Файл: Выбор стиля руководства в организации. Стили руководства..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все без исключения люди разные. Одинаковых руководителей, равно как в принципе одинаковых людей, быть не может. При всех универсальных правилах и требованиях руководители различаются стилями руководства, характерами, профессиональными качествами, подходом к людям. Каждый руководитель имеет свой, неповторимый стиль руководства. Однако все-таки можно вывести некоторые закономерности, которые позволят как-то классифицировать эти стили. Одной из таких классификаций является классификация Д. Кейси. Он разделяет руководителей на четыре больших категории. 

К первой Д. Кейси относит руководителей, которых уверенно можно назвать бюрократами. Это формалисты, не любящие инноваций и риска, предпочитающие старые, испытанные пути, пытающиеся следовать именно букве, а не духу закона (инструкции, указанию). Такой руководитель надежен, он достаточно осмотрителен к мелочам и деталям, однако для того, чтобы предприятие под его руководством успешно развивалось, ему требуются более гибкие и проворные сотрудники. Тем карьеристам, которые попадают к такому руководителю, следует учитывать, что в некоторых случаях перспективный подчиненный выставляется как пробная фигура. В таком случае, чтобы не рисковать самому, решение тонких вопросов руководитель возлагает на того, кто стремится себя проявить. В случае провала фигура сдается вместо осторожного руководителя. 

Другой тип — прямая противоположность первому. Это быстрый и гибкий руководитель, он не любит интересоваться деталями, часто рискует и не теряется в нестандартных ситуациях. Но для того, чтобы сгладить недочеты в работе с деталями и в планировании, такому руководителю необходимы заместители, склонные к точной и последовательной деятельности. 

Третий тип руководителя склонен смотреть в перспективу, развивать долгосрочные планы, зачастую не обращая внимания на повседневный производственный процесс. Заботы подчиненных мало его занимают, так же как и, насущные проблемы производства. Эти вопросы кажутся ему ничтожными и неинтересными по сравнению с теми планами и проектами, над которыми он усердно трудится без отдыха и срока. Но, если такой руководитель не научится прислушиваться к мнению других людей и учитывать их интересы, то маловероятно, что его самые лучшие и подробнейше разработанные планы смогут осуществиться. 

И, наконец, четвертый тип — это просто зеркальное отражение предыдущего. Если третий тип руководителя отдает силы в пользу теоретического прогресса, то четвертый — в пользу определенного человека. По крайней мере, во благо в его понимании. Он полностью посвящает себя работе с людьми, проникается их проблемами, их интересами. Весьма приветлив, не любит конфликтовать, интересы конкретного человека может поставить выше интересов фирмы. Нередко такой руководитель не может отказать в помощи своим сотрудникам, даже там, где действительно ее оказать не в состоянии. Такой руководитель может запросто «перегореть», заработав инфаркт, если не станет более четко осознавать свои обязанности и не перестанет брать на себя чужую ответственность. 


Деление это, конечно, весьма условно. Вряд ли можно найти «чистый» тип руководителя. Скорее всего, в каждом руководителе есть что-то от первого типа, что-то от второго, с преобладающими качествами, например, третьего. 

Высший пилотаж — это когда руководитель знает, когда ему быть новатором, а когда — четко следовать букве инструкции. Он умеет быть и тираном, и отцом родным. Это и есть искусство руководства. 

Однако разработано и более конкретное деление, определяющее место руководителя в управленческой иерархии. В этой иерархии всего три начальственных типа: руководители высшего, среднего и низшего звена. Они отличаются друг от друга не только объемом полномочий, сосредоточенных в одних руках, но и своими обязанностями, контактами, средствами деятельности. 

Работа руководителя высшего звена самая сложная: работать придется большое количество времени, рабочий день никем не нормирован и фактически продолжается 24 часа в сутки. Не с кем консультироваться и неоткуда ждать указаний. Полная самостоятельность, которая совсем никак не предполагает полную свободу действий. 

Контактов у руководителя высшего звена много, и они весьма разноплановы. Так, если контакты с подчиненными имеют вид различных указаний, директив и инструкций, в таком случае с руководителями других уровней и своего ранга контакты носят личный характер: планерки, совещания, летучки. Если такие личные встречи проходят регулярно, то прием посетителей или деловые контакты с представителями других организаций носят нерегулярный характер. Чем же, непосредственно, занимается руководитель высшего звена? Выработкой основной или, как было принято говорить раньше, генеральной линии. 

