Файл: Игра как метод воспитания(Теоретические аспекты игры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Деловая игра – метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях.

Действующими лицами в деловой игре являются участники, организуемые в команды, и выполняющие индивидуальные или командные роли. При этом и модель, и действующие лица находятся в игровой среде, представляющей профессиональный, социальный или общественный контекст имитируемой в игре деятельности специалистов. Сама игровая деятельность предстает в виде вариативного воздействия на имитационную модель, зависящего от её состояния и осуществляемого в процессе взаимодействия участников, регламентируемого правилами.

Именно в использовании всех видов игр и происходит воспитание раз личных личностных качеств дошкольников.

3.2 Личный опыт по использованию игр в воспитании

Место, где ребенок получает опыт широкого эмоционального практического взаимодействия со взрослыми, сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни это- детский сад. Как воспитывают, где, в каком окружении он растет и зависит развитие ребенка. Следовательно, мы, педагоги несем огромную ответственность за воспитание молодого поколения.

Через огромное светлое окно, в духовный мир ребенка вливается многообразный поток представлений, понятий об окружающем мире это игра.

Новый Закон РФ «Об образовании», Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, определяет новые цели образования, предусматривающий достижение не только предметных, но и личностных результатов.

Самая важная деятельность в дошкольном возрасте выступает игра, через которую я, как педагог, решаю все образовательные задачи, в том числе и обучение. Сейчас пересмотрены подходы к организации обучения и воспитания детей. Отказавшись от учебной модели в детском саду, т. е. от занятий, мы перешли к новым формам работы с детьми. Которые позволяют нам, воспитателям, детского сада обучать дошкольников так, чтобы им было интересно, и они об этом даже не догадывались. Основные образовательные усилия педагога были раньше сосредоточены на проведении занятий, а теперь образовательный процесс признан за всеми видами совместной деятельности педагогов и детей.

Я использую такие формы работы с детьми, которые соответствуют условно каждому виду деятельности:


1.Игровая

-Сюжетные игры

- Игры с правилами

2.Двигательная

- Подвижные дидактические игры

-Подвижные игры с правилами

- Игровые упражнения

- Соревнования

3.Коммуникативная

-Беседа, ситуативный разговор

- Речевая ситуация

-Составление, отгадывание загадок

-Сюжетные игры

- Игры с правилами

4.Продуктивная

- Реализация проектов

-Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

5.Познавательно-исследовательская

- Наблюдение

-Экскурсии

- Решение проблемных ситуаций

- Экспериментирование

-Коллекционирование

- Моделирование

-Реализация проекта

- Игры с правилами

6.Трудовая

- Совместные действия

-Дежурство

 -Поручение

-Реализация проекта

7.Чтение художественной литературы

- Чтение

- Обсуждение

- Разучивание

8.Музыкально-художественная

- Слушание

- Исполнение

- Экспериментирование

- Музыкально-дидактические игры

- Импровизация

Формы работы я выбираю самостоятельно в зависимости от количества воспитанников, от оснащённости группы, от опыта и творческого подхода. Утром, когда воспитанники бодры и полны сил, провожу наиболее трудоёмкие виды деятельности: наблюдения, дидактические игры, беседы, трудовые поручения, рассматривание альбомов. Потом включаю детей в сюжетно-ролевые, подвижные игры, чтение художественной литературы. Чередуя различные виды деятельности детей в течение дня, помогает мне обеспечить их разнообразие и баланс при сохранении ведущей роли игры.

Я использую преимущественно сюжетные, игровые и интегрированные формы образовательной деятельности с детьми младшего возраста, с детьми старшего возраста образовательная деятельность носит развивающий характер. Большое значение уделяю двигательной активности, с целью укрепления здоровья дошкольников.

Дети в этом возрасте постоянно находятся в игре, для них это образ жизни, поэтому я как современный воспитатель органично «встраиваю» любую деятельность в детскую игру, что делает образовательный эффект более значительным.

Игра является основной формой организации жизни детей. Поэтому во все виды детской деятельности включаю игровые моменты, ситуации и приёмы. Повседневную жизнь детей наполняется интересными делами, играми, проблемами, идеями. Стремлюсь у каждого ребёнка развивать инициативу и самостоятельность, умение находить разумный и достойный выход из различных жизненных ситуаций.


Организованную образовательную деятельность выстраиваю таким образом, чтобы дети были активными участниками воспитательно-образовательного процесса. Чтобы большую часть говорили они, рассуждали по теме, участвовали в художественном творчестве, опытах, труде.

Поддерживая активность детей, поощряю их успехи отмечая с помощью экранов добрых дел, экранов настроения, благодарностью родителей за хорошее воспитание детей. Благодаря таким приёмам прививаю интерес к совместной образовательной деятельности с педагогами.

Продумываю содержание развивающей среды по возрастам, постоянно обновляю игровую и наглядную среду в зависимости от темы организованной образовательной деятельности. Организация развивающей среды построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Планировка в помещении позволяет каждому ребёнку найти себе место для самостоятельной деятельности, занятий на достаточно удалённом расстоянии друг от друга или наоборот, осуществлять более тесные контакты: разновозрастная, легко трансформируемая мебель, уголки уединения.

