Файл: Понятие и виды ценных бумаг ( Порядок обращения ценных бумаг).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы исследования. Ценные бумаги являются одним из фундаментальных институтов финансовой системы, необходимый атрибут рыночного хозяйства. В настоящее время ценные бумаги разного вида имеют довольно широкое распространение и использование. Они представляют собой нужный универсальный инструмент во многих сферах имущественного оборота, чаще в кредитовании и расчетах, способный ускорить и упростить имущественный оборот, дающий владельцам в ряде случаев дополнительные гарантии. Этим обусловлена особая актуальность и выбор данной темы для курсовой работы.

Являясь объектами гражданских прав, ценные бумаги относятся к особой разновидности вещей. В Гражданском Кодексе ценным бумагам как объектам гражданских прав посвящена глава. Седьмая глава ГК РФ содержит общие для всех видов ценных бумаг вопросы, особенности выпуска и обращения отдельных видов ценных бумаг регулируются специальными актами, положения которых конкретизируют и дополняют нормы ГК.

Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности. В случаях, предусмотренных законом или в установленном им порядке, для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре (обычном или компьютеризованном).[1]

Основы правового регулирования ценных бумаг определяет гл. 7 ГК. Более подробно выпуск и обращение ценных бумаг регулируются Законом о рынке ценных бумаг, Законом об акционерных обществах, иными законами и нормативными актами о ценных бумагах отдельных видов. Изданы разъяснения Пленумов ВС РФ и ВАС РФ о применении норм законодательства о ценных бумагах, которые будут названы в последующих параграфах настоящей главы.

Объектом исследования настоящей курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в сфере объектов гражданского права.

Предметом исследования – ценные бумаги, как составная часть института объектов гражданского права.

Целью исследования является исследование теоретических положений и практических рекомендаций, направленных на совершенствование правового регулирования отношений в сфере рынка ценных бумаг.


Чтобы добиться поставленной цели курсовой работы, необходимо решить следующие задачи, а именно:

-рассмотреть историю становления рынка ценных бумаг;

- изучить понятие и свойства ценных бумаг;

- определить виды ценных бумаг;

- дать характеристику отдельных видов ценных бумаг;

- рассмотреть порядок обращения ценных бумаг.

Структура работы: представленная курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии.

Теоретической основой исследования по данной курсовой работе стали современные работы, посвященные проблемам ценных бумаг, порядку их обращения : В. А. Белова, С.С. Алексеева ,А.М. Гатина, С.П. Гришаева, Е.П. Губина, Т.И. Илларионовой, Б.М. Гонгало, А.Г. Калинина, А.И. Масляева, И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова, Т.А. Скворцовой, М.Б. Смоленского и др.
Нормативная и эмпирическая база исследования включает в себя Конституцию РФ, федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты и т.д.

Методологическую основу работы составляет совокупность общенаучных и частно-научных методов исследования, которые включают также исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, технико-юридический и другие методы.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ.

1.1.Становление рынка ценных бумаг в РФ.

В ст. 8 Конституции Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. В Гражданском кодексе РФ воспроизводится это конституционное положение и предусматривается, что ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (п. 3 ст. 1). Об ограничении перемещения финансовых средств в Гражданском кодексе РФ ничего не говорится.

В ГК РФ не упоминается о рынке товаров, работ и услуг. Нормы гражданского права направлены на определение правового положения участников гражданского оборота, их прав и обязанностей (ч. 1 ст. 2),установление оборотоспособности объектов гражданских прав (ст. 129), порядок перемены лиц в обязательстве (глава 24 ГК РФ). И это неслучайно. ГК РФ не регулирует рынок товаров, работ и финансовых средств, да и не может это сделать, так как все его нормы направлены на закрепление тех или иных положений в статике; и нет норм о движении, динамике деятельности. На рынке происходит согласования спроса и предложения. Трудно, практически невозможно дать четкое юридическое определение финансового рынка. Речь идет о юридическом определении рынка финансовых услуг. Встречающиеся определения рынка в экономико-финансовой литературе либо пространны и носят описательный характер, либо сводятся к констатации факта, что на рынке достигается совпадение у сторон спроса или предложения на те или иные виды услуг. По существу, той же неопределенностью отличаются и юридические формулировки рынка. В Федеральном законе от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг"[2] он рассматривается как сфера деятельности финансовых организаций на территории Российской Федерации или ее части, определяемая, исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям. К финансовой услуге в этом Законе относятся и услуги на рынке ценных бумаг, осуществляемые финансовой организацией, то есть профессиональным участником рынка ценных бумаг.


В Положении о Федеральной антимонопольной службе, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331, предусмотрено, что эта служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг.[3]

В Федеральном законе от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" [4](далее - ФЗ о РЦБ) употребляются термины "эмиссия", "обращение", "размещение эмиссионных ценных бумаг", которые
лишь фрагментарно могут дать определенное представление о рынке ценных бумаг.

