Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6533,2 · 12,42 · (0,09 – 0,12) = -2850,22 тыс. руб.

Таблица 6

Влияние ускорения оборачиваемости оборотного капитала, изменения рентабельности продаж и обеспеченности средствами в обороте на прибыль от продаж ООО "Бобер" за 2016-2018 гг.

Показатели

Годы

2016

2017

2018

1. Выручка от продаж, тыс. руб.

63891,30

75362,20

81167,80

2. Прибыль, тыс. руб. от продаж, тыс. руб.

10250,20

9355,60

7226,10

3. Среднегодовая стоимость оборотного капитала, тыс. руб.

7506,60

8999,90

6533,20

4. Оборачиваемость оборотного капитала (п.1 / п.3), в разах

8,51

8,37

12,42

5. Рентабельность продукции (п.2 / п.1), руб.

0,16

0,12

0,09

6. Абсолютное изменение прибыли от продаж за год, тыс. руб.

х

-894,60

-2 129,50

в том числе:

а) за счет изменения оборачиваемости оборотного капитала

х

2 039,09

-2 564,19

б) за счет изменения рентабельности продаж

х

-198,79

3 284,91

в) за счет изменения обеспеченности средствами в обороте

х

-2 734,90

-2 850,22

Анализ влияния ускорения оборачиваемости оборотного капитала, изменения рентабельности продаж и обеспеченности средствами в обороте на прибыль от продаж позволяет сделать вывод, что в первые два года из анализируемого периода за счет фактора оборачиваемости оборотного капитала прибыль от продаж увеличилась на 2039,09 руб., а за счет факторов рентабельности продаж и обеспеченности средствами в обороте отмечается уменьшение прибыли от продаж на 198,79 тыс. руб. и 2734,9 тыс. руб. соответственно. Последние два фактора оказали более сильное влияние, и в итоге прибыль от продаж уменьшилась на 894,6 тыс. руб.

Динамика факторной модели в 2017-2018 гг. показывает следующее. Так, в этот период за счет фактора оборачиваемости оборотного капитала и обеспеченности средствами в обороте произошло снижение прибыли от продаж на 2564,19 тыс. руб. и 2850,22 тыс.руб. соответственно, а за счет фактора рентабельности продаж отмечается увеличение прибыли от продаж на 3284,91 тыс. руб. Снижающие факторы оказали более сильное влияние, и в итоге прибыль от продаж уменьшилась на 2129,5 тыс. руб.


3. Направления увеличения прибыли предприятия

Задача увеличить прибыль на предприятии решается путем претворения в жизнь следующих мероприятий:

• Оптимизация затрат при закупке ресурсов;

• Оптимизация затрат при управлении ресурсами;

• Совершенствование бизнес-процессов / Оптимизация текущих расходов.

Рассмотрим рост прибыльности за счет оптимизации ресурсов предприятия.

3Оптимизация расходов на закупку ресурсов в практическом плане означает постоянный мониторинг рынка поставщиков, договоренности о скидках, о поставках больших объемов продукции по заранее утвержденной фиксированной цене (исключающей действие инфляции), поиск новых поставщиков (в том числе из других регионов). Этим занимается отдел снабжения и руководство по итогам годовой аттестации работников управления высоко оценивает его работу.

Управление ресурсами должно быть эффективным: прежде всего, включать в себя систему учета, движения и использования основных ресурсов. Поскольку в ООО "Бобер" применяется достаточно эффективная система управления предприятием (управление и контроль процессов на производстве - система MasterSCADA на базе программного продукта «MSRT-Net», а управление всем предприятием - “1С:Управление производственным предприятием 8”), то и управление ресурсами, контроль их движения можно оценивать как эффективный (что подтверждается результатами внутреннего аудита).

Совершенствование бизнес-процессов и сокращение текущих расходов означает пересмотр устоявшихся связей между подразделениями предприятия с целью повышения их эффективности. Под эффективностью в данном случае понимается максимальное сокращение рабочего времени, необходимого для принятия управленческих и административных решений, исключение ненужных дублирующих функций подразделений, тормозящих единый бизнес-процесс, а также оптимизацию расходов, связанных с постоянными платежами (коммунальные расходы, налоги и т.п.).

