Файл: Выбор стиля руководства в организации. Стили руководства..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Темой моей курсовой работы является выбор стиля руководства в организации. Каждый из нас, возможно, задумывался о том, каково это быть руководителем предприятия. В данной курсовой работе мы подробно рассмотрим, какие же бывают руководители в своём отношении к подчинённым.

Менеджмент является ключевым словом руководства организацией. Если разобрать слово «руководитель» по частям, то получится буквально «водить рукой», это означает, что этот человек наделён лидерскими качествами и способен настраивать своих работников на правильный рабочий лад для достижения совместных целей организации.

Цель курсовой работы: изучить стили руководства в организации и их негативные стороны.

Задачи курсовой работы:

Выяснить сколько стилей руководства в организации существует;

Определить качества руководителей, относящиеся к определённому стилю;

Выделить преимущества и недостатки каждого стиля;

Соотнести между собой определения «менеджмент», «руководство» и «лидерство»;

Выяснить какие факторы характеризуют стиль руководства.

1.СТИЛИ РУКОВОДСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ

1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА

Руководитель на всех уровнях системы управления организацией выступает как основное лицо, т.к. непосредственно он характеризует целенаправленность работы коллектива, подбор кадров, психологический климат и прочие нюансы работы предприятия.

Руководство — способность воздействия на отдельных лиц и группы, побуждая их работать на достижение целей организации.

Одной из важнейших характеристик деятельности руководителя является стиль руководства. [8, Стили руководства]

Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Стили могут классифицироваться по разным критериям.

А) Критерий участия исполнителей в управлении (теория лидерства К. Левина (1938 г.)).


Наиболее четко здесь различают три стиля – так же их называют «Одномерными» (т.е. обусловлены одним каким-то фактором):

- авторитарный или директивный (единолично менеджер решает и приказывает - сотрудники исполняют);

- сопричастный (демократический или коллегиальный) (сотрудники участвуют в той или иной мере в принятии решений);

- автономный (либеральный, попустительский или анархический) (менеджер играет сдерживающую роль - сотрудники решают сами, обычно большинством). [Приложение №1]

Авторитарный стиль управления имеет разновидности:

- диктаторский стиль (менеджер все решает сам, сотрудники исполняют под угрозой санкций);

- автократический (менеджер имеет в своем распоряжении обширный аппарат власти);

- бюрократический (авторитет менеджера лежит на формальных иерархических положениях системы);

- патриархальный (менеджер имеет авторитет «главы семьи», сотрудники безмерно ему доверяют);

- благосклонный (менеджер использует свои неподражаемые личные качества и пользуется высочайшим авторитетом, сотрудники, поэтому следят за его решениями).

Сопричастный стиль тоже имеет варианты:

- коммуникационный стиль (менеджер затрудняется в принятии решения и информирует сотрудников, последние задают вопросы, высказывают свое мнение, впрочем, в конечном итоге, должны следовать указаниям менеджера);

- консультативный стиль управления (то же самое, но решения принимаются совместно с менеджером совещательным образом);

- совместное решение (менеджер выдвигает проблему, предписывает ограничения, сотрудники сами принимают решение, менеджер сохраняет право вето). [1, ч.I, 11.2.]

 Предпосылки построения различных «одномерных» стилей управления присутствуют в теориях «X» и «Y» Дугласа Мак-Грегора. Так, согласно теории «X», люди изначально ленивы и при первой же возможности избегают работы. У них полностью отсутствует амбициозность, поэтому они предпочитают быть руководимыми, не брать на себя ответственности и искать защиты у сильных. Для того, чтобы заставить людей трудиться, нужно использовать принуждение, полный контроль и угрозу наказаний.  Но, по мнению Мак-Грегора, люди таковы не по своей природе, а вследствие нелегких условий жизни и труда, которые начали меняться к лучшему лишь со второй половины XX в. В благоприятных же условиях человек становится тем, кем он действительно является, и поведение отражается уже другой теорией — «Y». В соответствии с ней в таких условиях люди готовы брать на себя ответственность за дело, не говоря уже о том, что даже стремятся к ней. Если их приобщить к целям фирмы, они охотно включаются в процесс самоуправления, а также в творчество. И такое приобщение является функцией; не принуждения, а вознаграждения, связанного с достижением поставленных целей. На таких работников опирается руководитель, исповедующий демократический стиль. [2, Гл. 12, § 1, с.105]                                      


Б) Классификация стилей управления по преимущественному критерию функций управления:

- управление через инновацию (разработка инновации - как руководящее задание);

- управление с помощью задания цели (на каждом новом уровне задают цели, имеется свобода в методе ее достижения, ограниченная сметой и контролем);

Преимущества: свобода реализации, достижение личных целей, ответственность за результат.

Недостатки: жесткая система планирования, постоянный контроль, отсутствие сопричастности сотрудников, издержки на контроль.

- Управление через согласование цели. (Это смешанная форма управления через задание цели и сопричастность сотрудников. Сотрудники принимают участие в установлении целей).

Преимущества: согласование целей - лучшее условие их достижения, свобода в реализации, ориентированность на цель, а не на способ, достижение личных целей в работе, общий контроль, ответственность, сопричастность.

Недостатки: жесткая система планирования, затраты времени на согласования, противоречия с иерархической системой, полнота контроля.

