Файл: Задачи нотариата (Понятие и правовая сущность нотариата в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Российский нотариат всегда представлял в обществе один из важнейших юридических институтов государственной деятельности. Каждый российский гражданин хотя бы один раз в жизни обращался к нотариусу, например, за доверенностью на автомобиль или на представительство в административных или судебных органах власти, за оформлением наследства, в связи с куплей-продажей движимого и недвижимого имущества или за нотариальным удостоверением юридически значимых документов.

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с выяснением места и роли нотариата в механизме обеспечения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в Российской Федерации.

Нельзя обойти вниманием и то обстоятельство, что Российская Федерация неуклонно стремится к сближению системы нотариата с мировыми стандартами либерального нотариата, существующего в форме свободной профессии, где нотариусы осуществляют свою деятельность, руководствуясь принципами независимости и беспристрастности, и несут ответственность за свою деятельность. К сожалению, можно разделить мнение исследователей о том, что в настоящее время действующие Основы законодательства Российской Федерации о нотариате 1993 г. лишь в общих чертах обозначают механизмы взаимодействия государства, правоохранительных органов с институтом нотариата, и в частности с органами нотариального самоуправления. Как следствие, формирование научных предложений по оптимизации законодательства в сфере нотариата видится актуальной задачей.

Тема особенно актуальна с учетом ведущейся работы по созданию кодифицированного законодательного акта, призванного заменить Основы законодательства Российской Федерации о нотариате 1993 г. Речь идёт о разработке федерального закона «Об организации и деятельности нотариата в Российской Федерации».

Цель настоящей работы состоит в выявлении и анализе теоретических и практических проблем правового положения нотариата, задачи и цели нотариата ,перспектив его участия в реализации и охране гражданских прав, формировании научных предложений по оптимизации соответствующего законодательства.

Объектом настоящего исследования является, в первую очередь, нотариат. В период законодательного реформирования нотариата и решения вопросов, относящихся к осуществлению нотариальной деятельности, следует теоретически переосмыслить понимание сущности института нотариата и его роли в современном российском правовом государстве.


У современного российского нотариата достаточно много проблем разного характера, которые необходимо решать. Решение некоторых из них отражено в проекте Федерального закона «Об организации и деятельности нотариата в Российской Федерации».

Требуют дальнейшей разработки и законодательного закрепления такие понятия, как правовая природа нотариата, статус нотариуса, нотариальная деятельность, нотариальное действие, нотариальный акт, нотариальная процедура и в целом нотариат как институт гражданского общества, призванный защищать права и законные интересы граждан и юридических лиц, интересы государства и общества. Особое внимание следует обратить на вопрос разработки теоретической основы государственного воздействия на институт свободного нотариата.

В настоящее время отсутствует системный подход к регулированию финансовых основ деятельности института нотариата, осуществляемого путем регулирования налогообложения нотариусов и установления платы за совершение нотариальных действий.

Задачи курсовой работы состоит в глубоком изучении правового статуса нотариуса по российскому законодательству, дальнейших его перспектив основных понятий, детальном рассмотрении вопроса истории становления и развития правового статуса нотариуса по российскому законодательству в сравнении с зарубежным опытом, дальнейших его перспектив, проблемах, возникающих в нотариальной и судебной практике, а так же влиянии зарубежного опыта на реформирование правового статуса нотариуса по российскому законодательству, дальнейших его перспектив.

Методология и методы проведенного исследования. Методологической основой исследования является материалистическая диалектика, представляющая собой познание действительного состояния нормативной базы по наследственному праву. Использованы методы научного обобщения, системно-структурного , сравнительного анализа.

Структура работы: обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы

1. Понятие и правовая сущность нотариата в Российской Федерации


1.1 История возникновения российского нотариата

История российского нотариата довольно богата и разнообразна. Многое было заимствовано из зарубежного нотариата, т.к. к моменту его возникновения в России нотариусы уже были известны в других странах. 

Первые упоминания о письменных законах на Руси относится ко второй половине IX века. Но документальные записи имеют более ранние упоминания. Так, договор князя Олега (912 год) и договор князя Игоря (945 год) с греками содержат вполне определенные сведения о письменном совершении юридических сделок в нашем Отечестве. "Если русский ударит грека или грек русского мечом, копьем или иным орудием, то виновный заплатит серебром по закону Русскому". В X веке при Святом Владимире уже упоминается о ворах и денежном откупе за убийство. Эти первые правовые Законы Руси стали предвестниками будущего российского нотариата. 

С именем Иоанна III Васильевича связано письменное совершение юридических сделок в Московском государстве. Они устанавливались Судебником, утвержденным высочайшим указом в 1497 году. Царь Иван Грозный продолжает правовую реформу, начатую его дедом. В Судебнике уже предписывалось непременно производить укрепление свободных людей в холопы и освобождение холопов не иначе как путем составления общих грамот. Это предписание превращается в общее обязательное правило. Уже в то время все договоры о переукрепнении недвижимых имений совершались "на письме". 

В 1579 году царь Федор Иоаннович издал указ, в соответствии с которым была введена обязательная справка отдельных видов купчих. Справка представляла собой свидетельский допрос с целью установления подлинности и добровольности заключения сделок, проверки принадлежности имущества продавцу и наличия обременений и запрещений на его отчуждение. Только после записи акта в книгу приказа и приложения печати имущество считалось отчужденным и право собственности возникало у приобретателя. Так контроль со стороны государства за деятельностью площадных подьячих стал фактическим. Совершенно очевидно, что требования, предъявляемые к совершению сделок у современного нотариуса схожи. 

