Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов(История возникновения казначейской системы в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное казначейство выполняет множество разнообразных функций. Все функции, выполняемые казначейством, рассматриваются в разрезе его иерархического устройства. Это связано с тем, что функции федерального, регионального и локального уровней казначейской системы различны и имеют свою специфику.

К федеральному уровню относится Главное  Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации. Оно является органом управления всей казначейской системой и ему подчинены все нижестоящие территориальные органы.

К региональному уровню относятся  территориальные управления федерального казначейства, входящие в состав Российской Федерации республик, областей, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Локальный уровень охватывает отделения федерального казначейства городов республиканского, краевого, областного подчинения, сельских районов, районов в городах республиканского, краевого и областного подчинения (за исключением городов районного подчинения).

 Основными задачами органов Федерального казначейства Российской Федерации являются:

1. организация, осуществление и  контроль за исполнением бюджетов различных уровней, управление доходами и расходами на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единой кассы;

2. регулирование финансовых отношений между бюджетами и государственными внебюджетными фондами, финансовое  исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;

3. краткосрочное прогнозирование объемов государственных  финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в  пределах установленных государственных расходов;

4. сбор, обработка и анализ информации  о состоянии государственных  фондов, представление высшим законодательным и исполнительным органам власти и управления отчетности о  финансовых операциях, о государственных  внебюджетных фондах, а также  о состоянии бюджетной системы в целом;

5. управление и обслуживание совместно  с Банком России и другими  уполномоченными банками государственного  внутреннего и внешнего долга  Российской Федерации;

6. разработка инструктивных материалов  о порядке ведения учетных  операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, подготовка проекта бюджетной классификации, ведение операций по учету государственной казны Российской Федерации.


Организационная структура органов казначейства бывает централизованной, многоуровневой и иерархической. Структура построения соответствует административно-территориальному делению Российской Федерации. Организационно-функциональная структура содержит три уровня иерархии:

1. Главное управление Федерального  казначейства Министерства

 финансов  Российской Федерации (ГУФК);

2. Управления Федерального казначейства (УФК) по субъектам

Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городу Москве и Санкт-Петербурге;

3. Отделения Федерального казначейства (ОФК) по городам

(исключение  городов районного подчинения), районам  и районам в городах.

Главное управление Министерства финансов Российской Федерации возглавляет начальник в рамках заместителя Министерства финансов.

Особенность функций, которые возложены на Главное Управление определяется тем, что оно руководит работой всех органов казначейства и организует через них бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета и внебюджетных фондов, а также осуществляет выполнение других функций.

Основные  функции главного управления Федерального казначейства:

  • подготавливает проекты законодательных и иных нормативных актов;
  • осуществляет сводный учет доходов и расходов федерального бюджета;
  • управляет движением средств на счетах казначейства;
  • доводит информацию о результатах использования федерального бюджета до высших исполнительных и законодательных органов власти;
  • руководит работой нижестоящих органов казначейства, получает от них оперативную информацию и отчетные данные о доходах и средствах федерального бюджета;
  • обеспечивает исполнение нижестоящими органами казначейства бюджетов в соответствии с действующим законодательством.

В целях улучшения организации исполнения и контроля за исполнением федерального бюджета, Главное управление в своей работе активно взаимодействует с Центральным банком, Государственной налоговой службой Российской Федерации и другими центральными органами государственной власти и управления. В частности совместно с Центральным банком оно принимает участие в разработке и реализации согласованной денежно-кредитной политики, обеспечивает управление и обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга России, осуществляет размещение на возвратной и платной основе централизованных финансовых ресурсов.


Основные  функции отделения Федерального казначейства:

  • формирование доходной части федерального бюджета на соответствующей территории;
  • обеспечение целевого финансирования расходов по бюджетополучателям;
  • ведение учета операций по движению средств на счетах казначейства;
  • представление вышестоящим органам казначейства информации об исполнении федерального бюджета.

     Все органы казначейства относятся к  органам исполнительной власти и  руководствуются в своей деятельности законодательными и нормативно-правовыми документами, утвержденными Президентом, Правительством, Министерством финансов Российской Федерации, или согласованными с ними. 

Одной из важнейших функций, возложенных  на казначейские органы, является контрольно - ревизиционная  работа по контролю за расходованием бюджета на всех уровнях использования. Органы казначейства в соответствии с этими функциями осуществляют предварительный и текущий контроль по операциям с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, кредитных организаций и других участников бюджетного процесса.