- Управление через правила решения;

- управление через мотивацию;

- управление через координацию;

- управление только в исключительных случаях (менеджер оставляет за сотрудниками решения, связанные с выполнением задач). Вмешательство происходит в особых случаях - особо критических ситуациях, игнорирование возможности решения, отклонения от заданных целей). [1, ч.I, 11.2.]

Подробно расскажем о трех основных стилях руководства в организации.

Директивный (или как писали ранее – авторитарный) стиль управления  характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали непосредственно ему, единолично принимает решения или отменяет их. Мнение коллектива для него не имеет значения, все решает за коллектив сам. Преимущественными методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении в основном преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников.

Демократический (сопричастный) стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда интересуется мнением коллектива по важным производственным вопросам, принимает совместные решения. Постоянно и своевременно проводится информирование членов коллектива по значимым для них вопросам. Взаимодействие с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, дружелюбно и корректно; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных. 


Либеральный (анархический) стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», избегает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою личную ответственность.

Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Данный стиль руководства предпочтительнее всего в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью. 

В) Критерий ориентации на сотрудников или на выполнение задач.

«Многомерные» стили руководства, т.е. учитывающие два или более обстоятельств при построении взаимоотношений «руководитель-подчиненный». [8, Стили руководства]

Концепция подхода к эффективности руководства по двум критериям, которая разработана в университете штата Огайо. Являясь классическим примером многомерных стилей, решетка поведения руководителей, была разработана Блэйком и Моутоном, которая включает 5 стилей руководства.

Она представляет собой таблицу, состоящую из 9 строк и 9 столбцов, пересечение которых образуют 81 поле. Если такую таблицу наложить на правый верхний квадрат, образованный осями абсцисс и ординат, то на них можно отметить величину экспертных оценок подходов, которых придерживается тот или иной руководитель, и определить занимаемое им поле на «решётке», характеризующее применяемый им на практике стиль управления. [2, Гл.12, § 4, с.112]

Данная «решётка» объединяет два стиля руководства:

1) ориентированный на людей. Характеризуется сосредоточением внимания руководителя на сотрудниках, их потребностях и ожиданиях. Руководитель делает акцент на благополучие, хорошее самочувствие своих сотрудников, заботится о хороших отношениях со своими подчиненными, обращается с подчиненными как с равноправными, поддерживает своих сотрудников; открыт для своих сотрудников, которые могут обсуждать с ним свои проблемы, защищает интересы своих сотрудников.

2) ориентированный на задачу. Характеризуется сосредоточением внимания руководителя на организационных задачах и, в конечном итоге, ослаблением внимания к людям. Руководитель ругает за плохую работу, побуждает неторопливых работников стараться работать быстрее; обращает особое внимание на количество труда, давит и манипулирует сотрудниками; требует от слабых сотрудников выжать из себя максимум. Такие руководители положительно оцениваются вышестоящим начальством; оцениваются сотрудниками скорее позитивно, чем негативно, если пользуются влиянием в вышестоящих инстанциях. [9, Многомерные стили управления – «Р.Блейка и М.Моутона»]


Блэйк и Моутон описывают средние и четыре крайних позиций решетки, как:

1.1 — страх перед бедностью. Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения.

1.9 — дом отдыха. Руководитель сосредоточивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий.

9.1 — авторитет — подчинение. Руководитель очень озабочен эффективностью выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных.

5.5 — организация. Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя равновесие эффективности и хорошего морального настроя.

9.9 — команда. Благодаря интенсивному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это гарантирует и высокий моральный настрой, и высокую эффективность.

Блэйк и Моутон исходили из того, что самым эффективным стилем руководства — оптимальным стилем — было поведение руководителя в позиции 9.9. По их мнению, такой руководитель сочетает в себе высокую степень внимания к своим подчиненным и такое же внимание к производительности. Они также поняли, что есть множество видов деятельности, где трудно отчетливо и однозначно выявить стиль руководства, но считали, что профессиональная подготовка и сознательное отношение к целям позволяет всем руководителям приближаться к стилю 9.9, тем самым повышая эффективность своей работы. Несмотря на то, что было проведено немного эмпирических исследований, есть большое количество примеров, подтверждающих эффективность этой управленческой решетки. [6, ч.4, гл.17, с.353] [Приложение №2]

Не существует «плохих» или «хороших» стилей управления. Точная ситуация, вид деятельности, личностные особенности подчиненных и другие факторы обусловливают наилучшее соотношение каждого стиля и доминирующий стиль руководства. Изучение практики руководства организациями свидетельствует, что в работе эффективного руководителя в той или иной степени имеется каждый из трех стилей руководства. 

Вопреки распространенным стандартам доминирующий стиль руководства практически не зависит от пола. (Существует неверное мнение, что женщины-руководители более мягки и нацелены в первую очередь на поддерживание хороших отношений с деловыми партнерами, в то время как мужчины-руководители более агрессивны и нацелены на конечный результат). Факторами разделения стилей руководства скорее могут быть индивидуальные особенности и темперамент, а не половые характеристики. Успешные топ-менеджеры — и мужчины, и женщины — не являются сторонниками только одного стиля. Как правило, они подсознательно или вполне осознанно сочетают различные стратегии руководства. [7, Стили руководства]