Файл: Стратегия управления персоналом и ее особенности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Суть данной методики состоит в том, что он дает возможность получить оценку, в которой интегрированы оценки времени работы, сложности и результатов труда, личностных качеств работника[7,с.52].

В принципе, идея получения комплексной оценки требует, чтобы предварительно были получены частные интегрированные показатели оценки труда работника, в том числе:

- интегрированный показатель затрат труда;

-интегрированный показатель сложности труда;

-интегрированный показатель оценки результатов труда отдельного работника[1,с.54].

Далее необходима интегрированная оценка личностных качеств работника: знаний, опыта, характера.

Затем три интегрированные оценки (труда, результатов труда и личности) должны быть объединены в комплексную оценку. И, как утверждает Г.Х. Попов, чтобы получить показатели результатов труда для отдельного работника, необходимо предварительно найти методы получения интегрированного показателя работы аппарата управления [2,с.87].

Для выбора методики управления кадровым потенциалом необходимо выявить проблемы, связанные с оценкой персонала, в результате исследований В.В. Маслов классифицировал проблемы следующим образом:

- подбор кадров, включающий оценку личностных качеств претендентов и оценку квалификации претендентов;

- определение степени соответствия занимаемой должности, предполагающее переаттестацию работников, анализ рациональности расстановки кадров, оценку полноты и четкости исполнения должностных обязанностей;

- улучшение использования кадров, содержащее определение степени загрузки работников, совершенствование организации управленческого труда;

- выявление вклада работников в результаты работы, включающее организацию поощрения, установление мер взыскания;

- продвижение работников, необходимость повышения квалификации;

- улучшение структуры аппарата управления, предполагающее обоснование численности аппарата управления, проверку нормативов численности, обоснование структуры кадров по должности;

- совершенствование управления, включающее совершенствование стиля и методов управления, повышение ответственности работников, укрепление взаимосвязи руководителей и специалистов [4,с.102].

В реализации оценки управления преследуются определенные задачи, которые, по мнению Г.Б. Шишко и Х.Т. Мелешко, могут быть разделены на две группы .

По мнению А.В. Жуплева, оценка кадров служит основой при решении таких задач, как подбор, расстановка и использование управленческого персонала, формирование и анализ резерва кадров на выдвижение, определение потенциальных возможностей лиц, состоящих в резерве кадров, для назначения их в будущем на более высокую должность, а также выдвижение из резерва на более высокую должность, перемещение с должности на должность, направление на повышение квалификации, определение влияния руководителей на достижение целей социального и хозяйственного развития, организация оплаты и стимулирования труда работников, воспитание людей и формирование социально-психологического климата, анализ и сопоставление результатов работы, формирование взаимоотношений между руководителем и подчиненными, учет и организация планомерного служебно-профессионального роста[13,с.20] .


Изучая элементы оценки кадрового потенциала, можно сделать вывод, что основными ее составляющими являются проблема (предмет), методы, цели, задачи, критерии, участники оценочного процесса.

Систематизировав эти понятия, можно констатировать, что основными элементами оценки являются:

- субъект оценки (кто оценивает) - руководитель, работник отдела кадров, эксперт, специалист;

- объект оценки (кого оценивают) - работник или группа работников;

- предмет оценки (какие качества человека оцениваются);

- процедура получения оценки (как оценивают) - установленный порядок проведения работ.

Необходимо рассмотреть элементы и применяемые методы комплексной оценки управления кадровым потенциалом в таблице 1

Таблица 1- Элементы комплексной оценки кадров

Элементы

Методы оценки

деловые игры

Анкетирова-ние

Тестирова-ние

Собеседова-

ние

1. Цели оценки

1.1 Организационные:

изменение должностного положения

+

+

+

определение профессиональной пригодности

+

+

+

создание кадрового резерва

+

+

планирование карьеры

+

+

+

повышение квалификации

+

+

1.2 Информационные:

определение сильных и слабых сторон

+

+

+

+

аттестуемых

выявление управленческих способностей и их развитие

+

+

+

определение лидерских способностей

+

+

определение характера, темперамента

+

+

1.3 Мотивационные:

изменение поведения менеджера

+

+

+

стимулирование самостоятельного поведения

+

+

+

2. Субъект оценки:

непосредственно начальник отдела по персоналу

+

+

+

коллеги

+

подчиненные

+

консультанты по управлению персоналом

+

+

+

3. Объект оценки:

руководитель организации

+

+

+

+

специалисты

+

+

+

4. Предмет оценки:

личные и деловые качества

+

+

степень достижения цели

+

+

+

результаты труда

+

личный вклад (руководителей, специалистов)

+

+

+


Выбрав в качестве методов оценки наиболее распространенные и применяемые при управлении персоналом, можно отметить, что тестирование и собеседование характерно для всех элементов оценки кадров.

Методикой управления персоналом в отечественной практике является процесс аттестации.

Аттестация (от лат.аttestatio - свидетельство) - порядок, установленный законодательством по определению квалификации работника, качества продукции, рабочих мест, уровня знаний учащихся [3,с.89].

Исследователь Ф.П. Негру говорит об аттестации как о порядке проведения проверки квалификации работника путем периодической оценки его знаний, опыта, навыков, способностей, т.е. его соответствия занимаемой должности.

Целью проведения аттестации является рациональная расстановка кадров и их эффективное использование.