Федеральное казначейство взаимодействует с  другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления  контрольных функций. Основными  направлениями контролирующей деятельности органов казначейства являются:

  • проверка коммерческих банков и учреждений Банка России по своевременности зачисления и перечисления средств, поступивших в доход федерального бюджета или доход государственных внебюджетных фондов, либо средств из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов на счет получателей;
  • предварительный и текущий контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета распорядителями и получателями бюджетных средств;
  • проверка территориальных органов казначейства вышестоящими органами по соблюдению действующего законодательства и нормативных актов при исполнении федерального бюджета;
  • последующий контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета по заданиям Министерства финансов Российской Федерации и ГУФК РФ.

Выделяют  три основных этапа контроля:

1. предварительный этап проводится  на стадии санкционирования расходов  в момент контроля и учета  принятия бюджетными учреждениями обязательств и препятствует принятию бюджетными учреждениями обязательств, не обеспеченных назначениями;


2. текущий этап осуществляется  на стадии финансирования расходов. Бюджетное учреждение представляет  для проверки в орган, исполняющий бюджет, документы, удостоверяющие факт выполнения принятого обязательства. Кроме того, оно должно соблюдать требования в отношении подготовки документов на оплату конкретных расходов. На данном этапе ставится препятствие оплате несуществующих расходов бюджетных учреждений;

3. последующий этап. При проведении  устанавливается соответствие

реальной  стоимости товаров и услуг,  поставленных по принятым обязательствам, тем суммам, которые были оплачены. Последующий контроль может осуществляться  органом, ответственным за составление и рассмотрение проекта бюджета, другими финансовыми и контрольными органами исполнительной власти, а так же Счетной палатой.

Деятельность  органов Федерального казначейства так же является подконтрольной и  может быть проверена со стороны других уполномоченных органов:

  • по финансово-хозяйственной деятельности - налоговой инспекцией, представителями внебюджетных фондов, контрольно - ревизионным управлением;
  • по исполнению федерального бюджета - Счетной палатой, контрольно - ревизиционным управлением Министерства финансов и Прокуратурой Российской Федерации.

2.2. Полномочия Федерального казначейства

Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями:

  • производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений с учетом перечислений излишне распределенных сумм и возвратов (зачетов, уточнений) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным Бюджетным Кодексом РФ, законом (решением) о бюджете и иными муниципальными правовыми актами, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ);
  • перечисляет излишне распределенные суммы, средства, необходимые для осуществления возврата (зачета, уточнения) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ);
  • открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кассовое обслуживание исполнения которых в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ осуществляется Федеральным казначейством, и иные счета для учета средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • направляет в учреждения Центрального банка Российской Федерации и кредитные организации представления о приостановлении операций в валюте Российской Федерации по счетам, открытым казенным и бюджетным учреждениям в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ);
  • осуществляет приостановление операций по лицевым счетам, открытым главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета в органах Федерального казначейства в предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации случаях, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
  • осуществляет бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, и (или) суммы платы за пользование указанными средствами и пеней за их несвоевременный возврат в случаях, установленных Бюджетным Кодексом РФ (абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ);
  • осуществляет управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета в установленном им порядке;
  • осуществляет операции по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета (абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ);
  • устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ;
  • осуществляет в установленном им порядке открытие и ведение лицевых счетов для учета операций администраторов доходов бюджетов, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, иных лицевых счетов в соответствии со статьей 220.1 Бюджетного Кодекса РФ, а также по поручению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации муниципального образования), органа управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации в соответствии с заключенным соглашением открывает и ведет лицевые счета для учета операций главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также лицевые счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 23.07.2013 N 252-ФЗ);
  • ведет в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 418-ФЗ);
  • доводит до главных распорядителей средств федерального бюджета представленные Министерством финансов Российской Федерации бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств;
  • осуществляет составление и ведение кассового плана исполнения федерального бюджета;
  • доводит до главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета представленные Министерством финансов Российской Федерации бюджетные ассигнования;
  • доводит до распорядителей и получателей средств федерального бюджета распределенные главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств;
  • доводит до администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета распределенные главным администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета бюджетные ассигнования;
  • ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации информацию и отчет о кассовом исполнении федерального бюджета в соответствии с настоящим Кодексом, иными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения;
  • получает от главных распорядителей средств федерального бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных администраторов доходов федерального бюджета материалы, необходимые для составления бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета;
  • составляет на основании бюджетной отчетности, представленной главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, бюджетную отчетность об исполнении федерального бюджета и представляет ее в Министерство финансов Российской Федерации;
  • составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на основании отчета об исполнении федерального бюджета, отчетности и материалов, представленных органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, а также информацию по статистике государственных финансов (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 345-ФЗ);
  • обеспечивает в пределах остатков средств на счетах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации проведение кассовых выплат из бюджетов от имени и по поручению администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, финансовых органов или получателей средств бюджета, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства;
  • осуществляет санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, лицевые счета которых открыты в Федеральном казначействе;
  • формирует и ведет перечень источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ);
  • устанавливает порядок обеспечения органами Федерального казначейства наличными денежными средствами и денежными средствами, предназначенными для осуществления расчетов по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, организаций, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) (абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ);
  • осуществляет перечисление остатков средств со счетов, открытых органам Федерального казначейства для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федеральных казенных учреждений, операций со средствами бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и операций со средствами юридических лиц (их обособленных подразделений), не являющихся участниками бюджетного процесса, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства, в федеральный бюджет с их возвратом Федеральным казначейством на счета, с которых они были ранее перечислены, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 345-ФЗ, от 18.07.2017 N 178-ФЗ);
  • осуществляет в соответствии с соглашением, заключаемым на основании решения, принятого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, об осуществлении операций на лицевых счетах, открытых казенным учреждениям субъектов Российской Федерации, муниципальным казенным учреждениям в органах Федерального казначейства, перечисление остатков средств со счетов, открытых органам Федерального казначейства для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение казенных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных казенных учреждений, в соответствующий бюджет с их возвратом не позднее последнего рабочего дня текущего финансового года на счета, с которых они были ранее перечислены, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
  • осуществляет проведение кассовых операций на счетах, открытых органам Федерального казначейства, за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и средств, поступающих во временное распоряжение федеральных казенных учреждений, кассовых операций со средствами юридических лиц (их обособленных подразделений), не являющихся участниками бюджетного процесса, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства, не позднее второго рабочего дня, следующего за днем представления органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, получателями средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральными казенными учреждениями, а также юридическими лицами (их обособленными подразделениями), не являющимися участниками бюджетного процесса, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства, платежных документов, в порядке, установленном Федеральным казначейством (абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 345-ФЗ);
  • устанавливает формы документов в рамках утверждаемых в соответствии с настоящей статьей Федеральным казначейством порядков (абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ);
  • осуществляет создание и ведение единого портала бюджетной системы Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ);
  • осуществляет создание, ведение, развитие и обслуживание Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (абзац введен Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ);
  • устанавливает по согласованию с Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" порядок ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (абзац введен Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ);
  • осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным Кодексом РФ и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации[1].

Глава 3. Перспективы совершенствования казначейской системы Российской Федерации

3.1. Роль Федерального казначейства в бюджетном процессе

Федеральное казначейство в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, иными решениями Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Совета Министров - Правительства Российской Федерации, настоящим Положением, а также приказами и распоряжениями Министра финансов Российской Федерации. 

Управления Федерального казначейства ежегодно должны представлять контрольно - ревизионным управлениям информацию по состоянию на начало года о наличии на территории соответствующего субъекта Российской Федерации организаций, деятельность которых финансируется за счет средств федерального бюджета, а также об организациях, получивших в течение прошедшего года средства из федерального бюджета. На основании запросов контрольно-ревизионных управлений управления Федерального казначейства представляют данные по объему финансирования по перечню предприятий, подлежащих проверке. 

Деятельность  Федерального казначейства основывается на исполнении принципов Бюджетной системы Российской Федерации (Глава 5, статья 29 Бюджетного кодекса Российской Федерации): 

     -  единства бюджетной системы Российской Федерации; 

     -  разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации; 

     -  достоверности бюджета; 

     -  эффективности и экономности использования бюджетных средств; 

     - самостоятельности бюджетов; 

     - полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; 

     -  общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; 

     -  гласности; 

     - сбалансированности бюджета; 

     -  адресности и целевого характера бюджетных средств.