Файл: Теоретические основы организации бухгалтерского учета на предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На основе учётных регистров формируются ведомости девяти форм для:

  • Учёта основных средств, начисленных амортизационных отчислений (форма №В-1).
  • Учёта производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям (№В-2).
  • Учёта затрат на производство (№В-3).
  • Учёта денежных средств и фондов (№В-4).
  • Учёта расчетов и прочих операций (№В-5).
  • Учёта реализации и учёта расчетов и прочих операций (№В-6).
  • Учёта расчетов с поставщиками (№В-7).
  • Учёта оплаты труда (№В-8).
  • Оборотно-сальдовая ведомость (№В-9) [12].

В таких ведомостях регистрируются остатки на начало периода, все совершённые финансово-хозяйственные операции отмечаются по дебету и по кредиту. По окончанию месяца ведомости по формам №В1-В8 объединяются в итоговую оборотно-сальдовую ведомость формы №В-9.

  1. Автоматизированная форма становится более популярной в связи с внедрением в бухгалтерский учет информационных технологий и вычислительной техники. Сейчас создано немало различных программных средств, которые позволяют вести бухгалтерию, к примеру, 1С-Бухгалтерия [18].

В такие программы уже встроены планы счетов, проводок, формы для электронной первичной документации, журналы, отчёты, ведомости.

Достоинства автоматизированной формы:

  • простота регистрации совершённых операций;
  • введение всей бухгалтерской информации о проведённых операциях происходит единожды с одновременным её повторением в регистрах аналитического и синтетического учёта и различных формах отчётности.

Автоматизированная форма не считается отдельной разновидностью бухгалтерского учёта, а только является механизированной разновидностью журнально-ордерной формы. Однако, в отличие от использования классических журнал-ордеров, она удобна и проста в использовании.

Современные формы бухгалтерского учета базируются на классических формах бухгалтерского учета, именно эти формы легли в основу современных форм, используемых на предприятиях. Отличаются рассмотренные формы учета непосредственно набором учетных регистров, а также системой их взаимодействия [17].

Выбор формы бухгалтерского учета зависит от различных факторов, в том числе от масштабов деятельности предприятия и от степени автоматизации учетного процесса, в связи с этим, предприятия могут и на современном этапе, внеся определенные модификации в данные формы бухгалтерского учета, применять их для целей осуществления регистрации хозяйственных операций в бухгалтерском учете.


    1. Автоматизация бухгалтерского учета на предприятии

В настоящее время ведение бухгалтерского учета без компьютерной обработки данных практически немыслимо. Автоматизация бухгалтерского учета с помощью персонального компьютера сегодня не является сложной задачей ни для работника, ни для пользователя бухгалтерских программ. Однако сегодня простота решения компьютеризации бухгалтерского учета достигнута сложным путем: от компьютеризации отдельных участков учетной работы до установления связанных баз данных для составления баланса предприятия. Освоение бухгалтерами компьютера на уровне не только пользователя, но и программирования позволяет кардинально пересмотреть стратегию бухгалтерских программ [28].

В настоящее время созданы инструментальные средства, образующие информационные системы бухгалтерского учета и включающие взаимосвязанные пользовательские места, которые имеют строгую функциональную направленность в соответствии с разделением полномочий между уровнями управления. В современных условиях автоматизации бухгалтерского учета первейшее внимание должно быть уделено использованию универсальных первичных документов, в которых совмещаются оперативные и бухгалтерские данные и машиночитаемые носители информации, позволяющие с наименьшими затратами разрабатывать на персональных компьютерах систему любых регистров и необходимую отчетную документацию [25].

Применение таких универсальных документов позволяет устранить дублирование при сборе данных, обеспечивает совпадение показателей, используемых в оперативном и бухгалтерском учете. Практические исследования показывают, что целесообразнее располагать единой структурой базы данных для всех участков бухгалтерского учета [20].