Задачи аттестации:

- определить и оценить знания, умения и качества работника;

- высветить, оценить и развить сильные стороны работника;

- определить слабые стороны работника и вместе работать над их устранением;

- установить потребности обучения, потенциальные жалобы, проблемы дисциплины и перспективы выдвижения на ранней стадии;

- оценить нормальное состояние персонала[5,с.18].

Различают 4 вида аттестации служащих (руководителей, специалистов и других служащих):

1. Очередная аттестация является обязательной для всех и проводится не реже одного раза в два года для руководящего состава и не реже одного раза в три года для специалистов и других служащих.

2. Аттестация по истечении испытательного срока проводится с целью выработки обоснованных рекомендаций по использованию аттестуемого работника на основе результатов его трудовой адаптации на новом рабочем месте.

3. Аттестация при продвижении по службе должна выявить потенциальные возможности работника и уровня его профессиональной подготовки для занятия более высокой должности с учетом требований нового рабочего места и новых обязанностей.

4. Аттестация при переводе в другое структурное подразделение проводится в тех случаях, когда происходит существенное изменение должностных обязанностей и требований, предъявляемых новым рабочим местом. Перечень должностей, подлежащих аттестации, и сроки ее проведения устанавливаются руководителем организации во всех подразделениях организации [16,с.90].

Аттестация проходит в 4 этапа:

1. На подготовительном этапе издается приказ о проведении аттестации и утверждении состава аттестационной комиссии; составляется список сотрудников, подлежащих аттестации.


2. На этапе оценки сотрудника и его трудовой деятельности и подразделениях, где работают аттестуемые, создаются экспертные группы. В их состав входят: непосредственный руководитель аттестуемого, вышестоящий руководитель, один-два специалиста этого подразделения, работник (работники) службы управления персоналом. Экспертная, группа по осуществляет оценку показателей уровня знаний, умений, навыков, качества и результатов труда аттестуемого.

3. Этап проведения аттестации заключается в заседании аттестационной комиссии, на которое приглашаются аттестуемые и их непосредственные руководители; рассмотрении всех материалов, представленных на аттестацию; заслушивании аттестуемых и их руководителей; обсуждении материалов аттестации, высказывании приглашенных, формировании заключений и рекомендаций по аттестации работников[7,с.51].

Аттестационная комиссия с учетом обсуждений, в отсутствие аттестуемого, открытым голосованием дает одну из следующих оценок: соответствует занимаемой должности; соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы, выполнения рекомендаций аттестационной комиссии и повторной аттестации через год; не соответствует занимаемой должности[12,с.40].

4. На этапе принятия решений по результатам аттестации формулируется заключение с учетом:

- выводов и предложений, изложенных в отзыве руководителя аттестуемого;

-оценок деятельности аттестуемого, роста его квалификации;

-оценок деловых, личностных и иных качеств аттестуемого их соответствия требованиям рабочего места;

- мнений каждого члена комиссии, высказанных при обсуждении деятельности аттестуемого;

- сравнения материалов предыдущей аттестации с данными на момент аттестации и характера изменений данных;

- мнения самого аттестуемого о своей работе, о реализации своих потенциальных возможностей.

Руководитель организации с учетом рекомендаций аттестационных комиссий в установленном порядке поощряет или наказывает работников [5,с.42].

3 Стимулирование трудовой активности персонала предприятия как основа кадровой стратегии современного предприятия


Трудовое поведение членов общества определяется взаимодействием различных внутренних и внешних побудительных сил.

Внутренними побудительными силами являются потребности и интересы, желания и стремления, ценности и ценностные ориентации, идеалы и мотивы.

Процесс стимулирования – это такое воздействие на работника, которое включает в свою сферу его потребности, желания, стремления, цели, мотивацию поведения.

В основе стимулирования лежит взаимодействие внешних условий и внутренней структуры личности[11,с.40].

Каждый человек окружен определенным стимулирующим полем. Это могут быть и объекты естественной среды, и культурные и духовные ценности, и материальные предметы, и предлагаемые обществом знаки внимания, отличия, образцы поведения, групповые символы. Это поле подвижно и динамично. [8, с. 113]

Оно меняется с развитием потребностей человека, работника.

В литературе встречаются различные определения понятия «стимулирование». В целях раскрытия темы работы за основу возьмем следующее определение:

Стимулирование труда – это способ управления трудовым поведением работника, состоящий в целенаправленном воздействии на поведение персонала посредством влияния на условия его жизнедеятельности, используя мотивы, движущие его деятельностью.

Стимулирование труда является составным элементом его мотивации. Чтобы овладеть тем или иным стимулом, человеку необходимы соответствующая внутренняя настройка, определенное внутреннее побуждение[12,с.60].

Это побуждение, индуцированное стимулом и есть мотив (от латинского moveo – двигаю).

Система мотивов и стимулов труда должна опираться на определенную базу – нормативный уровень трудовой деятельности. Она как бы вырастает из административно-правовых методов управления, но, ни в коем случае, их не заменяет.

Особенность стимулирования заключается в том, что выбранная работником форма поведения соответствует целям субъекта стимулирования, целям тех, кто эту ситуацию создавал. [14, с. 233]

Существуют базовые принципы построения системы стимулирования труда работников:

- индивидуальный подход к определению уровня оплаты труда каждого сотрудника в зависимости от занимаемой должности, стажа работы, квалификации, результатов оплаты труда, соблюдение исполнительской и трудовой дисциплины, выводов по оценке (аттестации) и т.п.;

- сильная социальная политика как основа сплоченного, четко работающего коллектива;

- поддержание имиджа предприятия как одной из ведущих на рынке;