Роль руководителя высшего звена настолько сложна, что исполнять ее одному человеку практически невозможно. Для этого он должен быть и политиком, и общественным деятелем, и психологом, и экономистом, и дипломатом — и все это в одном лице. В природе такие индивиды встречаются весьма нечасто, поэтому на многих коммерческих предприятиях, где во главе стоит совет директоров, принято принимать решения коллективно, а роль руководителя — руководство процессом выработки решения. 

Однако в рамках российской административной системы сложно сказать однозначно, отражает ли эта практика коллегиальность принятия решений на самом деле. Все решения согласовываются с высшими эшелонами власти, так как в нашей стране административная и политическая власть срослись в одно целое, как сиамские близнецы. 


Перед руководителями среднего звена стоят более узкие задачи, которые, в основном, заключаются в разработке и подготовке конкретных приказов, которые обеспечивают продвижение генеральной линии. Они выдают инструкции общего характера, готовят разъяснения, распределяют по нижестоящим инстанциям методические указания по приказам и контролю за их исполнением на местах. 

Нижнее звено — это администраторы, которые доводят до исполнителей указания в виде конкретных приказов и контролируют их исполнение. 

Таким образом, в сфере управления также имеется разделение труда. Одни руководители отвечают за принятие основных, глобальных решений, другие же наполняют их жизненным содержанием. 

Осталось лишь коснуться некоторых моментов процесса руководства, без которых разговор о стилях руководителей был бы неполноценным. Помимо официальных обязанностей, о которых можно осведомиться в контракте, руководитель имеет и обязанности неофициальные, которые законодательно могут быть не закреплены, но в основном признаются как сами собой разумеющиеся. Это обязанности уважительно относиться к своим подчиненным, помогать им не только советом, но и делом, беспокоиться о их состоянии здоровья, материальном и физическом благополучии, сохранять хорошие взаимоотношения в коллективе. 

Безусловно, что выделение начальником фаворитов отрицательно сказывается на атмосфере внутри коллектива. Таких явлений нужно избегать. Однако, есть простой способ проконтролировать себя, если вы начальник: просто представьте себя на месте своего подчиненного. Смогли бы вы длительное время работать у себя же в подчинении? Нет? Вот это уже повод задуматься над своим стилем руководства. 

Не только подчиненный находится в зависимости от руководителя, но и руководитель от подчиненного. В конечном итоге они делают одно дело — заботятся о процветании фирмы. В случае, если у руководителя нет желания углубляться в проблемы своих работников, то вряд ли у работников возникнет желание хорошо работать. Да и в целом внимательное отношение к людям руководителю жизненно необходимо, ведь он так же находится в зависимости от своих коллег, партнеров, начальства, лояльность которых значит очень много. [7, Стили руководства]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог данной курсовой работы, хочется отметить, что каждый стиль руководства индивидуален по своим характерным признакам.

Если подчеркнуть основные моменты трёх основных стилей руководства, то можно проследить, что у авторитарного стиля есть огромный минус во взаимоотношении с подчинёнными – такой руководитель резок, бестактен, к нему невозможно найти подход.


«Золотой серединой» я бы выбрала демократический стиль управления. Так как руководитель является «душой коллектива», т.е. работает наравне со всем коллективом, каждый производственный момент согласует с подчиненными, он в то же время может и приказать, и похвалить.

Что касается либерального стиля управления в организации, то этот стиль свойственен такому руководителю, которому безразлично дальнейшее существование организации, каждый сотрудник сам себе хозяин. Для серьезного предприятия такой стиль немыслим.

Для себя я отмечу, что самый лучший руководитель – это человек, обладающий лидерскими качествами, способен развивать коллектив, а не разваливать его. Также руководитель должен обладать морально-этическими качествами, такими, как доброжелательность, вежливость, справедливость, уважение, умение держать обещанное слово. Ни внешность, ни какие-либо параметры не смогут подчеркнуть искусства управления организацией и индивидуального подхода к коллегам.

Мы сами строим свою дорогу к величию, но не все доходят до победного конца! (Карьерный рост безграничен, однако успешны только единицы.)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Описание учебников и учебных пособий

В библиографии:

  1. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд. 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003
  2. Вачугов Д.Д. и др. Основы менеджмента: Учебник для вузов / Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислякова и др. –2-е изд. перераб. и доп. –M: Высш. шк., 2005. –376 с.
  3. Кривоногова И.А. Управленческая психология. Конспект лекций. 2009.
  4. Янчевский В.Г. Основы менеджмента : учеб. пособие для вузов / В. Г. Янчевский. - Минск : ТетраСистемс, 2004. - 224 с.
  5. Кишкель Е.Н. Управленческая психология: Учеб. для сред. спец. учеб. заведений/Е. Н. Кишкель. — М.: Высш. шк., 2002. — 270 с.

