Файл: Психологическое просвещение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психолог по роду своей деятельности неизбежно оказывается в роли арбитра в решении конфликтов и до определенной степени корректора ошибок, допущенных в воспитании конкретного ребенка. Это выдвигает повышенные требования к личностным качествам психолога и способности установить доброжелательные, доверительные отношения со всеми, кто к нему обращается. И.В. Дубровина, обсуждая взаимодействие психолога с учителем, отмечает, что успех этого взаимодействия во многом зависит от позиции психолога: не допустимы назидательность в общении, поучающий тон. «Трудности учителя в отношениях с ребенком, - пишет автор, - не повод для того, чтобы упрекать педагога, а сигнал для совместной работы по оказанию психолого-педагогической помощи ребенку. Любой успех педагога в работе с ребенком является поводом поддержать педагога, похвалить, вселить веру в самого себя». Только высокий уровень компетентности, объективности психолога, практическая направленность и результативность работы помогают психологу завоевать доверие в педколлетиве, - отмечает Р.В. Овчарова.

По мнению Н.В. Клюевой, взаимодействие педагога с психологом должно строиться на добровольных основаниях. Важным моментом в работе психолога является определение им своей позиции и донесении ее до каждого педагога, - подчеркивает автор. Если между психологом и педагогом устанавливаются доверительные отношения, возможно посещение уроков психологом и проведение их психолого-педагогического анализа. В этом случае психолог может способствовать профессиональному развитию педагога.

Важность сотрудничества психолога с классным руководителем подчеркивает М. Р. Битянова. Такое сотрудничество, - по ее мнению, - является самым коротким и эффективным путем профессионального погружения психолога в образовательную среду школы. Благодаря классному руководителю психолог узнает, что происходит в классе: как развиваются отношения между учениками, какие проблемы возникают, а какие решаются или уходят на второй план. Автор подчеркивает, что сотрудничество школьных психологов с классными руководителями влияет на своевременность и адекватность деятельности психологов. Е.А. Ямбург отмечает, что сотрудничество психолога с классными руководителями способствует включению психолога в школьное сообщество, поэтому он из узкого специалиста превращается в сотрудника школы, звено школьной системы отношений. В ходе взаимодействия педагогов между собой и психологами постепенно вырабатывается согласованный язык, формируется общий для всего педагогического коллектива контекст, позволяющий преодолевать объективное, узкопрофессиональное отношение к ребенку. 


Важной и продуктивной формой взаимодействия психолога с педагогами может стать психологическое сопровождение учащихся - система деятельности психолога и педагогов, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия. Эта система включает следование за естественным развитием ребенка, создание условий для самостоятельного освоения детьми системы отношений с миром и самим собой. Цель сопровождения - создать в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условия для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения. Поскольку сопровождение ребенка в школе осуществляется педагогическими средствами через педагогические формы учебного и воспитательного взаимодействия, педагог оказывается соратником психолога в разработке стратегии сопровождения каждого ребенка.

Психологическое сопровождение.

Психологическое сопровождение включает три компонента. Во-первых, предполагается систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка. Начиная с первых минут нахождения его в школе, бережно и конфиденциально собирается и накапливается информация о различных сторонах его психической жизни. При этом психолог четко определяет, что именно он должен знать о ребенке. Во-вторых, создаются социально - психологические условия для развития личности учащихся и их успешного обучения на основе данных психодиагностики и разработки программы их развития. В-третьих, создаются специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении. Данное направление ориентировано на тех школьников, у которых выявлены определенные проблемы с усвоением учебного материала, социально принятых норм поведения, психического самочувствия и др. Для оказания психолого-педагогической помощи таким детям должна быть продумана система действий, конкретных мероприятий, которые позволяют преодолеть или скомпенсировать возникшие проблемы. 

Все вопросы, касающиеся психологического сопровождения учащихся, могут рассматриваться на психологическом консилиуме, который является перспективной формой взаимодействия психолога с педагогами и «представляет собой организационную форму, в рамках которой происходит разработка и планирование единой психологической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе обучения». Консилиум позволяет объединить информацию об отдельных составляющих школьного статуса ребенка, которой владеют педагоги. Учителя, классные руководители и школьный психолог на основе целостного видения ученика с учетом его актуального состояния и динамики предыдущего развития разрабатывают и реализуют общую линию его дальнейшего развития и обучения. Консилиум как коллективный метод изучения учащихся выполняет ряд функций:


- диагностическая - заключается в изучении социальной ситуации развития, определении доминанты развития, потенциальных возможностей и способностей учеников, распознавание характера отклонений в их поведении, деятельности и общении;

- воспитательная включает в себя разработку проекта педагогической поддержки и коррекции в виде ряда учебно-воспитательных мер, рекомендуемых классному руководителю, учителю - предметнику, ученическому активу и др.;

- реабилитирующая предполагает защиту интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные условия. Сущность школьной реабилитации состоит в разрушении образа, сложившегося у педагогов и преодолении состоянии психологической незащищенности у учащихся.