Рынок – это заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход права собственности и иных вещных прав на ценные бумаги. Исходя из содержания только что упомянутого Закона, рынок эмиссионных ценных бумаг может быть организованным, на нем участвуют профессиональные участники (брокеры, дилеры и т.п.) и неорганизованным. В последнем случае к купле-продаже ценных бумаг могут применяться и нормы параграфа 1 главы 30 ГК РФ. Можно говорить о сделках с векселем (ст. 815), сберегательной книжкой на предъявителя (ст. 843), сберегательным (депозитным) сертификатом (ст. 844), чеком ( ст. ст. 877 - 885), двойным и простым складским свидетельством ( ст. ст. 912 - 917). Однако названные ценные бумаги, за исключением последних, служат либо средством привлечения денежных средств граждан во вклады, либо средством платежа. Передача складских свидетельств, равно как и коносаментов и других товарораспорядительных документов, приравниваются к передаче самой вещи (п. 3 ст. 224 ГК РФ). Не вдаваясь в дальнейшую классификацию ценных бумаг, следует выделить из всей их совокупности эмиссионные ценные бумаги и приравненные по порядку и характеру обращения неэмиссионные ценные бумаги (инвестиционные паи, пенсионные накопления, ипотечные сертификаты участия). Таким образом, исходя из новейшего законодательства о ценных бумагах необходимо выделить эмиссионные и подобные в обращении ценные бумаги. Характерной особенностью этой группы ценных бумаг является то, что их обращение осуществляется через организованный рынок ценных бумаг с его специфическими институционными участниками: брокерами, дилерами, клиринговыми организациями, доверительными управляющими, депозитариями, регистраторами, фондовыми биржами. Для эмиссионных ценных бумаг их организованный рынок еще дополняется строгой процедурой самой эмиссии ценных бумаг, за правомерностью выпуска которой осуществляет контроль специально созданный федеральный орган исполнительной власти - Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) и ее региональные отделения. Этот сегмент финансового рынка представляет собой органичное сочетание государственного (а также общественного регулирования - саморегулируемые организации) и рыночных начал, использования механизма спроса и предложения.


Принятие части первой ГК РФ закрепило существование двух обособленных ветвей акционерного законодательства. Наряду с обычными акционерными обществами, правовое положение, права и обязанности акционеров которых определяются в соответствии с ГК РФ и Законом об акционерных обществах, существуют акционерные общества, созданные путем приватизации государственных и муниципальных предприятий. Особенности правового положения таких обществ определяются также законодательными и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий. Кроме того, перечисляя виды ценных бумаг, ГК РФ отнес к ним приватизационные ценные бумаги. Что под ними понимается, остается загадкой, так как уже до вступления в силу ГК РФ приватизация через приватизационные чеки была отменена. В.А. Белов считает, что приватизационный чек (ваучер) являлся по своей правовой природе не ценной бумагой, а денежным суррогатом - документом, использование которого в качестве средства платежа обязательно при определении обязательства [5].

Основным законом в регулировании отношений, возникающих при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенностей создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг стал ФЗ о РЦБ. Сам Закон рассматривает рынок ценных бумаг в совокупности эмиссии и их обращения независимо от типа эмитента, а также профессиональных участников рынка, перечисленных в ФЗ о РЦБ. Тем самым этот рынок характеризуется следующими чертами: 1) эмитируются и обращаются эмиссионные ценные бумаги; 2) процесс выпуска и обращения их представляет собой единый процесс, не укладывающийся в рамки ГК РФ; 3) операции с эмиссионными ценными бумагами осуществляют на этом организованном финансовом рынке только профессиональные участники, имеющие лицензию от ФСФР и ее отделений.[6] В п. 5 ст. 19 ФЗ о РЦБ установлено, что процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, а также условия их размещения регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 г."Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг"[7]. Следовательно, названный Закон по отношению к ФЗ о РЦБ имеет специальный характер, нормы
последнего применяются в случаях отсутствия специальных правил эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.


ФЗ о РЦБ устанавливает процедуру эмиссии облигаций Банка России, которая регулируется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 799 "Об особенностях процедуры эмиссии облигаций Центрального банка Российской Федерации" [8].

Изменения и дополнения, внесенные в ФЗ о РЦБ, ввели в сферу его действия и обращения ряд неэмиссионных ценных бумаг. Ныне к торгам на фондовой бирже могут быть допущены не только эмиссионные ценные бумаги в процессе их размещения и обращения, а также иные ценные бумаги, в том числе инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов в процессе их выдачи и обращения ( ч. 1ст. 14 ФЗ о РЦБ). В связи с принятием Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах" [9], ориентируясь на названную норму ФЗ о РЦБ, можно утверждать, что к торгам на фондовых биржах могут быть теперь допущены и облигации с ипотечным покрытием. Характеристика облигации с залоговым обеспечением дана в ст. 27.3 ФЗ о РЦБ. Подобную правовую возможность предоставляет в отношении пенсионных накоплений и Федеральный закон от 24 июня 2002 г. "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" [10].

Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов на рынке ценных бумаг"[11] устанавливает дополнительные требования к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, предоставляющим услуги инвесторам, под которыми понимаются физические и юридические лица, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги. Этот Закон не применяется к чекам, векселям и иным ценным бумагам, не являющимся эмиссионными, и также к отношениям по обращению государственных и муниципальных ценных бумаг. Запрещается применять его нормы к защите прав и законных интересов владельцев документов, удостоверяющих
денежные и иные обязательства.[12] Так, нельзя руководствоваться этим Законом при защите прав владельца государственного жилищного сертификата. Согласно Постановлению Правительства от 7 октября 2004 г. N 522 "О некоторых вопросах подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты на 2004 - 2010 годы..." сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина - участника подпрограммы на получение субсидии за счет средств федерального бюджета для приобретения этого помещения. Сертификат не является ценной бумагой [13].