Файл: Документирование и инвентаризация(МП Аптека <<Здоровье>>).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В России одним из важнейших элементов рыночной экономики становится хозяйственный контроль. В современных условиях многие его методологические и организационные вопросы требуют дальнейшей разработки, совершенствования и срочного внедрения, так как проведение инвентаризации было, есть и остается единственным способом контроля за точностью данных, предоставляемых бухгалтерским учетом.

Каждое предприятие, учреждение минимум раз в год перед составлением финансовой отчетности должно провести инвентаризацию собственных активов и обязательств. Поскольку эта тема всегда актуальна, в данной курсовой работе рассмотрим основные существенные аспекты проведения инвентаризации коммерческих организаций. Рост требований к повышению эффективности инвентаризации с целью улучшения управления и контроля в новых условиях хозяйствования, обусловливают необходимость научного исследования данной проблемы.

Актуальность работы заключается в том, что инвентаризация является эффективным методом контроля над сохранностью имущества организации, соблюдением финансовой дисциплины, правильностью отражения операций на счетах бухгалтерского учета, своевременным обнаружением и исправлением расхождений между фактическими данными, полученными в результате ее проведения.

В процессе написания данной курсовой работы были использованы материалы специалистов в области бухгалтерского учета: В.П. Астахов, Н.П. Барышников, А.А. Белов, Ф.Ф. Ефимова, Н.В. Парашутин, Я.В. Соколов, Н.В. Лебедева, статьи в бухгалтерских и финансовых изданиях, нормативные документы, методические рекомендации.

Целью работы является определение сущности, содержания, роли инвентаризации в хозяйственной деятельности, обоснование значения и места инвентаризации в бухгалтерском учете, изучение отражения результатов инвентаризации имущества и обязательств, их документального подтверждения.

Для достижения поставленной цели были намечены следующие основные задачи:

- Раскрыть сущность и содержание понятия инвентаризация;

- Определить цели и задачи инвентаризации;

- Определить место и роль инвентаризации активов и обязательств в современных условиях хозяйствования;

- Раскрыть этапы проведения инвентаризации;

- Рассмотреть особенности проведения инвентаризации ТМЦ в МП аптека «Здоровье».


Объект исследования – процесс инвентаризации товарно-материальных ценностей в организации.

Предмет исследования - отражение результатов инвентаризации имущества, их документальное подтверждение в организации.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

1.1 Роль, задачи и значение инвентаризации

Периодическую инвентаризацию товарно-материальных ценностей обязаны проводить все промышленные предприятия, объединения, фирмы, независимо от формы собственности. Это делается для подтверждения объема и состояния имеющихся запасов продукции, выявления неучтенных, неликвидных или пришедших в негодность товаров [11, с. 204].

Инвентаризация – это сверка фактического наличия имущества и обязательств с данными бухгалтерского учета.

Правильная организация учета товаров является одним из средств улучшения финансовой деятельности предприятия.

Данные, полученные в результате инвентаризации наличных запасов, используются при планировании закупок и организации контроля над состоянием хранения товаров. На основании, результатов инвентаризации разрабатываются предложения по совершенствованию хранения товаров.

Инвентаризации подлежит все имущество организации, независимо от его местонахождения, и все виды финансовых обязательств, числящиеся на балансе организации.

Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки).

Целями инвентаризации являются:

- проверка правильности данных текущего учета и выявление допущенных ошибок;

- контроль над сохранностью имущества;

- проверка условий и порядка хранения материально-производственных запасов;

- выявление испорченных, устаревших и залежалых материально-производственных запасов;

- выявление неучтенных хозяйственных и финансовых операций;

- проверка состояния учета и организация движения товарных запасов;


- проверка соблюдения принципа материальной ответственности;

- контроль над полнотой и своевременностью расчетов по хозяйственным договорам и обязательствам, по уплате налогов и сборов [21, c. 193].

Инвентаризацию бывает как обязательная, так и добровольная. Ниже приведены случаи, в которых она должна быть организована обязательно:

- если меняются материально ответственные лица;

- до составления годовой отчетности;

- в случаях обнаружения хищения товарно-материальных ценностей;

- после стихийного бедствия или иной чрезвычайной ситуации;

- в случае ликвидации (реорганизации) предприятия и т. д [7].

Порядок проведения инвентаризации прописывается в Учетной политике организации.

Когда и как будет проводиться инвентаризация, определяет руководитель организации. Комиссия для проведения этого должная быть постоянно действующей. В ее состав входят бухгалтера, аудиторы, инженеры, техники и прочие специалисты.

В инвентаризации обязаны принимать участие все члены комиссии – в случае отсутствия хотя бы одного из ее членов она признается не действительной.

Состав комиссии и порядок проведения инвентаризации утверждается приказом руководителя предприятия (форма - ИНВ-22).

В приказе указываются:

- перечень проверяемого имущества и обязательств;

- сроки проведения инвентаризации;

- причины инвентаризации.

Сведения о фактическом наличии имущества и реально учтенных финансовых обязательств, а также имущества, не принадлежащего организации, но числящегося в бухгалтерском учете записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально-ответственных лиц.

