Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования (Теоретические аспекты системы управления организацией).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические аспекты системы управления организацией

1.1. Понятие и методы системы управления организацией

1.2. Задачи, принципы и функции управления организацией

1.3. Эффективность системы управления организации

2. Анализ системы управления магазина «Магнит»

2.1. Общая характеристика магазина «Магнит»

Полное фирменное наименование анализируемой организации – закрытое акционерное общество «ТАНДЕР». 

2.2. Оценка системы управления магазином «Магнит»

Как показывает рисунок 3, в магазине «Магнит» используется линейная структура управления. Для этой структуры характерно сосредоточение всех функций управления в руках директора.

Штатное расписание включает в себя: директор магазина, товаровед, кассир-универсал, продавец-универсал, продавец ОН (отдела нарезки), техническая служащая.

Представим штатное расписание исследуемого магазина «Магнит» в таблице 2.

Итак, в анализируемом магазине «Магнит» работают 17 сотрудников. Средне-заработная плата в месяц в магазине» Магнит» составляет 25 488 руб. В целом можно, сказать, что заработная плата сотрудников магазина не достаточно высокая. В перспективе необходимо повысить заработную плату работникам магазина «Магнит».

Коммерческая деятельность предприятия торговли связана с выполнением различных операций и требует от выполняющих их работников разносторонних знаний и умений. Поэтому в состав персонала магазина входят работники различных категорий: работники низшего, среднего и высшего звена.

В таблице 3 представим профессиональную структуру работников магазина «Магнит» за 2015-2017 годы.

3. Предложения по совершенствованию системы управления магазина «Магнит»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

На сегодняшний день можно выделить следующие задачи в системе управления организацией:

1. Координация персонала организации, направленная на достижение общей цели организации.

2. Взаимодействие сотрудников организации между собой.

3. Сбор, оценка, обработка и хранение информации.

4. Управление кадрами (разработка системы мотиваций, борьба с конфликтными ситуациями, контроль деятельности членов организации и групп);

5. Маркетинговая и рекламная и инновационная деятельность.

6. Планирование и контроль за исполнением решений [21, 45].

Задачи управления организацией четко в своих работах выделил Г. Файоль. По его мнению, существует шесть областей деятельности предприятия, которыми необходимо управлять: техническую, коммерческую, финансовую, бухгалтерскую, административную и защитную.

Он считал, что основными задачами звена управления являются:

- планирование общего направления действия и предвидение конечного результата;

- распределение и управление использованием материальных и человеческих ресурсов;

- выдача распоряжений для поддержания действий работников в оптимальном режиме;

- координация различных действий для достижения общих целей и др. [20, 88].

Далее рассмотрим принципы управления организацией.

Под принципами управления понимаются базовые постулаты, которые определяют строение и работу системы управления организации [9, 16].

Выделяют следующие принципы управления организацией.

Первый принцип заключается в гармоничном совмещении централизации, которое влияет на передачу прав по ходу принятия решений. Другими словами, данный принцип сочетается с работой команды направленной на достижение результата.

Второй принцип направлен на предвидение социально-экономических реформ организации в соответствии с разработанными системами и подходами.

Третий принцип – планирования, то есть данный принцип определяет основные действия в функционировании и развитии организации.

Другим принципом является комбинирование, то есть осуществление прав и обязанностей каждого сотрудника организации за осуществление своей деятельности.

Еще одним принципом управления организации выступает принцип демократичности, который предполагает вклад каждого сотрудника в функционирование организации [14, 123].

Следует отметить, что принципы управления организацией возложены на менеджеров организации. На основании принципов складывается осознание закономерных аспектов системы управления организацией.


В свою очередь, под функциями управления организации понимаются особые виды управленческой деятельности, которые выделяются в процессе разделения управленческого труда.

Представим на рисунке 2 функции системы управления организацией.

Функции управления

Общие функции

Специальные функции

Рисунок 2 – Функции управления организацией

Рассмотрим данные функции более подробно.

Общие функции проявляются в управлении организации в любой сфере деятельности. Среди общих функций можно выделить функцию титрование, за счет которой происходит формулирование целей и задач на предстоящий период, происходит разработка стратегического планирования и составляются необходимые планы [9, 93].

Существует организационная функция, которая реализуется через создание самой организации, распределения должностных обязанностей сотрудников организации и координация деятельности сотрудников организации [16, 16].

Отметим, что функция контроля относится к общей функции управления организацией, и заключается в выявлении опасности, ошибок, отклонений от стандартов, а также данная функция заключается в создании основы для совершенствования работы [18, 74].

Рассмотрим специальные функции, а именно функции по управлению подразделениями организации.

В таблице 1 представим специальные функции управления организацией.

Таблица 1 – Специальные функции управления организацией

Содержание

Название функции

1

2

3

1.

Управление организацией

- определение объема выпуска продукции или оказания услуг;

- организация своевременного ремонта оборудования и техники;

- расстановка сотрудников организации.

2.

Управление производством

- своевременное устранение сбоев и неполадок в техническом процессе;

- контроль за качеством продукции.

3.

Управление материально-техническим снабжением

- заключение договоров;

- организация закупки, доставки и хранения сырья.

4.

Управление инновациями

- управление созданием образцов;

- организация внедрением новинок в производство.

5.

Управление маркетингом

и сбытом готовой продукции

- изучение рынков;

- формирование каналов сбыта;

- выработка ценовой политики;

- реклама готовой продукции;

- организация отправки готовой продукции.

6.

Управление кадрами

- подбор, расстановка, обучение и повышение кадров организации;

- мотивация персонала;

- создание благоприятно-психологического климата;

- улучшение условий труда работников.

7.

Управление финансами

- составление бюджета и финансового плана


Продолжение таблицы 1

1

2

3

8.

