Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Специфика любой профессиональной деятельности такова, что она накладывает свой отпечаток на человека, как субъекта этой деятельности. В структуре личности происходят изменения, которые имеют, с одной стороны, положительный характер, когда происходит усиление и интенсивное развитие качеств, способствующих успешности в деятельности. В результате взаимодействия личности и профессии происходит активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, которое приводит к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности – творческой самореализации в профессии, а также личностному и профессиональному развитию. С другой стороны – профессиональная деятельность оказывает на личность негативное влияние, проявляющееся в изменении, подавлении и даже разрушении отдельных компонентов структуры личности.

Профессиональные деформации в широком смысле – это нарушение уже усвоенных способов деятельности, разрушение сформированных профессиональных качеств, появление стереотипов профессионального поведения и психологических барьеров при освоении новых профессиональных технологий, новой профессии или специальности. Это также изменения структуры личности при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. Профессиональные деформации возникают и при возрастных изменениях, физическом и нервном истощении.

Проблема профессиональной деформации достаточно актуальна для представителей социально значимых профессий, к числу которых относятся и психологи – консультанты. Профессиональная деятельность психолога определяется сложностью и ответственностью, повышенной профессиональной нагрузкой, эмоциональной включенностью, способствующими формированию профессиональной деформации.

В связи с расширением в нашей стране сферы услуг в области практической психологии актуальной является проблема качества профессиональной деятельности практического психолога, которая зависит от его индивидуальных психологических особенностей и его состояния. Изучение профессиональной деформации психолога-консультанта и способов ее преодоления способствуют охране здоровья работников, а также дают возможность повышения эффективности консультативного процесса.

Объект исследования – профессиональная деформация психолога-консультанта и способы ее преодоления.


Цель исследования – рассмотреть проблему профессиональной деформации психолога – консультанта и способов ее преодоления.

Задачи исследования:

1. Дать характеристику понятию профессиональной деформации.

2. Изучить особенности профессиональной деятельности психолога- консультанта.

3. Выявить особенности профессиональной деформации психологов – консультантов.

4. Изучить способы преодоления профессиональной деформации психологов – консультантов.

Методы исследования: теоретические методы психологических исследований: анализ, синтез, сравнение научной литературы по проблеме исследования.

Теоретико-методологическая база исследования состоит из положений о профессиональной деформации, разработанных А.А. Крыловым, Е.С. Кузьминым, Р.М. Грановской, Е.И. Роговым, А.К. Марковой, В.Е. Орлом, Н. В. Кузьминой, Е.Н. Прощицкой, С.П. Безносовым, С.А. Дружиловым, Э.Ф. Зеером и другими исследователями.

Структура работы состоит из введения, теоретической главы, методической главы, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА

1.1. Понятие профессиональной деформации

Проблема профессиональной деформации стала предметом изучения еще в XIX веке. В числе ученых, в той или иной степени занимавшихся и занимающихся разработкой темы профессиональной деформации личности, можно назвать таких психологов, как А.А. Крылов, Е.С. Кузьмин, Р.М. Грановская, А.К. Маркова, В.Е. Орел, Н.В. Клюева и др.

Впервые термин «профессиональная деформация» ввел в научный обиход Питирим Сорокин. Латинское происхождение слова «деформация» означает изменение, потерю формы, структуры чего-либо, отличие от нормы.

Нежелательные профессиональные деформации можно обнаружить практически во всех видах профессиональной деятельности. Это объективная опасность ряда профессий, связанных с повышенным риском, ответственностью, эмоционально-психологическими перегрузками [11]. Профессиональная деформация свойственна представителям многих профессий - врачам, учителям, военным, спортсменам.


Однако профессии люди выбирают во многом сами и «по плечу», и «по душе», поэтому, не исключено, что не профессия порождает образ мыслей и мировоззрение человека, а он находит, в конце концов, то, что соответствует складу его души и образу мыслей.

В зарубежных исследованиях часто говорят об идентификации личности со своей профессией, то есть, о процессе адаптации личности к требованиям профессиональной деятельности. На высших уровнях такой идентификации сформированные профессиональные черты начинают проявляться и в других жизненных сферах, определяя отношение к действительности.

Можно предположить, что подобное чрезмерное заострение специфических черт личности носит компенсаторный характер и является более вероятным для людей с недостаточным уровнем профессиональных способностей и отсутствием творческого момента в деятельности [11].

Профессиональная деформация – это деструкции, которые возникают в процессе выполнения одной и той же профессиональной деятельности, негативно влияют на ее продуктивность, порождают профессионально нежелательные качества и изменяют профессиональное поведение человека [17].

Основные показатели развития профессиональных деформаций – это отрицательное влияние на продуктивность, появление качеств, которые препятствуют успешному выполнению профессиональных обязанностей, а также изменение поведения человека.

Разные исследователи этой проблемы рассматривают профессиональную деформацию по-своему. К примеру, С.П. Безносов раскрывает профессиональную деформацию через ее признаки, такие как должностные проступки, ошибки, нарушения дисциплины, а также такие профессиональные изменения личности, которые не соответствуют нормам профессии и не одобряются общественностью. Кроме того, профессиональная деформация проявляется в таких качествах личности, которые изменяются под влиянием профессиональной роли. Источники профессиональной деформации кроются в недрах профессиональной адаптации личности к условиям и требованиям труда [1].