По каждому виду имущества заполняются отдельные унифицированные формы первичной учетной документации. ИНВ-1 ИНВ-17. В унифицированной форме. ИНВ-26 обобщенно отражаются результаты инвентаризации.

Существует несколько видов инвентаризации. Выбор метода инвентаризации зависит от характера и специфики поставленных задач.

Виды инвентаризации представлены в таблице 1 [16, c. 94].

Таблица 1 - Виды инвентаризации

Критерий проведения инвентаризации. Вид инвентаризации Отличительные особенности инвентаризации. По обязательности поведения Обязательная Обязательная инвентаризация проводится:

1. При смене материально-ответственного лица или увольнении более 50% коллектива;

2. Перед составлением годового отчета;


3. При ликвидации фирмы или ее реорганизации;

4. При установлении фактов кражи ТМЦ, их причин, стихийных бедствий. Инициативная Проводится по решению руководителя организации По периодичности Плановая Проводится в установленные порядком проведения инвентаризации сроки Внеплановая Проводится по решению руководителя организации вне утвержденного плана для обеспечения дополнительного контроля над сохранностью отдельных видов имущества, либо необходимость ее проведения предусмотрена законодательством По методу проведения Натуральная Состоит в определении количества путем замера, взвешивания и подсчета товарно-материальных ценностей Документальная Состоит в документальной проверке наличия объектов Внезапная Проводится в силу сложившихся обстоятельств Повторная Проводится, если возникли сомнения в достоверности проведенной инвентаризации Контрольная Проводится для контроля над работой инвентаризационной комиссии По степени охвата Полная или сплошная Проводится во всех подразделениях у всех материально-ответственных лиц по всем материально-производственным запасам Частичная или выборочная Проводится у отдельных материально-ответственных лиц, по отдельным видам материально-производственным запасам

1.2.Особенности проведения инвентаризации отдельных объектов учета

Как ранее уже указывалось, при проведении инвентаризации устанавливается фактическое наличие и состояние объектов учета. Приемы проведения инвентаризации будут определяться применяемыми измерителями инвентаризируемых объектов путем осмотра каждого объекта - активы экономического субъекта, измеряемые в единицах веса, - проверяются путем перевешивания, активы, учитываемые поштучно, - пересчитываются, активы, учитываемые в объемных единицах, - обмеряются. Наличие нематериальных активов устанавливается по наличию всех необходимых, правильно оформленных документов. Наличие и величина дебиторской и кредиторской задолженности устанавливается путем проведения сверки расчетов с контрагентами по операциям, для чего в их адрес направляются соответствующие запросы. При инвентаризации финансовых вложений проверяются документы, подтверждающие наличие фактических затрат в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, а также предоставленных другим организациям займов. По незавершенному производству устанавливается фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агрегатов) и не законченных изготовлением и сборкой изделий, объектов находящихся в производстве. Проверка заделов незавершенного производства (деталей, узлов, агрегатов) производится путем фактического осмотра, подсчета, взвешивания, перемеривания. При инвентаризации резервов по документам проверяется правильность и обоснованность созданных в организации резервов.


  1. Кроме этого отдельные положения по порядку проведения инвентаризации в части материально-производственных запасов содержатся в «Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов», утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 -119н, а также в «Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств», утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 -91н.

Особенности проведения инвентаризации отдельных объектов учета представлены в таблице 2 [23, c. 297]:

Таблица 2 - Особенности инвентаризации отдельных объектов учета

? п\п Объекты инвентаризации Особенности инвентаризации1Основные средства Обращается внимание на наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета, технических паспортов или другой технической документации, документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение, документов, подтверждающих нахождение объектов в собственности организации.

При инвентаризации комиссия проводит осмотр объектов и заносит в описи полное наименование каждого объекта, назначение, инвентарные номера, основные технические или эксплуатационные показатели. Если подвергся восстановлению, реконструкции и вследствие этого изменилось его основное назначение, то он вносится в опись в соответствии с новым назначением.

Отдельная опись составляется на основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших объекты к непригодности, для принятия решения по использованию этих объектов в дальнейшем.2Нематериальные активы Устанавливается фактическое наличие и правильность оформления полного пакета всех необходимых документов, подтверждающих правильность отнесения объектов к нематериальным активам, их ценность, полезность и право организации их использовать и получать доход от этого использования.3Финансовые вложения Особенности проверки определяются видом, способом хранения и управления ценными бумагами, вложениями в уставные капиталы других организаций, предоставленным другим организациям займам.

Ценные бумаги, хранящиеся у экономического субъекта, изучаются, осматриваются по отдельным их видам, по отдельным эмитентам. В акте указываются название, серия, номер, номинальная и фактическая стоимости, сроки погашения, количество и общая стоимость отдельно по каждому виду вложений.

Инвентаризация ценных бумаг, сданных на хранение в специализированные организации, заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета организации, с данными выписок этих специализированных организаций.4Материально-производственные запасы Инвентаризация проводится отдельно по каждому наименованию материально-производственных запасов и данные заносятся в описи с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных. 5Незавершенное производство (строительство) и расходы будущих периодов Проверка фактического наличия заделов незавершенного производства проводится путем их фактического подсчета.