Автоматизация это создание базы данных предприятия с множеством таблиц и массивов. Из построенной таким образом БД можно получить отчеты. Анализируя эти отчеты, уже можно принимать решения финансового и управленческого плана.

Бухгалтерия предприятия является блочной системой. На основании этого можно предположить, что автоматизация блоков этой системы поможет управляющему решить поставленные задачи:

  • расчет зарплаты (начисление, выплата),
  • оперативный учет движения товаров, складской учет, логистика (в первую очередь для торговли),
  • учет ОС, НМА, материалов;
  • вычисление себестоимости (в первую очередь для производства).;
  • управление финансами;
  • персоналом и т.д. [20].

Современный бухгалтер должен владеть информационными бухгалтерскими и аналитическими навыками. Бухгалтерские навыки заключаются в умении работать в справочно-правовых системах «КонсультантПлюс» или «Гарант» и программе «1С: Предприятие» и др. [28].

Лидирующее положение занимают продукты компании «1С». Система программ «1С: Предприятие» предназначена для решения широкого спектра задач автоматизации учета и управления, стоящих перед современными предприятиями. «1С: Предприятие» представляет собой систему прикладных решений, построенных по единым принципам и на единой технологической платформе. Система программ «1С: Предприятие» предоставляет возможность автоматизации как за счет внедрения отдельных прикладных решений, которые будут работать автономно или интегрироваться с использованием различных механизмов информационного обмена, так и за счет использования комплексных решений. В основе системы программ «1С: Предприятие» лежит единая технологическая платформа. Она является фундаментом для построения всех прикладных решений [25].

Главными направлениями совершенствования систем автоматизации бухгалтерского учета являются:

  1. Упорядочение и оптимизация практического ведения бухгалтерского учета.
  2. Оптимизация количества информации информационной системы бухгалтерского учета без потери ее качества.
  3. Снижение числа ошибок в бухгалтерском учете с использованием встроенных алгоритмов внутреннего автоматизированного контроля бухгалтерских данных.
  4. Продолжение работы по формализации учетных процедур.
  5. Повышение сопоставимости информационных систем различных субъектов.
  6. Повышение квалификации пользователей информационных систем [20].

2.4. Проблемы организации бухгалтерского учета на предприятии и варианты их решения

В настоящий момент методология и техника организации бухгалтерского учета на предприятиях (в том числе на малых) РФ претерпела изменения. Неправильный подход к бухгалтерскому учету приводит к тому, что уменьшается производство и реализация продукции и, соответственно, сокращаются доходы предприятий. Все это чревато последствиями для государства, доходы которого складываются за счет налогов и сборов. Чтобы улучшить положение, необходимо эффективно решать проблемы учета и аудита, да и вообще контроля на предприятиях. Проблемы адаптации систем бухгалтерского учета малых предприятий вызваны рядом объективных причин, самыми важными из которых являются изменения в законодательстве и малом бизнесе [13].


Как уже отмечалось ранее в курсовой работе, нормативной базой, на основании которой организуется бухгалтерский учет на предприятиях, являются ФЗ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [3], ПБУ «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) [5], Приказ Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций» и др.

Согласно ФЗ «О бухгалтерском учете», предусматривается упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Бухгалтерская отчетность для малых предприятий предусматривается в упрощённой форме. По общему правилу бухгалтерская отчетность включает в себя:

  1. бухгалтерский баланс;
  2. отчет о прибылях и убытках;
  3. приложения к ним (отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании средств для общественных организаций);
  4. аудиторское заключение или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;
  5. пояснительную записку к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках [3].

В связи с принятием ФЗ № 402 «О бухгалтерском учете» сильно поменялось отношение к бухгалтерскому учету и бухгалтеру. В настоящее время предпринимаются попытки для того, чтобы бухгалтеры вступили в саморегулируемые бухгалтерские организации (в соответствии с ФЗ № 315 «О саморегулируемых организациях)». Осуществлен переход к самому главному: бухгалтерский учет нужен для того, чтобы эффективно управлять деятельностью экономического субъекта. Однако этот переход не очень легко дается малым предприятиям, потому что им пришлось оперативно переходить на новые нормативно-правовые акты и внедрять новые бухгалтерские элементы [13].