организации;

- формирование и распределение финансовых ресурсов организации;

- оценка состояния финансовых ресурсов организации.

9.

Управление учетом и анализом хозяйственной деятельности организации

- сбор, обработка и анализ о деятельности организации;

- сравнение данных деятельности организации с плановыми показателями.

Итак, в каждой специальной функции можно выделить общие функции управления, или типовые элементы управленческого цикла: прогнозирование и планирование, организация, мотивация, учет и анализ, контроль [14,161].

Таким образом, система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом. Наиболее полное содержание управления организацией как процесса отражают основные функции. Они обладают самостоятельностью и следуют одна за другой, пока каждая конкретная не выполнится.

1.3. Эффективность системы управления организации

Под эффективностью системы управления понимается создание таких благоприятных условий, при которых происходит достижение сотрудниками организациями определенных целей в короткий период времени при наименьших затратах [7, 160].

Эффективность системы управления напрямую зависит от структурирования функций в организации. В соответствии с функциями строится аппарат управления организации. Изучение эффективности системы управления организации происходит с изучения миссии и целей организации, функций и задач [13, 173].

Вместе с тем, эффективность управления следует рассматривать как специфическую категорию, отражающую уровень и динамику развития управления, качественную и количественную сторону этого процесса.

Необходимо выделить, что при оценке эффективности системы управления организацией одним из условий выступает эффективность организационной структуры. За счет методов и средств, на основании которых разрабатывается система управления организацией, можно совершенствовать систему управления [10, 643].

Вместе с тем, под эффективным управлением понимается эффективное руководство, которое понимается, как умение руководителя повлиять на работников для достижения определенных результатов.


В связи с тем, что основная задача управления заключается в целенаправленном воздействии на объект, который управляем, то эффективность управления оценивается по степени достижения целей, а именно уровню прибыли [15, 226].

На сегодняшний день выделяют четыре подхода к оценке эффективности управления. Рассмотрим особенности данных подходов.

Первый подход – целевой подход, который заключается в оценке степени реализации поставленных перед организацией целей, то есть выполнение конкретной программы в зависимости от решения определенных задач, достижение экономических показателей, а также прогнозных значений.

Второй подход – ресурсный подход, который заключается в оценке эффективности управления в зависимости от использования ресурсов организации. Ресурсы организации в данном случае связаны как с самим управлением организацией, так и с ресурсами, которые вовлечены в производство. Оценка состояния организации производится на основании оценки основных экономических показателей организации.

Третий подход – комплексный подход. Данный подход включает в себя первые два подхода. Эффективность управления, это своего рода категория, которая отражает уровень и динамику развития управления, то есть как качественную, так и количественную сторону это процесса.

В зависимости от содержания управления организацией, можно выделить экономическую и социальную эффективность управления, по сфере и уровню проявления – общественную и коммерческую, по методу расчета – абсолютную (по конкретной системе управления) и относительную (в сравнении с другими аналогичными системами управления) и т.д. [6, 84].

Рассмотрим оценку эффективности управления организацией по следующим видам:

  1. По цели оценки:

- определение  состояния и направлений развития системы управления;

- определение результативности и эффективности системы управления и путей их дальнейшего повышения.

2. По характеру оценки:

- методологический;

- функциональный;

- экономический;

- социальный;

- организационный;

- технологический и пр.

3. По взаимосвязи системы управления и управляемого объекта:

- с позиции социально-экономической системы;

- с позиций системы управления как части целого.

  1. По объекту оценки:

- комплексная оценка всей системы управления и компонентов, которые составляют ее.

5. По направленности оценки:

- динамические (процессные);

- статические (структурные) характеристики системы управления.


6. По критериям оценки:

- количественная;

- качественная.

7. По методам оценки:

- экспертная;

- балльная;

- коэффициентная;

- сравнительная;

- балансовая и др.

Также следует указать на то, что формирование системы управления организация проходит по трем стадиям.

Первая стадия заключается в формировании общей схеме аппарата управления. На второй стадии происходит разработка состава отделов и их взаимосвязь. Третья стадия заключается в урегулировании всей структуры управления [3, 301].

Рассмотрим вышеперечисленные стадии более подробно.

Процесс разработки организационной структуры включает в себя определение составляющих органов управления и количество этих органов, должностные обязанности каждого звена, состав работников, способы управления [2, 493].

Основными элементами организационной структуры управления организации являются:

- состав, структурная составляющая функций управления организацией;

- численность работников по функциям, и их профессионально-квалификационный состав;

- определение ступеней управления и распределение обязанностей между работниками.

При проектировании структуры управления организацией необходимо придерживаться три стадии.

На первой стадии необходимо определить характер проводимой работы. На данном этапе происходит расчет количества трудовых и необходимых ресурсов для решения определенных задач, а также проводится анализ деятельности организации [12, 157].

Вторая стадия заключается в распределении работ между элементами менеджмента. На данном этапе происходит определение нормативов и стандартов, и изучаются методы и организация труда, установление полноценного взаимодействия всех работников организации.

На третьей стадии уделяется внимание построению логических групп. Важно сформировать элементы управления по группам в зависимости от содержания определенного рабочего процесса. Распределение должностных обязанностей и сложение логических групп приводит к созданию подразделов организации. То сеть другими словами, на данном этапе происходит формирование коллектива под руководством непосредственного начальника [19, 260].

Следует отметить, что оценка эффективности системы управления зависит от модели, которая положена в ее основу, и набора инструментов, которые использует руководство в управлении предприятием. Комплексный набор критериев эффективности системы управления формируется с учетом двух направлений оценки ее функционирования: по степени соответствия достигнутых результатов установленным целям организации и по степени соответствия процесса функционирования системы объективным требованиям к его содержанию, организации и результатам [17, 144].