждой средней общеобразовательной школы страны. Данная служба появилась в восьмидесятых годах прошлого века, и является практической формой деятельности психологов. В помощи психологов нуждаются все участники учебного процесса: начиная от непосредственно учащихся и их родителей, заканчивая преподавательским составом. В случае с первыми- психолог может быть полезен как в решении проблем личного характера (семейные проблемы или проблемы общения между сверстниками) так и в решении проблем связанных с жизнедеятельностью школы. Так, в случае с преподавателями, психолог может быть полезен в создании оптимальных условий для работы с обучающимися.

Предмет изучения- психологическая служба школы.

Объектом курсовой работы является изучение методов работы психологической службы.

Задачи работы изучение, исследование и рассмотрение деятельности школьной психологической службы.

Целью данной курсовой работы является проведение анализа работы психологической службы.

Глава 1. Школьная психологическая служба, ее цели, задачи. Понятие «психическое здоровье». Духовность.

1.1 Понятие, цели и задачи.

Психологическая служба школы - специализированное подразделение в системе народного образования, основной задачей ее является обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, нарушение которых мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей учащихся и ведет к необходимости психолого-педагогической коррекции.

Обеспечение необходимых психологических условий, которые способствуют максимальному личностному и психическому развитию каждого школьника является целью психологической службы.

Объектами психологической службы школы являются:


ребенок — он является основным объектом прямых психологических воздей­ствий;

семья (родители и все члены семьи) — объект опосредованных психологических воздействий на ребенка;

педагогический коллектив (педагоги, специалисты, админист­рация, как участник педагогического процесса) и детский коллек­тив (сверстники в контексте детской субкультуры) как социаль­ное окружение — объект опосредованных психологических воз­действий на ребенка.

Психическое здоровье детей и школьников является предметом профессиональной деятельности психолога.

1.2 «Психическое здоровье» школьника.

Сам термин «психическое здоровье» неоднозначен, он по сути своей является связующим звеном между двумя науками — медицинской и психоло­гической.

В «Энциклопедическом словаре медицинских терминов» самого такого термина как «психическое здоровье» не существует, только слово «здоровье». Также очень важным является то, что данным термином обозначено состояние полного душевного, физи­ческого и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Широко употребление в медицинской литературе и в медицинской практике термина «пси­хическое здоровье». При том что состояние пси­хического здоровья обуславливается условиями психосоциального разви­тия детей.

В психологическую литературу само понятие психическое здоровье вошло относительно недавно.  Психическое здоровье рассматри­вается как состояние душевного благополучия, которое характеризуется отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивается адекватными условиями окружающей действительности регуляцией по­ведения и деятельности. В ряде некоторых психологических работ психическое здоровье можно соотнести с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта. Психoлoгический дискoмфорт пoявляется в результате фрустрации пoтребнoстей ребенка, что в свою очередь приводит к депривации. В основе так называемых школьных неврозов лежит фрустра­ция одной или нескольких детских потребностей, которые проявляются в виде многих заболеваний психосоматического генеза (головные боли, при­ступы рвоты, бронхиальные астмы и т. п.).

Основ­ным фактором, предупреждающим различные психические нарушения в развитии ребенка, согласно научным данным последних лет и анализа опыта практической работы психологов в учреждениях образования, является полноценное психическое развитие детей на каждом этапе онтогенеза. Реализация потенциальных воз­можностей развития детей зависит от создания условий, соответству­ющих сензитивности возрастного периода.


Почему психическое развитие ребенка имеет столь важное значение для его психического здоровья?

В ответ на данный вопрос можно сказать, что в каждом возрастном периоде жизни у ребенка возни­кают определенные потребности в общении, деятельности, познании и т.д. Помехой в удовлетворении дынных потребностей является нарушение в развитии его психических способностей, так как это тормозит поступательное взаимодействие ребенка с окружающим миром при­роды, культуры, людей и этим провоцирует депривационную ситуацию.

Таким образом, основу психического здоровья составляет полно­ценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза. Психи­ческое здоровье обеспечивается именно развитием высших психических функций. Необходимость в коррекционной работе, как следствия нарушения психического здоровья возникает тогда, когда нет своевременной реализации возрастных и индивидуальных возмож­ностей, при отсутствии создания условий для формирования возрастных психоло­гических новообразований и ярких индивидуальных особенностей у всех детей и школьников, которые находятся на том или ином этапе онтогенеза. Поэтому основной, но не единственной целью психологической службы образования является создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих такое развитие.

Использование терминов психическое здоровье и психологическое здоровье характерно для современной психологии.

В том случае где термин «психическое здоровье» имеет отношение прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам для обеспечения полноценного психического развития на всех этапах онтогенеза, где в свою очередь термин «психологическое здоровье» имеет отношение к личности в целом, и находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа, что позволяет выделить собственно психологический аспект про­блемы здоровья человека в отличие от философского, социологиче­ского, медицинского и прочих аспектов.