В царствование Алексея Михайловича в 1649 году был составлен Кодекс законов Российского государства - Соборное Уложение, принятое Земским собором. Именно это Уложение создало целую эпоху в развитии российского нотариального института. Документ разделил крепости (сделки), под которыми понимаются все письменные акты, по способу их совершения на два разряда в зависимости от ценности излагаемой в них сделки: к 1-ому разряду принадлежат большие дела на сумму свыше 10 рублей; ко 2-ому - дела малые, на меньшую сумму. Согласно Уложению большие крепости дозволялось писать только в Москве и в городах и не иначе как через площадных подьячих и при участии особых свидетелей - послухов. Кроме того, положение, хотя и вскользь, упоминает и духовные завещания, которые "должны были быть свидетельствованы и запечатаны у епархиальных архиереев". Уложение упорядочило и в некоторой степени систематизировало действовавшие до его появления отдельные указы, обязав стороны совершать сделки только через площадных подьячих с составлением справки и последующей функции органа, совершающего сделку, и органа, регистрирующего ее[1]


В XVII-XVIII веках нотариальное дело в России претерпело множественные изменения. В 1700 году Петр Великий подписал указ, гласивший: ": совершать всякие крепости:" не у площадных подьячих, а в соответствующих приказах, куда надлежало ":присылать раз в два месяца все крепости, совершаемые в городах". С этого момента совершение всех крепостей между лицами городского сословия в Москве переданы в ведение ратушы. Полной централизацией Петр предполагал устранить беспорядки и злоупотребления, которые часто происходили при совершении правовых актов подьячими. Но проявленные чиновниками ратуши абсолютная некомпетентность и взяточничество заставили Петра Великого вернуть крепостные дела в ведение площадных подьячих, а надзор за ними поручить Оружейной палате. 

В 1775 году при Екатерине II совершение крепостных актов было передано Палате гражданского суда. С 1781 года утверждаются маклеры и нотариусы исключительно для торговых сделок и разного рода посредничества. В период правления Екатерины возникла масса правительственных учреждений нотариального характера для наблюдения за правильным и законным совершением различных частноправовых актов и составлением документов, освобожденных от тягостного для крепостного порядка их совершения.
Коренное преобразование нотариата произошло после утверждения Александром II в 1866 году Положения о нотариальной части, в основу которого положены три нотариальных законодательства Западной Европы: французское 1813 года, австрийское 1845 года и баварское 1861 года. Вместе с введением Положения все нотариусы и маклеры, кроме биржевых, прекратили свою деятельность. Отделив по образцу Запада нотариальную часть от судебной, законодатель создал самостоятельный нотариальный институт с обширным и независимым кругом действий. Особое внимание государство уделяло крепостной части. Все совершенные крепостным порядком сделки являлись бесспорными, при соблюдении всех правил о вводе во владение сделка признавалась бесповоротной, а ее принудительное исполнение осуществляли административные органы[2]

Примечательно, что до начала Первой мировой войны на страницах правовых изданий, газет и журналов, шло непрекращающееся обсуждение отдельных статей и разделов Положения о нотариальной части. Готовился отдельный самостоятельный закон о нотариате, проект которого рассматривался несколько раз. 

После Октябрьской революции Декрет о суде № 1 от 24 ноября 1917 года упразднил все ранее действующие до этого времени судебные установления, в том числе институт нотариата. Нотариальные действия стали совершать различные учреждения: нотариальные отделы местных советов, которые возглавляли народные нотариусы, отделы юстиции, отделы социального обеспечения, записей актов гражданского состояния, т.е. различные административные органы. 


Дальнейшее развитие институт нотариата получил в декабре 1919 года в Декрете о суде № 2, в котором было подчеркнуто, что нотариальные действия совершаются нотариусами, и в случае их отсутствия лицами их заменяющими. В 1919 году нотариальные отделы местных Советов были заменены нотариальными столами. С переходом к НЭПу внимание к нотариату со стороны органов Советской власти усиливается. Принципиальные вопросы организации и деятельности нотариата обсуждались в январе 1922 года на IV Всероссийском съезде деятелей советской юстиции. После чего в печати появились следующие мысли: "В советском государстве нотариат является государственным учреждением, а все элементы гражданско-правовых отношений между нотариусами и клиентами, свойственные капиталистическим странам по вознаграждению за услугами, не должны иметь место". А уже в октябре 1922 году принято Положение о государственном нотариате, завершившее создание нотариата в России после революции как самостоятельных государственных учреждений. 

В 1926 году ЦИК и Совет народных комиссаров СССР приняли Постановление "Об основных принципах организации государственного нотариата", на основе которого в союзных республиках были разработаны и приняты аналогичные положения. По мере изменения и развития экономических и социальных условий, совершенствования материального и процессуального законодательства в республиканское законодательство о нотариате включались необходимые изменения и уточнения. В 1973 году стал действовать закон о государственном нотариате в СССР. Он содержал нормы о задачах и организации государственного нотариата, принципах его деятельности, компетенции, общих правилах совершения нотариальных действий и применении законодательства о нотариате к иностранцам и лицам без гражданства. Спустя 20 лет в Россию вернулся свободный нотариат - с 1993 года действует новый закон о нотариате "Основы законодательства РФ о нотариате"[3]

Таким образом, российский нотариат за всю свою историю терпел и взлеты и падения, прекращал свое существование и вновь возрождался. С 1993 года, после проведения реформы нотариата и вступления в силу "Основ законодательства РФ о нотариате", в одном экономическом пространстве работают два нотариуса: один в государственной конторе, другой - в частной. Разница между ними лишь в том, что первый, передавая всю пошлину за совершение нотариальных действий государству, получает от него гарантированную заработную плату, другой, занимающийся частной практикой, взимает тариф, который остается у него полностью. Кроме того, российский нотариат вступил в Международный союз латинского нотариата, и наши нотариусы получили возможность обмениваться опытом со своими зарубежными коллегами.