Файл: Содержание и организация общения дошкольников как средство нравственного воспитания(Духовно-нравственное развитие дошкольников в рамках ФГОС).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Гуманитарное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека, целенаправленная деятельность по формированию у детей нравственно-волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, определённых привычек и правил поведения.

В основе лежат всем известные гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность прийти на помощь, ориентированность личности действовать для «других», общественно-значимые для человека и общества в целом представления о добре и зле, справедливости, патриотизме, дружбе, которые не подвергаются сомнению и служат эталоном, идеалом для всех людей.

Актуальность проблемы духовно-нравственного развития обусловлена кризисом современного общества, в котором произошло размывание норм морали, значимости института семьи, духовных ценностей, что существенно усложняет путь личностного становления ребенка додошкольного возраста.

Средства духовно-нравственного развития могут быть самыми разнообразными: это может быть сказка, игра, музыка, народное творчество, детский фольклор, искусство, книга, труд, музейное дело, православная культура, театр, народные традиции и так далее. Нам бы хотелось остановиться на таком средстве духовно-нравственного воспитания как внеклассная работа.

Объектом исследования выступает – процесс формирования духовно-нравственного развития детей додошкольного возраста.

Предметом исследования является – внеклассная работа как средство духовно-нравственных представлений детей додошкольного возраста.

Целью нашего исследования является – выявление эффективных педагогических условий, при которых внеклассная работа является эффективным средством формирования духовно-нравственных представлений детей додошкольного возраста.

Исходя из цели исследования, мы определили

Задачи:

1.Изучить сущность проблемы использования сказки как средства духовно-нравственного развития в психолого-педагогической, научной и методической литературе.

2. Обосновать условия формирования нравственных представлений детей додошкольного возраста посредством внеклассной работы.

3. Провести диагностику сформированности нравственных представлений детей додошкольного возраста.


4. Экспериментально доказать необходимость использования сказки, как средства формирования духовно-нравственного развития детей додошкольного возраста.

Глава 1. Особенности духовно-нравственного развития дошкольников в учебно-воспитательном процессе

1.1 Духовно-нравственное развитие дошкольников в рамках ФГОС

Духовно-нравственное развитие личности по ФГОС обозначает «педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности» школьника, при котором будет развиваться его способность встраиваться во всевозможные системы социальных отношений с опорой на сформированные моральные нормы и нравственные идеалы. Рассмотрим пути реализации духовно-нравственного воспитания дошкольников в рамках ФГОС. 

Урочная деятельность

При традиционном подходе к процессу дошкольного обучения перед учителем всегда ставилась задача реализовывать в ходе урока не только образовательную и развивающую цели, но и достигать воспитательного эффекта. Этот же принцип озвучен и в концепции. Он предусматривает решение воспитательных задач в процессе преподавания школьных учебных предметов, относящихся как к основному, так и вариативному компоненту учебного плана. 

Большой потенциал для осуществления духовно-нравственного развития имеют школьные дисциплины гуманитарной и эстетической направленности. Но, в принципе, воспитательные цели могут быть реализованы на материале любого учебного предмета. В ходе уроков можно использовать такие формы работы:

  • изучение лучших образцов художественной культуры, предметов искусства;
  • ознакомление с героическими историческими событиями своего государства;
  • просмотр и последующее обсуждение фрагментов художественных и документальных фильмов;
  • проведение сюжетно-ролевых или деловых игр;
  • организация дискуссионной формы общения;
  • создание проблемных ситуаций;
  • решение практических задач.

Каждый предмет имеет свои способы и особенности реализации воспитательного аспекта.

Внеурочная деятельность

Планирование формирования основных культурных ценностей должно включать проведение внеурочных воспитательных мероприятий, например:

  • общешкольные или семейные праздники;
  • коллективные творческие дела;
  • интерактивные квесты;
  • интеллектуальные викторины;
  • конкурсы;
  • диспуты;
  • ток-шоу.

Данное направление включает также организацию работы различных форм дополнительного образования:

  • кружков;
  • клубов по интересам;
  • секций.

Главной педагогической единицей внеурочной деятельности считается культурная практика. Это понятие подразумевает организацию культурного события при активном участии дошкольников, что обеспечивает расширение детского опыта конструктивного творческого взаимодействия в культуре.

Внешкольная деятельность

Воспитательный процесс духовно-нравственного развития дошкольников в рамках ФГОС должен включать организацию для них социальной практики. Смысл таких мероприятий заключается в том, что дети привлекаются к решению важных социальных и общественных задач. Это будет способствовать формированию у них активной гражданской позиции и социальных компетентностей, получению опыта конструктивного гражданского поведения. Например, дети могут участвовать в реализации социальных проектов «Сохраним малые реки», «Чистота моих улиц» и т.д.

В раздел воспитательного плана, касающегося внешкольной деятельности, можно включить следующие мероприятия:

  • трудовые и экологические десанты;
  • экскурсии;
  • благотворительные или гражданские акции;
  • военно-патриотические мероприятия.