Задача психолога в психологическом консилиуме - помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ребенка, основных качеств его личности, показать сложность и неоднозначность проявлений его поведения, вскрыть проблемы самооценки, мотивации и др., а главное - обеспечить подход к ребенку с оптимистической гипотезой относительно перспектив его дальнейшего развития и наметить реальную программу работы с ним. Психологу важно показать педколлективу ребенка с разных сторон, подчеркнув его положительные стороны и добиться понимания каждым учителем того, что психолог говорит об ученике, чтобы пробудить у учителя сомнения в верности его оценки ребенка и в правильности своих педагогических воздействий и выработать понимание всеми учителями сути личностной проблемы ребенка. Сделать это бывает порой непросто. Из-за своей загруженности или недостаточной профессиональной компетентности учителя склонны к однозначной оценке того или иного ученика. Оценив его внутренне, для себя, они ведут себя по отношению к ребенку соответственно этой оценке, не задумываясь о том, как это может отразиться на настроении и самочувствии школьника. Психолог на консилиуме помогает избежать субъективизма в оценке возможностей детей, построить совместную с педагогами программу действий, направленную на выявление и устранение проблем конкретного школьника, тем самым, снимая всякую оценку ребенка. Психологический консилиум помогает развитию не только детей, но и учителей и всего педколлектива.

Таким образом, ученые подчеркивают полезность сотрудничества психолога с учителями и классными руководителями, как для педагогов, так и для самих психологов.

Психологическая служба школы может оказать существенную помощь педколлективу в организации индивидуальной работы с учащимися. Наличие в современной общеобразовательной школе большого количества трудных учеников, учеников с личностными проблемами, а также учащихся из социально неблагополучных семей делает проблему индивидуальной работы с учащимися крайне актуальной. Поэтому остановимся на ее обсуждении подробнее.


Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который «задают» программы, и реальными возможностями школьников, - подчеркивает Российская педагогическая энциклопедия. При этом «индивидуализация обучения» она конкретизируется как организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, позволяющая создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика

Ученые рассматривают индивидуализацию как один из важнейших принципов педагогического процесса. В рамках индивидуализации обучения возможно решить следующие задачи:

- повышение эффективности процесса обучения;

- развитие, а в некоторых случаях формирование специальных способностей учащихся;

- развитие дополнительных возможностей учеников.

В педагогике широко используется выражение «индивидуальный подход в обучении». Если индивидуализация обучения - понятие, которое относится к организации учебного процесса, то под индивидуальным подходом понимается особый подход в обучении, при котором учитель учитывает индивидуальные особенности данного учащегося: его темперамент, характер, способности, склонности, мотивы действий, интересы и т.д. Индивидуальный подход является важным условием эффективности педагогического процесса. Поскольку индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательности, активности, склонностей и дарований каждого ученика, обеспечивает работу каждого учащегося, стимулирует развитие его способностей.

Ученые-педагоги выявляют условия успешности индивидуализации обучения. К таким условиям относятся: многообразие средств и приемов в ходе всего учебного процесса, а также использование учащимися рациональных видов деятельности. Необходимость разумного сочетания фронтальных, групповых и индивидуальных занятий.

Учеными-дидактами разработана целая система средств индивидуализации обучения: активизация познавательной деятельности учащихся; проблемное обучение; индивидуальная самостоятельная работа учащихся; индивидуальное домашнее задание; работа учащихся в малых группах; использование дифференцированных заданий; учет индивидуальных особенностей учащихся и др. Кроме этого, выделяются отдельные приемы индивидуализации. Наиболее эффективными средствами индивидуализации обучения являются организация групповой работы и ее сочетание с индивидуальной; использование индивидуальных дифференцированных заданий; активизация познавательной деятельности учащихся.


Кроме названных способов индивидуализации обучения, в литературе описан еще один способ организации индивидуализации обучения - учет индивидуальных особенностей нервной системы учащихся. М.К. Акимова, В.Г. Козлова выявили влияние типа нервной системы на особенности учебной деятельности учащихся. Их исследование строится на идеях Б.М. Теплова.

При организации индивидуального подхода к учащимся вполне естественно участие психолога. При любом индивидуальном подходе необходимо учитывать психологические особенности ребенка. Но в школах, как правило, способы индивидуализации выбираются без согласования с психологом. Способ индивидуализации обучения, основанный на учете особенностей нервной системы учащихся обычно в школах не используется. Между тем, знание типа нервной системы учащегося крайне важно, так как именно оно может подсказать пути индивидуального подхода к ученику. Без психолога этот способ индивидуализации трудно осуществим, а с участием психолога он становится реальным.

Если учитель знает особенности проявления различных типов нервной системы учащихся, то, организуя учебную деятельность на уроке, он действует не интуитивно, а опирается на знание психологии. Это позволяет ему создать на уроке оптимальную познавательную среду сразу для всех учащихся класса.

Основываясь на идее особенностей нервной системы учащихся, Н.М. Зверева, С.А. Гапонова и И.В. Ильичева разработали технологию учета индивидуальных особенностей школьников.

Поскольку психолог диагностирует тип нервной системы учащихся и информирует об этом педагогов, учитель, прежде всего, выделяет учащихся группы риска, требующих индивидуальной помощи и поддержки. Соотнесение поведения ученика с особенностями его нервной системы дает учителю возможность оптимально учитывать их при организации индивидуальной работы.

Для того, чтобы педагогу не нужно было каждый раз восстанавливать в памяти и анализировать проявления типа нервной системы учащегося в поведении и учебных ситуациях, авторы предлагают использовать составленные ими рекомендации для представителей каждого типа нервной системы. Эти рекомендации состоят из двух частей, условно называемых «советы» и «запреты». В «советах» предложены те учебные ситуации, которые наиболее предпочтительны для учеников данного типа; в «запретах» внимание акцентируется на крайне нежелательных для таких учащихся моментах.

Заключение.