С.А. Дружилов профессиональные деформации рассматривает как искажение психологической модели профессиональной деятельности [13]. Но в одном все исследователи единодушны: профессиональная деформация – это отклонение. С.А. Дружилов считает, что профессиональная деформация это отклонение, от эталона, который заложен в феномене «профессия» и рассматривается, как социальный институт, обладающий определенным потенциалом, и как профессиональное сообщество, являющееся самоорганизующейся социальной системой.


Э.Ф. Зеер отмечает, что многолетнее выполнение одной и той же деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, возникновению психологических барьеров, объединению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности [17].

Профессиональная деформация имеет множество причин и проявлений. С.П. Безносов в качестве наиболее частых причин возникновения профессиональной деформации называет специфику ближайшего окружения, с которым вынужден общаться специалист, а также специфику профессиональной деятельности [1].

Предпосылки развития профессиональных деформаций коренятся уже в мотивах выбора профессий. Пусковым механизмом деформации становятся деструкции ожидания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь. Профессиональная реальность сильно отличается от представления, сформировавшегося у выпускника института. Первые трудности побуждают начинающего специалиста к поиску «кардинальных» методов работы. Неудачи, отрицательные эмоции, разочарования инициируют развитие профессиональной дезадаптации личности.

Безносов С.П. в своих работах рассматривает деятельностный, индивидуальный и феноменологический подходы к исследованию профессиональных деструкций. Безносов С.П. приводит различные классификации профессиональных деформаций в зависимости от выбранного основания. В качестве таковых рассмотриваются социальные отклонения, типы деструктивного или делинквентного поведения, глубина, устойчивость, быстрота наступления и широта деформации, виду психических явлений вовлеченный в процесс деформирования и т.д. [1; 2].

В.Е. Орел предлагает в качестве основания для классификации профессиональных деформаций место их проявления в структуре личности. Он выделяет деформации, проявляющиеся в мотивационной, познавательной сфере личности, на уровне ее характерологических качеств.

По мнению автора, профессиональная деформация мотивационной сферы может проявляться в чрезмерной увлеченности какой-либо профессиональной сферой, гиперболизацией ее значимости. Например, это проявляется у специалистов в качестве феномена трудоголизма, или - у преподавателей в форме явного завышения значимости своего предмета [23].

В познавательной сфере профессиональная деформация проявляется в стереотипизации познавательных действий, в упрощенном подходе к решению проблем, неадекватном восприятии инноваций, а также людей, с которыми приходится взаимодействовать (учеников, больных, обвиняемых и т.д.), включая коллег. При этом наблюдается сужение объема воспринимаемой и запоминаемой информации до уровня, который специалист привык считать важным.


В общении наблюдается эффект когнитивного диссонанса.

Профессиональная деформация на уровне личностных характеристик проявляется в том, что определенные черты характера или темперамента акцентуируются и это может приводить к полной или частичной перестройке структуры личности профессионала. Например, у следователей в силу содержания профессионального труда может вырабатываться чрезмерная подозрительность, повышенная критичность, излишняя бдительность.

В качестве самостоятельного феномена отрицательного воздействия профессии на личность В.Е. Орел рассматривает «психическое выгорание» [23].

Опираясь на обобщающие работы В.Е. Орла, можно выделить следующие основные характеристики феномена психического выгорания.

1) Психическое выгорание связано с эмоциональным истощением личности, чувством эмоциональной опустошенности и усталости, вызванным собственной работой.

2) Для состояния психического выгорания характерны особые формы деперсонализации личности, которые проявляются в циничном отношении к труду и объектам своего труда.

3) Психическое выгорание сопровождается редукцией и недооценкой специалистом своих профессиональных достижений, что связано с возникновением у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, акцентуации внимания на неудачах.

4) Феномен выгорания является сугубо профессиональным, т.е. фиксируется и проявляется в специфических условиях профессиональной деятельности и профессионального развития.

5) Психическое выгорание оказывает отрицательное воздействие на все стороны личности и ее поведение, снижая, в конечном счете, эффективность профессиональной деятельности и удовлетворенность трудом.

6) Данный феномен является необратимым, то есть его нельзя полностью уничтожить в ходе специальных форм воздействия, можно только затормозить его развитие.

Следует отметить, что понятия «профессиональная деформация» «психическое (эмоциональное) выгорание (сгорание)» не тождественны. Они сходны в том, что связаны с профессиональной деятельностью, требующей большой эмоциональной нагрузки. Различия обусловлены их отнесенностью (к профессиональной деятельности - «эмоциональное сгорание», к жизни вне работы - «профессиональная деформация»). Эмоциональное сгорание можно представить как потерю контролирующей роли «Я профессионального» и внедрение «Я человеческого» в область профессиональной компетенции. Профессиональная деформация, напротив, представляется расширением господства «Я профессионального» в область деятельности «Я человеческого». В.Е. Орел рассматривает психическое выгорание не как некоторый самостоятельный феномен, а как специфическую форму деструкций, которая обладает характерными признаками [23].