Дети и взрослые являются творцами своего предметного окружения. На стенах в группе на доступной для детей высоте развешаны рамки, где дети могут вставлять свои творческие работы.

Наличие центров развития и уголков, использование трансформирующего оборудования позволяет детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Развивающая среда построена так, что можно легко добавлять в нее разнообразные элементы, а также менять, в соответствии с возрастом, с временем года и т.д. Все развивающие пособия привлекательны и являются равноценными как для девочек, так и мальчиков.

Все групповое пространство распределено на центры. Все игрушки игровой материал размещён таким образом, чтобы дети могли свободно играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы, выдвижные ящики.

Цент сюжетно-ролевой игры имеет необходимое оборудование для игр «Семья», «Больница», «Магазин». Часть атрибутов для игр имеют несколько назначений игра «Магазин» используются для игры «Кафе», атрибуты игры «Больница» используется в игре «Аптека».

В центре двигательной активности собран физкультурный инвентарь (мячи, кегли, обручи, скакалки), что позволяет детям тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость, выносливость.


В музыкально- театральном центре есть музыкальные инструменты, различные музыкальные игры. Они развивают фонематический слух и чувство ритма, а также доставляют много радостных минут детям. Я стараюсь знакомить с разными видами театра. Есть настольный театр, пальчиковый, кукольный. Просмотр и показ знакомой сказки помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, проявить свои творческие способности.

В группе есть уголок ряженья. Ребята наряжаются в платочки, накидки, юбочки, костюмы представляя себя разными героями или устраивая модные показы. В течение года мы вносим новые атрибуты: ленты, бусы, элементы костюмов для сюжетно- ролевых игр.

Оформлен уголок по ППД, где дети закрепляют знания о правилах дорожного движения.

Для детей, которые любят заниматься изобразительной деятельностью, есть цент детского творчества «Мастерская для Ладошек». Здесь для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно- прикладного искусства, размещены материалы и вывешена «полочка красоты».

В центре природы и экспериментальной деятельности ребята ухаживают за растениями, проводят опыты под руководством педагога. В группе имеются растения, огород на окне, бутылочки, ёмкости для опытов, природный материал и т.д. В этом центре ребята развивают наблюдательность и мыслительную деятельность.

В книжном центре собраны книги для чтения, журналы. Центр размещён рядом с центром творчества, чтобы дети могли рассматривать иллюстрации и здесь же рисовать, делясь впечатлениями.

Для снятия напряжения после игр дети могут посетить центр психологической разгрузки. Место отгорожено ширмой, где можно посидеть на уютном диванчике, рассмотреть книгу, помечтать. Оснащен центр мягкими игрушками, стаканчиками для крика, сундучки для секретов, личных вещей.

Под руководством педагога, через игру мы знакомим детей с окружающей жизнью, обогащаем их впечатлениями.

Такие психические качества как: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности формируются в результате игровой деятельности. В процессе игры дети учатся применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, испытывают радость.

Она служат как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. Именно здесь ребенок показывает чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, помогать в беде. Поэтому прекрасным средством воспитания коллективизма является игра.


Педагогический опыт показал, что в дошкольном возрасте детей всему можно научить через игру. Не должны иметь место в воспитании уговоры и наказания. Здесь они бесперспективны. Мы должны заинтересовать, завлечь ребенка, научить самостоятельно добывать знания и чувствовать себя уверенными в мире сверстников и взрослых. Также научить иметь и высказать своё собственное мнение.

В игре формируется личность ребенка. Она является формой обучения детей. В игре я являюсь одновременно и воспитателем, и участником игры. Я учу и играю, а дети, играя, учатся. Методы руководства игрой в разных возрастных группах различны. Все режимные процессы проходят в форме игры, чтобы вызвать у детей интерес, вызвать положительные эмоции, повысить их активность. Все интегративные качества ребенка я развиваю при помощи игры.

Таким образом, игра пронизывает всю жизнь детей в детском саду, сделав её по-настоящему интересной и увлекательной.

Очень правильно в ФГОС дошкольного образования введена сама идея того, что в дошкольных образовательных учреждениях учебный процесс – это детская игра и она является основным видом деятельности ребёнка-дошкольника.

    В условиях реализации ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является - исключение из образовательного процесса учебной деятельности, так как не соответствует закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Вот поэтому перед нами, воспитателями дошкольного учреждения, становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми.

Изменилась и модели образовательного процесса. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. А делать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Игра для детей одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.

В своей работе   большое место я отвожу    дидактическим играм. Я их использую как в самостоятельной деятельности детей, так и в совместной. Именно эти игры выполняют функцию средств обучения. Дошкольники осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать именно в процессе игры. Использование дидактических игр, как средство обучения, повышает интерес детей к образовательной деятельности, обеспечивает лучшее усвоение программы.