Если рассматривать структуру предприятия, то можно увидеть, что численность персонала составляет 46 человек, а численность управленческого и прочего персонала – 13 человек, т.е. почти треть персонала. При этом штат сильно “раздут”, особенно в отношении отдела маркетинга и рекламы. Указанный отдел состоит из четырех человек (около 25% управленческого персонала). Это руководитель отдела, ассистент руководителя, менеджер по рекламе, специалист по маркетингу.


При этом, даже если судить об эффективности работы этого отдела просто по показателям прибыли от продаж, то из года в год отмечается ее снижение (на 3024,1 тыс. руб. с 2016 по 2018 год).

Следовательно, руководству предприятия нужно провести аттестацию сотрудников указанного отдела и определить от каких штатных единиц нет отдачи и они только увеличивают управленческие или коммерческие расходы.

Расходы на коллектив отдела маркетинга и рекламы представлены в таблице 7.

Таблица 7

Расходы на заработную плату сотрудников отдела рекламы и маркетинга

Должность

Кол-во сотрудников, чел.

Зар. плата, тыс. руб.

Итого в месяц, тыс. руб.

Итого в год, тыс. руб.

Руководитель

1

55

55

660

Ассистент

1

20

20

240

Специалист по маркетингу

1

30

30

360

Менеджер по рекламе

1

27

27

324

 Итого

4

-

132

1584

Страховые взносы (30%)

-

-

39,6

475,2

Всего

171,6

2059,2

Кроме того к итоговой сумме прибавляются страховые взносы (30%), оплата отпусков, больничных и проч.

Чтобы сократить указанные расходы и в итоге увеличить прибыль от продаж ООО "Бобер" может пойти следующими рекомендуемыми путями:

1. Заключается в том, что организация, оценив эффективность работы отдела рекламы и маркетинга расформировывает его (сокращает сотрудников) и передает обслуживание своих потребностей в рекламе и маркетинге сторонней организации. Ценовая категория таких услуг составляет примерно 50 тыс. руб. в месяц (например, компания MerlinCo). Издержки на содержание указанного отдела сократятся на 58 %.  К тому же ООО "Бобер" сможет возмещать НДС с суммы договора и уменьшать налогооблагаемую базу.

Показатели финансовых результатов изменятся следующим образом:

Снижение коммерческих и управленческих расходов на 859,2 тыс. руб. (2059,2 тыс.руб. – 100 тыс. руб.*12) в год. А значит и повышение прибыли от продаж, прибыли до налогообложения на эту же сумму. Чистая прибыль при этом увеличится на 687,36 тыс. руб. (859,2 тыс. руб. – налог = 859,2 тыс. руб. – 859,2 тыс. руб. *0,2). Таким образом, будет достигнуто и увеличение показателей рентабельности.


2. Сокращение нескольких человек (ассистента руководителя и специалиста по маркетингу). Тогда издержки на содержание указанного отдела сократятся на 600 тыс. руб. в год. (20.тыс.*12+30 тыс. руб.*12). На эту же сумму будут снижены коммерческие расходы, а значит достигнуто и повышение прибыли от продаж, прибыли до налогообложения. Чистая прибыль при этом увеличится на 480 тыс. руб. (600 тыс. руб. – налог = 600 тыс. руб. – 600 тыс. руб. *0,2). Таким образом, будет достигнуто и увеличение показателей рентабельности.

По показателям финансовых результатов первый путь (расформирование отдела) эффективней, чем второй, почти в два раза.

Как показал анализ, поведенный в предыдущем подпункте курсовой работы, себестоимость реализации имеет за последний год наибольший рост среди затрат предприятия. Кроме того, уровень затрат в доходах более 80%, а себестоимость реализации занимает более 90% в данных затратах.

Поэтому можно рекомендовать предприятию увеличить прибыль путем экономии затрат ООО “Бобер”. Это также позволит повысить энергетическую эффективность производства и всего предприятия в целом.

