Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности(Принципы оперативно-розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Принципы оперативно-розыскной деятельности
Порядок и правила конспирации закреплены в ряде статей Закона. К их числу следует отнести, например:
- возможность создания легендированных предприятий и организаций (п. 5 ст. 15).
2. Особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности
3) лица, с которыми устанавливаются или поддерживаются отношения конфиденциального сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий;
4) лица, сбор сведений о которых необходим для принятия решения по обеспечению безопасности сотрудников органов, осуществляющих ОРД;
5) граждане, обращающиеся в органы внутренних дел с просьбой о выдаче разрешений на частную детективную или охранную деятельность.
Цель ОРМ - это прогнозируемый результат, на достижение которого оно направлено. Достижение цели осуществляется посредством сбора конкретной информации для решения частных (промежуточных) задач.
Эффективность проведения ОРМ во многом зависит от умелого сочетания оперативным сотрудником определенных действий, включающих приемы конспирации и способы сбора, фиксации, проверки и использования фактических данных. Одной из особенностей ОРМ является использования приемов маскировки (например, присутствие оперативного работника на месте его проведения или зашифровка его личности и целей мероприятия)[3].
Ст. 12 ФЗ «Об ОРД»[4] отмечает, что сведения об использованных при проведении негласных ОРМ силах, средствах, а также об организации и тактике их проведения составляют государственную тайну. В связи с этим особое значение приобретает конспирация, которая заключается в проведении ОРМ таким образом, чтобы сохранить в тайне от посторонних лиц и лиц, подготавливающих и совершающих преступления, тактику оперативно-розыскных действий, применяемые силы, средства и методы.
Наиболее проблемным является определение субъектов ОРМ. Традиционно к ним относят только оперативных работников. Отдельные авторы в числе таких субъектов называют также сотрудников других (неоперативных) подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; лиц, содействующих названным органам на гласной и конфиденциальной основе; специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, и привлекаемых к проведению оперативно-розыскных мероприятий. Некоторые авторы (В.М. Атмажитов, А.С. Бакотин) считают, что помимо вышеперечисленных к субъектам также относятся руководители органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, а при соответствующих обстоятельствах - следователь, прокурор, судья и должностные лица правоохранительных организациях и правоохранительных органов иностранных государств[5].
Отнесение указанных лиц к субъектам оперативно-розыскных мероприятий обуславливается следующими причинами. Во-первых, названные лица имеют право давать обязательные для исполнения поручения, указания и делать запросы, которые, согласно ФЗ «Об ОРД» (ст. 7), являются основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Во-вторых, в решении вопроса о проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и т.д., непосредственное участие принимает судья. Именно он санкционирует осуществление таких мероприятий. В-третьих, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в том числе при проведении ими оперативно-розыскных мероприятий, возложен на прокурора (ст.29, 30 Закона «О прокуратуре», ст. 21 ФЗ «Об ОРД»). Приказом Генерального прокурора РФ «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» определено, что такого надзора прокурор должен обращать внимание на «законность и обоснованность решений о производстве или прекращении оперативно-розыскных мероприятий», «соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности», «возможность осуществления только тех оперативно-розыскных мероприятий, перечень которых определен Федеральным законом», «наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе на проведение которых разрешение дано судом» и т.д.
В соответствии с ч.3 ст.6 ФЗ «Об ОРД» сотрудники оперативных подразделений вправе использовать в процессе осуществления оперативно-розыскных мероприятий:
- информационные системы, включающие оперативные, справочные и криминалистические учеты, различные массивы информации (картотеки, автоматизированные банки данных, информационно - поисковые системы), созданные на базе ЭВМ;
- видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку для наглядной фиксации информации о противоправной деятельности лиц, а также фактов и явлений, связанных с определенным криминальным событием;
Технические и иные средства получения информации как общего назначения (бытовые диктофоны, фотоаппараты, видеокамеры), так и специально изготовленные для негласного получения информации.
Перечень специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления ОРД утвержден постановлением Правительства РФ от 1 июля 1996 г. №770.
Существуют случаи, когда участие оперативного работника в проведении в ОРМ по различным причинам затруднено, поэтому для решения оперативно-тактических задач им пожжет использоваться помощь (гласная или негласная) иных лиц. Привлечение указанных лиц к участию в данных мероприятиях должно осуществляться в специально установленном законом порядке, что регулируется ст. 17 ФЗ «Об ОРД», либо посредством достижения с ним согласия о конфиденциальном сотрудничестве.
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:
1. Опрос.
2. Наведение справок.
3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
4. Проверочная закупка.
5. Исследование предметов и документов.
6. Наблюдение.
7. Отождествление личности.
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
10. Прослушивание телефонных переговоров.
11. Снятие информации с технических каналов связи.
12. Оперативное внедрение.
13. Контролируемая поставка.
14. Оперативный эксперимент.
Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.
Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.
Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.
Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, из всего вышеизложенного, следует, что оперативно-розыскные мероприятия являются составным структурным элементом оперативно-розыскной деятельности, состоящим из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач. Для проведения ОРМ необходимы основания, которые перечислены в ст. 6 ФЗ об ОРД.
1.2 Принципы оперативно-розыскной деятельности
Под принципами оперативно - розыскной деятельности понимаются основополагающие начала, руководящие идеи, отражающие убеждения и взгляды общества в лице его законодательных и правоохранительных органов на сущность, цели и задачи специфической государственно - правовой формы борьбы с преступностью.