Постраничная сноска:

  1. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд. 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003 – Часть I, 11.2. Стиль управления
  2. Вачугов Д.Д. и др. Основы менеджмента: Учебник для вузов / Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислякова и др. –2-е изд. перераб. и доп. –M: Высш. шк., 2005. – Глава 12, § 1, с.105; Глава 12, § 4, с.112
  3. Кривоногова И.А. Управленческая психология. Конспект лекций. 2009. – Раздел 1, Тема 1.2 Стили руководства, с. 10
  4. Янчевский В.Г. Основы менеджмента : учеб. пособие для вузов / В. Г. Янчевский. - Минск : ТетраСистемс, 2004. – 4. Лидерский стиль деятельности менеджеров – руководителей. Качества лидера
  5. Кишкель Е.Н. Управленческая психология: Учеб. для сред. спец. учеб. заведений/Е. Н. Кишкель. — М.: Высш. шк., 2002. — Раздел II., Глава 10, с. 179; Глава 10.2, с. 180-184

Описание книг одного-трех авторов

В библиографии:

  1. Мескон Майкл, Альберт Майкл, Хедоури Франклин Основы менеджмента. Перевод с английского. Общая редакция и вступительная статья доктора экономических наук Л.И.Евенко. Академия народного хозяйства при правительстве Российской Федерации Москва: Издательство "Дело", 1997. - 704 с

Постраничная сноска:

  1. Мескон Майкл, Альберт Майкл, Хедоури Франклин Основы менеджмента. Перевод с английского. Общая редакция и вступительная статья доктора экономических наук Л.И.Евенко. Академия народного хозяйства при правительстве Российской Федерации Москва: Издательство "Дело", 1997. – Часть 4, Глава 17, с. 353

Электронный адрес

В библиографии = постраничная сноска:

  1. Менеджеру. Стили руководства. Центр управления финансами URL: http://center-yf.ru/data/Menedzheru/Stili-rukovodstva.php (Дата обращения: 03.04.17).
  2. Экономика фирмы. Менеджмент фирмы. Стили руководства. Энциклопедия Экономиста! www.Grandars.ru URL: http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/rukovodstvo.html (Дата обращения: 09.04.17).
  3. Менеджмент. Основы менеджмента. Многомерные стили управления – «Р.Блейка и М.Моутона». Студенческая библиотека онлайн Studbooks.net URL: http://studbooks.net/1478334/menedzhment/mnogomernye_stili_upravleniya_-_rbleyka_mmoutona (Дата обращения: 11.04.17).
  4. Менеджмент. Роль личностных качеств в деловой карьере менеджера. Студенческая библиотека онлайн Studbooks.net URL: http://studbooks.net/1402499/menedzhment/rol_menedzhera_sisteme_upravleniya (Дата обращения: 03.04.17).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

Различие стилей управления (по участию в них исполнителей)

Приложение №2

Решетка стилей руководства Блейка-Моутона

Приложение №3

Сравнительная таблица стилей руководства

Параметры взаимодействия с подчиненными

Стили руководства

Авторитарный

Демократический

Нейтральный

принятие решений

решения принимаются единолично

решения принимаются после обсуждения в группе.

решения принимаются сами собой (кем-то в группе) или по указанию руководства

способ доведения решения

приказы, распоряжения, команды

предложения, советы

просьбы

отношение ответственности

или берет полностью на себя или полностью перекладывает на подчиненных

коллективная ответственность

снимает с себя всякую ответственность

отношение к инициативе

подавляется

поощряется

отдается в руки подчиненных

отношение квалифицированным кадрам

стремится задавить

стремится максимально эффективно их использовать

отпускает их в “свободное плаванье”

отношение к недостаткам собственных знаний

недостатков нет “и не может быть по определению”

постоянно повышает свою квалификацию

нет “большого значения”

стиль общения

“держит дистанцию”

поддерживает дружеское общение

избегает общения

характер отношений с подчиненными

в зависимости от настроения

манера поведения со всеми как с равными коллегами

мягкая манера поведения

отношение к дисциплине

жесткая формализованная дисциплины

сторонник дисциплины “разумной достаточности”

формально-попустительское отношение

отношение к моральному воздействию на подчиненных

неотвратимость наказание - основной метод стимулирования

необходимо использовать различные методы поощрения и наказания

безразличное