С одной стороны, вступление ФЗ № 402 в силу увеличило нагрузку на предприятия, с другой, малые предприятия ведут упрощенный учет и составляют упрощенную отчетность, что записано в п.4 ст.6 указанного закона. Также нужно отметить, что малые предприятия используют специальные налоговые режимы: а) упрощенная система налогообложения; б) единый налог на вмененный доход; в) налоговая система для сельскохозяйственных предприятий; г) патентная налоговая система. Это весьма облегчает работу малым предприятиям и сельскохозяйственным производителям [8].

Часто организация бухгалтерского учета на крупных предприятиях не проблематична. При организации изначально крупного предприятия, для того чтобы поставить учет, приглашают специалистов, производящих анализ и создание бухгалтерской службы. Малые же предприятия имеют меньше возможностей, но больше проблем при организации бухгалтерского учета. Вариантов ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях мало, но главное они есть. Если руководитель организации обладает знаниями бухгалтерский учет, это упрощает ему проблему, тем более что Федеральный закон № 402 «О бухгалтерском учете» разрешает руководителю малого предприятия лично вести учет. Благоприятным фактором в этом случае является экономичность и возможность контроля деятельности предприятия. Также на малом предприятии можно предусмотреть организацию работы отдела бухгалтерии или штатного бухгалтера, что значительно облегчит ведение бухгалтерского учета. Однако, для малых предприятий работа целого отдела может быть сопряжена со значительными расходами, связанными с содержанием и функционированием отдела. Поэтому этот вариант подходит для более крупных предприятий, которые стабильно осуществляют свою деятельность на рынке [14].


Эффективным вариантом (касаемо малых предприятий) является аутсорсинг. Ведение бухгалтерии подобным образом обойдется организации гораздо дешевле, чем целый штат или бухгалтер. Положительным здесь также является то, что бухгалтерская фирма по договору полностью отвечает за свою деятельность.

Положительным моментом нужно отметить и то, что экономические субъекты обязаны организовывать и осуществлять внутренний контроль фактов хозяйственной деятельности.

Подытоживая вышесказанное, можно отметить, что малым предприятиям:

1) можно самостоятельно разрабатывать и утверждать формы регистров бухгалтерского учета;

2) составлять и представлять упрощенную бухгалтерскую отчетность (Приказ Минфина России от 02.07.10 № 66н «О формах бухгалтерского учета»);

3) руководитель организации может сам вести бухгалтерский учет, что дает предприятию возможность более эффективно развиваться;

4) разрешено не применять двойную запись при ведении бухгалтерского учета. Правильный подход к организации бухгалтерского учета на малых предприятиях может значительно снизить трудоемкость учетных процессов, повысить оперативность финансовой информации, а значит, повысить качество управленческих решений [8].

В целом по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности в России можно сказать, что установились единые требования к бухгалтерскому учету, а также создается правовой механизм регулирования бухгалтерского учета. В России выбран один из наиболее рациональных способов применения международных стандартов и их адаптация, которая подразумевает поэтапное совершенствование национальных правил учета и отчетности, что приведет к формированию информации высокого качества. Реформирование системы бухгалтерского учета привело к следующему:

  • российская система бухгалтерского учета не противоречит международным подходам к его ведению;
  • постоянное взаимодействие налогообложения и системы бухгалтерского учета;
  • введены процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией;
  • созданы механизмы обеспечения прозрачности бухгалтерской отчетности [14].

Методическое обеспечение совершенствования бухгалтерского учета тесно связано с постоянным повышением квалификации бухгалтерских кадров. Первостепенное значение сегодня уделяется улучшению профессиональной подготовки бухгалтерских специалистов.

Российская система бухгалтерского учета и отчетности максимально приблизилась к международной. Для нее характерно: