Файл: Понятие и задачи комплексного анализа (Понятие, задачи и виды экономического анализа деятельности предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эффект операционного рычага = 20 741 / 87 223 = 0,238.

Таким образом, при росте выручки от реализации на 10 % прибыль предприятия за счет эффекта операционного рычага увеличивается на 14,89 %.

Рассчитанные данные показывают, что при увеличении выручки на 10% предприятие получит дополнительную прибыль в размере 20 741 тыс. руб. Обеспечивается опережающий рост прибыли.

3.2. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий

Рассчитаем экономический эффект от реализации представленных мероприятий.

Исходные данные для расчетов приведены в табл. 17.

Таблица 17

Показатели экономического эффекта от проектных мероприятий

ООО «Сервис-Центр» [46]

Мероприятие

Эффект от мероприятия

основной тыс. руб.

сопутствующий

Увеличение объема продаж

87 223

Повышение уровня обслуживания клиентов. Расширение ассортимента товаров и услуг

Реализация излишних и неликвидных запасов сырья, материалов, товаров

8 923

Высвобождение складских площадей

Продолжение таблицы 17

1

2

3

Передача в аренду излишних складских помещений

50

Передает затраты по обслуживанию производственных площадей и оборудования арендатору

Использование лизинга вместо долгосрочного кредитования

100 000

Улучшение структуры баланса предприятия. Экономия расходов

ИТОГО

196 196

Внедрение предложенных мероприятий позволит получить предприятию экономический эффект в размере 196 196 тыс.руб.

Планируемые показатели деятельности предприятия с учетом реализации мероприятий представлены в таблице 18.

Таблица 18

Основные финансово-экономические показатели деятельности предприятия до и после внедрения мероприятий по повышению эффективности деятельности ООО «Сервис-Центр» [47]


Наименование показателей

Величина показателя

Изменение показателя

базовый вариант (до внедрения мероприятий)

проектируемый вариант (после внедрения мероприятий)

абсолютное

относительное, %

Выручка от реализации, тыс. руб.

872226

959449

87222,6

110

Численность персонала, чел.

118

118

0

100

в том числе рабочих

71

71

0

100

Себестоимость (издержки обращения), тыс. руб.

732899

799381

66481,7

109,07

Затраты на 1 рубль реализации, руб./руб.

0,84

0,83

-0,0071

99,16

Прибыль от продаж, тыс. руб.

139327

160068

20741

114,89

Рентабельность продаж, %

0,16

0,17

0,01

-

Исходя из приведенных в таблице 19 данных, в результате внедрения предложенных мероприятий прибыль предприятия увеличится на 20 741 тыс. руб., рентабельность продаж возрастет на 0,01 п.п.

Заключение

Экономический анализ представляет собой экономическую науку, которая изучает экономику организаций, их деятельность с точки зрения оценки их работы по выполнению бизнес-планов, оценки их имущественно-финансового состояния и с целью выявления неиспользованных резервов повышения эффективности деятельности организаций.

Для оценки экономической эффективности используют, во-первых, обобщающие показатели, которые характеризуют эффективность деятельности предприятия в целом, во-вторых, частные показатели, которые характеризуют эффективность использования какого-либо отдельного вида ресурса или эффективность деятельности какого-либо отдельного подразделения предприятия.

В работе проведен анализ эффективности деятельности ООО «Сервис-Центр», который показал, что в 2015 г. произошло снижение выручки от реализации товаров и услуг. Прибыль от продаж в 2015 г. выросла на 6 323 тыс. руб., или на 322,64%, что обусловлено опережающим темпов роста выручки над темпами роста затрат. Однако по результатам работы предприятие получило чистой прибыли на 3696 тыс. руб. меньше в 2015 г. чем в 2014 г. Практически по всем показателям рентабельности в 2015 г. отмечается снижение относительно предыдущего года.


На предприятие в 2015 г. отмечается снижение производительности труда и среднегодовой заработной платы, что может вызвать проблему текучести кадров.

Проведенное исследование позволило сделать вывод о необходимости разработки рекомендаций, направленных на повышение эффективности деятельности ООО «Сервис-Центр».

В целях повышения эффективности деятельности ООО «Сервис-Центр» рекомендован ряд мероприятий.

Во-первых, необходимо совершенствование управления запасами.

Во-вторых, для получения дополнительной прибыли предприятию целесообразно сдача неиспользуемых (высвободившихся) складских помещений в аренду.

В-третьих, ООО «Сервис-Центр» рекомендовано использование лизинга как источника финансирования приобретаемых основных средств. Проведенные расчеты подтвердили эффективность лизинговых операций по сравнению с кредитными.

Планируется, что предприятие может увеличить объем продаж не менее, чем на 10 %, в том числе за счет активной маркетинговой политики (стимулирования продаж, рекламы). Расчеты показали, что увеличение объема производства и продаж на 10 % позволит снизить точку безубыточности на 9,92 п.п. и увеличить прибыль на 14,89 %.

Внедрение предложенных мероприятий позволит получить предприятию экономический эффект в размере 196 196 тыс.руб. Прибыль предприятия увеличится на 20 741 тыс. руб., рентабельность продаж возрастет на 0,01 п.п.

Таким образом, реализация представленных мероприятий позволит ООО «Сервис-Центр» повысить эффективность своей деятельности, увеличив выручку от продаж и прибыль.

Список литературы

  1. Артюхов А.А. Управление собственным и заемным капиталом компаний: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 176 с.
  2. Борисов Е.Ф. Экономика: Учебник и практикум / Е.Ф. Борисов. – М.: Юрайт, 2012. – 608 с.
  3. Борисов Е.Ф., Петров А.А., Березкина Т.Е. Экономика: Учебник / под общ.ред. Е.Ф. Борисова. – М.: Проспект, 2013. – 272 с.
  4. Гинзбург А.И. Экономический анализ: Учебник / А.И. Гинзбург, 3-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 448 с.
  5. Грибов В.Д., Леонов А.Л. Экономика предприятия сервиса: Учебное пособие / под общ.ред. В.Д. Грибова. – М.: КноРус, 2011. – 280 с.
  6. Елисеева Т.П., Молев М.Д., Трегулова Н.Г. Экономика и анализ деятельности предприятий: Учебник / Под общ.ред. Т.П. Елисеевой. – М.: Феникс, 2011. – 480 с.
  7. Жиляков Д.И., Зарецкая В.Г. Финансово-экономический анализ (предприятие, банк, страховая компания): Учебное пособие / Д.И. Жиляков. – М.: КноРус, 2012. – 368 с.
  8. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2012. - 451с.
  9. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: Учебное пособие / Г.В. Савицкая. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 736 с.
  10. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. - М.: ИНФРА.- М., 2013. - 237 с.

Приложение 1

Классификация видов экономического анализа

Признак классификации

Вид анализа

1

2

По функциям управления

Уровень информационного обеспечения

внутренний управленческий анализ; внешний финансовый анализ

Содержание процесса управления

перспективный (предварительный) анализ; ретроспективный (последующий) анализ; оперативный анализ; итоговый (заключительный) анализ

Характер объектов управления

анализ стадий расширенного воспроизводства; отраслевой анализ; анализ ведомств и предприятий; анализ составных элементов производства и производственных отношений

Прочие виды классификации

Субъекты анализа

анализ по заданию руководства и экономических служб; анализ по заданию собственников и органов управления; анализ по заданию контрагентов (поставщиков, покупателей, кредитных и финансовых органов)

Периодичность

годовой анализ; квартальный анализ; месячный анализ; декадный анализ; ежедневный анализ

Содержание и полнота изучаемых вопросов

полный анализ; локальный анализ; тематический анализ

Методы изучения объекта

комплектный анализ; системный анализ; сравнительный анализ
сплошной анализ; выборочный анализ

Степень автоматизации работ

анализ с использованием ПЭВМ; анализ без применения ПЭВМ

Приложение 2

Основные обобщающие показатели, характеризующие эффективность деятельности предприятия

№ п/п

Название трупа и показателей

Порядок расчета

Пояснения

1

2

3

4

1.

Показатели эффективности использования капитала

1.1.

Рентабельность капитала, авансированного в активы

1.1.1.

Рентабельность совокупного капитала авансированного в активы (рентабельность активов)

Чистая прибыль/ Средняя стоимость всех активов предприятия, то есть валюты бухгалтерского баланса

Отражает сумму прибыли, приходящуюся на единицу общей величины капитала (всех активов независимо от источников их формирования), и характеризует эффективность использования всей совокупности капитала (активов) предприятия

1.1.2.

Рентабельность производственных фон-
дов

Прибыль от продаж / Средняя стоимость основных производственных фондов и материальных оборотных активов, то есть запасов

Отражает величину прибыли, приходящуюся на единицу стоимости
основных средств и запасов, и характеризует эффективность использования производственных
фондов

1.1.3.

Рентабельность собственного капитала

Чистая прибыль/ Средняя величина собственного капитала

Отражает сумму прибыли, приходящуюся на единицу собственного

капитала и характеризует эффективность его использования

1.1.4.

Рентабельность акционерного (уставного) капитала

Чистая прибыль/ Средняя величина акционерного (уставного) капитала

Отражает величину прибыли, приходящуюся на единицу вложенного учредителями капитала, и характеризует эффективность его использования

1.2.

Доходность акционерного (уставного) капитала

Дивиденды (проценты). начисленные из чистой прибыли / Средняя величина акционерного (уставного) капитала

Отражает прибыль, начисленную в
пользу учредителей на единицу вложенного ими капитала


Продолжение приложения 2

1

2

3

4

1.3.

Коэффициент устойчивости экономического роста

Чистая прибыль за вычетом начисленных дивидендов (процентов) / Средняя стоимость собственного капитала

Показывает, какими темпами увеличивается собственный капитал
за счет финансового результата деятельности предприятия, и характеризует уровень его развития за счет капитализированной прибыли

2.

Показатели эффективности производства и продажи совокупности товаров, продукции, работ, услуг

2.1.

Рентабельность затрат на проданные товары
продукцию, работы, услуги

Прибыль от продаж /

Полная себестоимость
проданных товаров, продукции, работ, услуг

Отражает величину прибыли, приходящуюся на единицу полных затрат, и характеризует эффективность текущих затрат ресурсов на
производство и продажу

2.2.

Рентабельность продаж

Прибыть от продаж / Выручка (нетто) от продажи
товаров, продукции, работ, услуг

Отражает величину финансового
результата, приходящегося на единицу объема продаж, и характеризует уровень прибыльности продаж

2.3.

Затраты на один рубль
проданной продукции

Полная себестоимость
проданной продукции / Выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг

Отражает затратоемкость, то есть величину затрат в копейках на каждый рубль продаж

Приложение 3

Система основных частных показателей, характеризующих эффективность использования отдельных видов ресурсов


п/п

Название групп и показателей

Порядок расчета

Пояснения

1

2

3

4

1.

Показатели эффективности использования трудовых ресурсов

1.1.

Производительность труда, то есть средняя выработка одного работника

ПТ = ОП / Ч
где ОП – объем продукции в стоимостном выражении; Ч – численность персонала

Отражает объем продукции в стоимостном выражении, приходящийся в среднем на одного работника

1.2.

Средняя трудоемкость

ТЕ= Ч / ОП

Характеризует затраты трудовых ресурсов (человек) на один рубль стоимости продукции

1.3.

Относительное высвобождение

(-), дополни-
тельный прирост (+) трудовых ресурсов (Эч)

Эч = Ч1 – Ч0*Joп

где Ч0,Ч1- численность персонала базисном и отчетном периодах соответственно; Joп - темп роста объема продукции, работ, услуг в стоимостном выражении в %.

Отражает относительное высвобождение численности работников за счет повышения производительности труда или дополнительный их рост при ее снижении

2.

Показатели эффективности использования материальных ресурсов

2.1.

Материалоотдача (МО)

МО = ОП / МЗ,

где МЗ – материальные затраты

Характеризует объем продукции в
стоимостном выражении, приходящийся на один рубль материальных
затрат

2.2.

Материалоемкость продукции (ME)

ME = МЗ / ОП

Отражает величину материальных затрат, приходящуюся на один рубль стоимости продукции

23.

Относительная экономия (-), прирост (+) материальных затрат (Эмз)

Эмз = МЗ1 -МЗ0 *Joп

где МЗ0, МЗ1 - материальные затраты в базисном и отчетном периодах соответственно

Характеризует относительную экономию материальных затрат за счет роста материалоотдачи или относительный их рост за счет снижения материалоотдачи

3.

Показатели эффективности использования основных производственных фондов

3.1.

Фондоотдача (ФО)

ФО = ОП / ОПФ,

где ОПФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов

Отражает объем продукции в стоимостном выражении, произведенный на один рубль стоимости основных производственных фондов

3.2.

Фондоемкость продукции (ФЕ)

ФЕ = ОПФ / ОП

Отражает объем основных производственных фондов, использованный для производства одного рубля продукции

3.3.

Относительная экономия (-), прирост (+) основных производственных фондов (Эопф)

Эопф = ОПФ1-ОПФ0* Joп

где ОПФ0, ОПФ1 - среднегодовая стоимость основных производственных фондов в базисном и отчетном периодах соответственно

Характеризует относительную экономию (прирост) основных производственных фондов за счет роста (снижения) фондоотдачи