Файл: Нотариат в РФ(Понятие и сущность государственного регулирования нотариата в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В связи с огромным количеством оформляемых нотариусами документов возникла потребность в учете, защите данных, а также в возможности проверки достоверности и правомерности совершения нотариальных действий самими нотариусами. Под эгидой Минюста России в сфере нотариата активно внедряются электронные технологии. Это делается с целью ускорения проводимых процедур, а также повышения защиты и достоверности юридически значимой информации.

Таким образом, государственно-правовое регулирование нотариата в России осуществляется в строгом соответствии с законом. Главным органом, осуществляющим государственно-правовое регулирование в сфере нотариата, является Минюст России, который определяет основные направления политики в сфере нотариата в основном совместно с Федеральной нотариальной палатой. В этом и заключается основной недочет системы государственного регулирования нотариата. Поскольку нотариусы совершают нотариальные действия от имени государства, в интересах граждан (физических лиц) и организаций (юридических лиц), то полномочия Минюста в этой сфере должны быть значительно расширены. Кроме того, на законодательном уровне нечетко описаны механизмы осуществления государственного регулирования в сфере нотариата. Данный аспект рассматриваемого вопроса требует существенного изменения и дополнения. Тем не менее, в данной сфере происходят положительные изменения, такие как введение Единой информационной системы нотариата, внедрение Правил нотариального делопроизводства, электронного документооборота, передача нотариату для удостоверения сделок с долями недвижимого имущества и другое. Это означает, что направление политики государства в данной области успешно реализуется на практике.

2.2 Формы государственного контроля в сфере нотариата в Российской Федерации

Важнейшим аспектом государственно-правового регулирования нотариата является контроль деятельности нотариата со стороны государства. Вопросам контроля над деятельностью нотариуса непосредственно посвящена Глава VII Раздела I Основ законодательства Российской Федерации о нотариате "Контроль за деятельностью нотариусов".

Контроль в сфере нотариата в Российской Федерации можно разделить на следующие виды: профессиональный контроль, осуществляемый Министерством Юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой и нотариальными палатами субъектов; судебный контроль, налоговый контроль; контроль органов, взимающих платежи во внебюджетные фонды.


В соответствии со статьей 34 Основ законодательства о нотариате указано, что "контроль над выполнением профессиональных обязанностей нотариусами, функционирующими в государственных нотариальных конторах, осуществляют федеральный орган исполнительной власти, исполняющий функции по контролированию в сфере нотариата, и его территориальный органы, а нотариусами, занимающимися частной практикой - нотариальные палаты" [60].

Согласно Основам и Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации[61] все основные функции по государственно-правовому регулированию в сфере частного нотариата осуществляют Минюст России и его органы, находящиеся в субъектах федерации, а также нотариальные палаты. Министерство юстиции Российской Федерации устанавливает формы реестров, где регистрируются нотариальные действия, свидетельств и удостоверительных надписей, "совместно с Федеральной нотариальной палатой утверждает количество должностей нотариусов в нотариальном округе, изменения территории нотариуса, учреждения и ликвидации должности нотариуса, образует апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб лиц, изъявивших желание заниматься нотариальной деятельностью, не допущенных к сдаче квалификационного экзамена либо не сдавших экзамен, на решение квалификационной комиссии"; претворяет в жизнь контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, производит учет сведений о главах администраций поселений и специально уполномоченных лицах местного самоуправления[62], производит ведение реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, выдает выписки из него, проводит конкурс и совместно с нотариальной палатой субъекта Российской Федерации образует конкурсную комиссию на замещение вакантной должности нотариуса[63], создает квалификационную комиссию по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, с участием представителей нотариальной палаты субъекта Российской Федерации[64], "принимает решения о наделении частнопрактикующих нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий по выдаче свидетельства о праве на наследство", "наделяет, совместно с нотариальной палатой субъекта Российской Федерации, полномочиями лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса, занимающегося частной практикой", "принимает решение о передаче документов, которые хранились у нотариуса, полномочия которого прекращаются, другому нотариусу", "принимает решение об изменении территории деятельности нотариуса по согласовыванию с нотариальной палатой субъекта", учреждает и ликвидирует должности нотариусов в субъекте, по согласованию с нотариальной палатой[65], и другое.


Контрольными функция нотариальной палаты являются полномочия, осуществляемые совместно с Министерством юстиции и его территориальными органами, указанные выше; контроль, за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей[66]; контроль за соблюдением правил профессиональной этики; за неоднократное совершение дисциплинарных поступков, нарушение законодательства, в случае невозможности исполнять обязанности по состоянию здоровья, нотариальная палата может обратиться в суд с заявлением о лишении нотариуса права заниматься нотариальной деятельностью; право потребовать от нотариуса предоставления сведений о совершенных нотариальных действиях, документов, относящихся к его финансово-хозяйственной деятельности, личных объяснений; при проведении конкурса на вакантную должность нотариуса, нотариальная палата адресует в территориальный орган Минюста России рекомендации по каждому кандидату на вакантное место нотариуса.

Таким образом, контроль Минюста России заключается в следующем: нормативно-правовое регулирование, в основном, согласованное с Федеральной нотариальной палатой; объявление и проведение совместно с нотариальной палатой конкурса на вакантную должность нотариуса; издание приказов о назначении на должность нотариуса, ведение реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен; регулирование численности и изменения территории деятельности нотариусов. Последующий контроль, выражающийся в контроле профессиональной деятельности, в основном осуществляется нотариальной палатой. Акцент в данном виде контроля делается на проверку соблюдения правил нотариального делопроизводств.