Первая рекомендация – экономия на тепле (в отапливаемое время года). Расценки на теплоснабжение не зависят от времени суток. Однако сэкономить можно и на тепле. Рассматриваемое предприятие работает в одну смену, поэтому есть смысл поставить автоматику, регулирующую обогрев здания. Тогда с утра системы отопления будут функционировать в нормальном режиме, а после 19:00 – в экономичном. Иными словами, весь рабочий день в помещении +22 °C, а по окончании смены автоматический регулятор уменьшает подачу тепла и температура понижается до +17 °C. На этом уровне она поддерживается всю ночь – ведь расходы тепла в это время меньше: двери не открываются, система вентиляции выключена и т. д. А часа за два до прихода сотрудников регулятор вновь увеличивает подачу тепла и температура поднимается до +22 °C. Это позволит на треть снизить расходы на оплату тепла (коммунальные платежи обслуживающей компании).

Счетчики учета тепла предлагают сегодня приобрести многие организации. При покупке теплового счетчика пристальное внимание следует обратить не на первоначальную стоимость теплового счетчика, а на его надежность, качество и долговечность. Купить тепловой счетчик не проблема, просто стоит помнить про то, что приобретение дешевого теплового счетчика не оправдается в долгосрочной перспективе. Дешевый тепловой счетчик обычно очень дорог в эксплуатации. Так что выбирать счетчик следует, опираясь на фактические данные о сроках его безотказной работы. Руководствоваться лучше принципом: большие инвестиции в момент, когда приобретаются счетчики учета тепла, в дальнейшем – экономия в процессе эксплуатации оборудования.


Вторая рекомендация – установка датчиков движения. При использовании датчиков движения свет загорается в помещении только тогда, когда в него кто-то входит, и гаснет, когда его покидают. По опыту других предприятий с помощью таких приборов удается достичь от 10 до 45% экономии электроэнергии.

Третья рекомендация – модернизация системы освещения. При модернизации системы освещения на конкретном предприятии нужно учитывать множество факторов. Один из главных – финансовый: замена на первоначальном этапе устаревших систем новыми, конечно, потребует инвестиций. Однако в России, в отличие от Европы, такие вложения быстро окупаются (за срок одного до трех лет).

Итак, ООО «Бобер» для эффективной экономии электроэнергии может использовать приборы нового поколения. Они помогут решить задачи в сфере энергетической эффективности: сократить затраты на потребляемую электроэнергию, получить дополнительную электрическую мощность для нужд предприятия, а также снизить зрительную утомляемость работников (ведь качество производимой продукции напрямую зависит от комфортных условий труда и освещенности рабочего места или производственных площадей).

Рассчитаем затраты на освещение здания основного цеха. Для этого потребуется только 110 светодиодных светильников (они подвешиваются на высоте 9 м). Светодиодные модули светильников потребляют электроэнергии в шесть раз меньше люминесцентных ламп ДРЛ-250, которые используются предприятием. В результате, будет достигнута экономия электроэнергии – около 20,3 руб. на кв. м. Кроме того, улучшится качество продукции, а также вырастет производительность труда (по подсчетам экспертов примерно в полтора раза).

В таблице 8 приведены расчеты затрат на предлагаемые мероприятия.

Расчет экономии:

1.Датчики движения – возьмем нижний порог достижения эффективности – 10% экономии электроэнергии (экспертная информация, точный подсчет возможен только после внедрения).

Таблица 8

Стоимость внедрения рекомендаций по энергосбережению как пути снижения себестоимости и увеличения прибыли

Рекомендация

Количество

Цена,

Руб.

Затраты,

руб.

1.Установка датчиков движения для включения /выключения света (модель Дюви110)

25

540

13 500

2.Автоматика, регулирующая обогрев здания (с учетом комплекта соединений трубопровода, документации и монтажных работ)

1

25690 +2750

+7100

35 540

3. Светодиодные светильники

110

5100

561 000

Итого

610 040