Беспокоясь о здоровье и гигиене тела ребенка, занимаясь физическим, психическим и умственным развитием ре­бенка, подчас забывают о его духовном развитии.

1.3 Понятие духовности.

Духoвнoсть мoжнo пoнимать как oсoбoе эмoциoнальнo-нравственнoе сoстoяние личнoсти, как такoе сoзнание челoвека, кoтoрoе oриентирo­ванo на абсoлютные ценнoсти — Истину, Красoту, Дoбрo — и пытает­ся реализoвать их в предметнo-целесooбразнoй деятельнoсти и oбще­нии.


Поэтому подход к проблеме пси­хологического здоровья с точки зрения полноты, богатства развития личности является очень перспективным.

Собственно поэтому основным направлением психологической службы образования является со­здание психолого-педагогических условий, обеспечивающих душевный комфорт каждого ребенка, его духов­ное развитие, что лежит в основе психологического здоровья.

В том случае, когда человек находит достойное с его точки зрения, удовлетворяющее его место в познавае­мом, переживаемом им мире, отношения с которым гармонизируются на каждой возрастной ступени в этом и заключается его психологическое здоровье.

Не маловажную роль для здоровья ребенка играет не только то, что в школе он удовлет­ворен своими познавательными потребностями, но и социальными потребностями в общении, психологическими потребностями в уважении к своему человеческому достоинству, к собственным чувствам и переживаниям, интере­сам и способностям (не только в учебной деятельности).

Личность, которая все больше ориентируется в своем пове­дении и отношениях не только на извне задаваемые нормы, но и на внутренние осознанные самоориентиры, становится постепенно самодостаточной, что в свою очередь позволяет психологическое здоровье.

Это все предполагает:

способность к сильным чувствам и переживаниям,

разборчивость в средствах достижения цели,

интерес человека к жизни,

увлеченность какой-либо областью научной или практической деятельности,

активность и самостоятельность,

ответственность и способность к риску,

свободу мысли и инициативу,

творчество в самых разных сферах жизни и дея­тельности,

веру в себя и уважение другого,

осознание своей индивидуальности и радостное удивление по поводу своеобразия всех окружающих людей.

Сама собой Духовность не рождается. Внимание к внутреннему миру ребенка, к его увлечениям и интересам, способно­стям и знаниям, чувствам и переживаниям, его отношению к сверстникам, себе, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям и к жизни как таковой - все это в себя включает забота о психологическом здоровье.


Глава 2. Основные принципы, аспекты и направления сотрудников психологической службы в школе. Этапы успешного решения задачи психологического развития детей.

2.1 Принципы сотрудников психологической службы в школе.

Существует определенная система принципов, которая заложена в основу работы психолога в системе образования. Основным принципом является —принцип индивидуального подхода. Работа психолога направлена на решение индивидуальных проблем и трудностей в учении и поведении, выявление индивидуальных особенностей личности формирующегося человека, поиск способов его индивидуального развития и коррекции.

Второй немаловажный принцип — принцип взаимодействия психолога с педагогами и родителями. Психолог — член педагогического коллектива и заинтересован вместе с родителями в достижении общей педагогической цели — формировании полноценного члена общества.

Принцип соблюдения прав и обязанностей психолога, которые регламентируются соответствующими документами - является третьим фундаментальным принципом.  

Помимо существующих общих принципов выделяются и определенные организационные принципы работы психолога. Это принцип многообразия форм и методов работы,  который не допускает с одной стороны профессионалу быть узкоспециализированным и ограниченным, ну а с другой избегать хаоса, бессистемности, следованию моде и поверхностному отношению к своим обязанностям. Очень важно соблюдать принцип нравственности, этот принцип позволяет психологу всегда находить золотую середину между игнорированием вопросов нравственности и морализаторством.  Принцип преемственности, в свою очередь данный принцип является для психолога ориентиром в усвоении  современного уровня науки, он предостерегает его от излишнего консерватизма и закрытости по отношению к инновациям и способствует бережному подходу к наработанному предшественниками опыту. Далее следует не менее важный принцип — принцип самоактуализации, иными словами это принцип, при котором специалист осуществляет поиск внутренних источников развития, которые позволяют ему активно противостоять как самосгоранию на работе, так и его внутренней пассивности. Принцип профессионального содружества — включенность в профессиональную общность — его осуществление происходит в результате чтения и анализа научно профессиональной литературы, журналов и т.д., а также посредством профессиональных организаций психологов (например, ассоциации, общества и пр.). Реализация данного принципа происходит в тот момент, когда психолог преодолевает тенденцию к самоизоляции и потери профессионального самоощущения. Вышеперечисленные принципы дополняют такие качества психолога как его готовность к разумному компромиссу, выделение приоритетов в работе, гибкость, разумная самоирония и действенный оптимизм, что позволяют ему избегать трудностей эмоционального характера, пессимизма, ригидности, с одной стороны, и непоследовательности, приспособленчества, угодничества, излишней самоуверенности и эйфории — с другой.