По мнению С.Н. Шевченко, "в соответствии с действующим законодательством, органы Минюста России не имеют ряда необходимых контрольных полномочий в отношении нотариата, таких как остановка деятельности нотариуса или оспаривание решений выборных органов нотариального самоуправления, противоречащих закону"[67]. Подобная ситуация возникла в 1993 году после принятия Основ законодательства о нотариате. В этот переходный период государство считало необходимой передачу части своих функций негосударственным образованиям. По мнению автора, данный поход, ошибочен. Функции государственного контроля должны осуществляться государственными органами. Для эффективного государственного контроля нотариальной деятельности нужно возместить данные пробелы законодательного регулирования и расширить контрольные полномочия государственных органов[68]. С данным положением нельзя полностью согласиться. Проблемы в функционировании какого-либо института государства, или общества, можно выявить как внешне, с помощью наблюдения со стороны, так и внутренне, с помощью анализа ситуации изнутри. Некоторые проблемы в рассматриваемой сфере государственный орган может упустить, когда, в тоже время, они будут заметны для людей, принимающих участие в жизни и работе данного механизма.


По вопросу реформирования системы государственного контроля над нотариатом сложилось несколько подходов. Сторонники либеральной модели берут за основу принцип независимости нотариальной деятельности. Государство, ни коим образом, не должно вмешиваться в нотариальную деятельность. Весь контроль и организационные вопросы должны находится в компетенции нотариальных палат. Но по причине того, что нотариус осуществляет свои полномочия от имени государства, некоторый контроль со стороны его органов необходим.

Сторонниками государственнической модели являются О.В. Романовская, Г.Б. Романовский, Ю.А. Андреева, М.В. Ткаченко. Саморегулируемые органы - нотариальные палаты, обладают контрольными функциями, что абсолютно неприемлемо. "Нотариальные палаты должны сохранять возможность самоконтроля как элемента управления, но природа такого контроля не будет иметь публично-правового характера"[69]. Утверждение правовых актов в данной сфере должно являться исключительной прерогативой федерального органа исполнительной власти. Но в настоящее время правовые акты принимаются, как правило, по согласованию с нотариальной палатой. Данные функции должны быть переданы государству, они должны находиться в его исключительной компетенции. При этом не учитывается постановление Конституционного суда от 19 мая 1998 года №15-П, в котором прямо указано, что "нотариальные палаты осуществляют публично-правовые функции от имени государства и наделение государством нотариальных палат в соответствии с законом отдельными управленческими и контрольными полномочиями в целях обеспечения в нотариальной деятельности гарантий прав и свобод граждан не противоречит Конституции Российской Федерации"[70]. Для качественного контроля должностное лицо должно обладать знаниями и опытом работы в сфере нотариата.

Сторонниками сбалансированной модели являются И.Г. Черемных, В.В. Ярков. Необходимо найти баланс в сфере контрольных полномочий между государственным органом и нотариальным самоуправлением. "В законодательстве необходимо закрепить механизмы эффективного взаимодействия с органами нотариального самоуправления, строящиеся на принципах согласованности, прозрачности и объективности"[71].

По мнению автора наиболее приемлемым является сбалансированный подход. Причин тому несколько. Во-первых, орган государственной власти не всегда может заметить и учесть проблемы, возникающие в сфере нотариата, наблюдая извне. В тоже время, на практике, все эти проблемы будет легко найти. Поэтому реформировать систему, вносить новшества государству и нотариальному сообществу нужно сообща. Во-вторых, когда проблема ясна, решить ее будет проще тем, кто занимается этим на практике. Поэтому и механизмы воздействия нужно определять по согласованию.


Проверка организации работы нотариуса проводится раз в 4 года. Первая проверка нотариуса, впервые приступившего к работе, проводится через год с момента наделения его полномочиями[72].

17 июня 2005 года решением Правления Федеральной нотариальной палаты были утверждены Методические рекомендации по проведению проверки исполнения нотариусом, занимающимся частной практикой, профессиональных обязанностей[73]. В нотариальных палатах субъектов действуют положения о проверках, которые устанавливают сроки проведения, виды, организационную основу, права и обязанности лиц, осуществляющих проверку, подведение итогов. По срокам и объемам проверки можно разделить на три вида: плановые (осуществляются в соответствии с графиком проверок), внеплановые (на основании жалоб, обращений), повторные (при обнаружении в ходе плановой проверки серьезных нарушений) [74]. Для проведения проверки создается комиссия, в которую входят нотариусы, имеющие определенный стаж работы. Комиссия уведомляет нотариуса о сроках проверки, изучает жалобы и обращения, отчеты нотариуса, отчеты предыдущих проверок и другое. Нотариус предоставляет членам комиссии все необходимые документы. Если выявляются нарушения, нотариус обязан дать письменное объяснение. Предметом проверки могут быть: организация дела в конторе, различные отчеты (бухгалтерские, статистические), печать на соответствие требованиям закона, законность совершенных нотариальных действий, ведение реестров регистрации нотариальных действий, правильность и своевременность платы членских взносов, соблюдение правил нотариального делопроизводства и другое[75]. Нотариальная палата правомочна требовать у нотариуса представления сведений о совершенных нотариальных действиях, различные документы, личных объяснений, в том числе по вопросам соблюдения профессиональной этики[76]. По результатам проверки составляется акт, в котором отражаются следующие аспекты: организация деятельности, условия труда, отчетность, правильность уплаты членских взносов, законность совершения нотариальных действий, соблюдение тайн нотариального действия, выполнение устава палаты, решений собраний и Правления; недостатки и нарушения, если таковые имеются. В акте указывается дата и место проведения проверки, перечисляются лица в ней участвующие. В случае несогласия с результатами проверки, нотариус может в трехдневный срок направить свои возражения[77].