Семейное воспитание

Духовно-нравственное развитие ребенка начинается в семье и школа не заменяет, а усиливает этот процесс. Поэтому необходимо, соблюдая принцип преемственности и сотрудничества, устанавливать тесные взаимосвязи между семьей и школой. Для этого рекомендуется:

  • проводить семейные праздники;
  • использовать систему творческих домашних заданий, при выполнении которых ребенку будет необходима помощь родителей;
  • приобщать родителей к участию во внеурочных школьных мероприятиях;
  • включать родителей в органы управления образовательным заведением.

Также следует уделять внимание изучению уровня воспитательного потенциала семей дошкольников и содействовать духовно-нравственному и гражданскому воспитанию родителей. Для этого можно организовывать тематические лекции, диспуты и семинары для родителей, использовать нестандартные формы проведения родительских собраний.


1.2 Реализация духовно-нравственного воспитания дошкольников во внеурочной деятельности

В настоящее время в нашей стране сохраняется ситуация, обусловленная кризисными явлениями в духовно-нравственной и социокультурной сферах общества, что ставит под угрозу срыва все усилия по стабилизации общественной жизни. Решение экономических, политических, социальных  проблем невозможно без возрождения вечных и возвышенных идеалов.

Одним из направлений модернизации и реформирования светской школы является обновления содержания образования, направленное, в частности, на преодоление негативных последствий отказа государства светской школы в предшествующий период от опоры на ценности и традиции отечественной духовной культуры народов России. А ведь за более чем тысячелетний период православная педагогика накопила драгоценный опыт в деле образования и духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи. В середине 18 века, составляя регламент обучения и правила поведения воспитанников первых гимназистов России, М.В. Ломоносов фактически сформировал православный компонент гимназического образования.

Научно-педагогические принципы нравственно - развивающего обучения в 60-е годы 19 века были сформулированы великим русским педагогом К.Д. Ушинским, полагавшим веру христианскую и русские православные культурно-исторические традиции залогом правильного воспитания дошкольников как свободных и ответственных граждан России.

Культура России исторически формировалась под воздействием православия, и все её сферы глубоко связаны с православием, поэтому курс основ православной культуры – одна из важнейших областей социально- гуманитарного знания.

Состояние политики и экономики напрямую зависит от духовного, нравственного состояния личности. Лишь человек с добрым сердцем и светлым умом, духовно зрелый, трудолюбивый и ответственный, сможет приносить пользу своим ближним и своему народу.

В этой связи приобретает особое значение Духовно-нравственное развитие и образование. Только люди, сильные духом, способны победить самого коварного и сильного врага, пережить самые тяжелые моменты своей жизни, оказать помощь тем, кто более всего нуждается в ней.


В решении задач духовно-нравственного становления личности необходимо в полной мере использовать богатейший опыт православной традиции в деле воспитания детей[7].

Духовность, нравственность неотделима от понимания Бога и Его Промысла о человеке. Недаром в народе говорится: «Где нет Христа, там нет и нравственности».

Сегодня ясно, что без знания основ православной культуры многое для детских душ остается непонятным в человеческой культуре. Никакие науки сами по себе не в состоянии заменить любовь, сострадание, веру, милосердие. Духовность – это проблема обретение смысла. Поэтому так важно появление в школе факультатива основ православной культуры, ориентированного, именно, на духовное становление личности, на приобщение обучающихся к православным ценностям.

На занятиях по основам православной культуры дети с первого года обучения получают знания по истории Ветхого и Нового Завета, а так же в разделе «Православная этика» проводятся занятия по таким темам, как: «Любовь – венец всех человеческих добродетелей», «Добрые и злые дела человека», «Простить – исправить зло», «Радость послушания. Дети и родители», «Милосердие», «Зависть», «Отношение к чужому. Не укради», «Трусость и жадность – пороки нашей души», «Мужество и щедрость».

Во втором классе обучающиеся отправляются на занятиях ОПК в «Страну добротолюбия», где знакомятся с понятием «добротолюбие» - это значит любить делать добро. Здесь ребята изучают жития святых. Это великомученик Георгий Победоносец, святитель Николай чудотворец, равноапостольный  князь Владимир Великий Красное Солнышко, святой Илья Муромец, святой князь Александр Невский, святая Иулиания Лазаревская, святой батюшка Серафим Саровский, святая Блаженная Матрона Московская. На примере жизни и служении Богу и людям этих великих угодников Божиих обучающиеся учатся любви, великодушию, прощению, состраданию.

Вместе с уроками по ОПК провожу с детьми классные часы по православной нравственности. Тематика классных часов созвучна тому, с чем дети знакомятся на уроках основ православной культуры. Вот некоторые темы классных часов: «Лихо тому, кто неправду говорит кому», «Не было бы зла, да завить помогла», «Легко воровать, да тяжело отвечать», «Не осуждай – не будешь осужден», «Гордость рождает зло», «Побеждай зло добром». На занятиях дети знакомятся с произведениями разных авторов и народных сказок, через которые они учатся быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивают способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты, духовно растут.