Файл: РОССИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ)АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ РОССИИ В СИСТЕМЕ МКО).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 479

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Банковская система - это одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, банки существенно повышают общую эффективность производства, способствуя росту производительности общественного труда. В данной работе рассмотрена современная кредитная система России, ее структура, проблемы и перспективы развития. Кредит относится к числу важнейших категорий экономической науки, он активно изучается практически всеми ее разделами. Такой интерес к кредиту и кредитным отношениям продиктован уникальной ролью, которую играет это экономическое явление не только в хозяйственном обороте, национальной и международной экономики, но и в жизни человеческого общества в целом.

Возникает кредит и существует в той сфере хозяйственной жизни, где встречаются независимые хозяйствующие субъекты, и происходит перемещение общественного богатства из рук в руки на свободной и добровольной основе. В простейшей форме кредит существует в условиях разложения натурального и становления товарного хозяйства, когда один хозяйствующий субъект не обменивает свой товар непосредственно на товар другого производителя, а передает его при условии, что по истечении определенного срока второй производитель произведет встречную передачу своего товара. Здесь образуется временной разрыв в осуществлении операций купли-продажи. Вместе встречной передачи товаров из рук в руки по принципу «здесь и сейчас» один товар передается до того, как другой будет отдан в обмен в качестве эквивалента.

Кредит и кредитные отношения в процессе своего исторического развития прошли несколько последовательных этапов: зарождения, становления и регулирования кредитных отношений[12].

Первый этап - зарождение кредитных отношений. Кредитные отношения стали возникать на этапе перехода от натурального к товарному хозяйству. В этот период появился особый разновременный обмен продуктами, который постепенно уступил свое место своему товарному аналогу - разновременному товарообмену. С появлением денег возникаю более сложные кредитные отношения - продажа товаров с отсрочкой платежа.

Несовпадение периодов производства и обращения различных товаров, сезонные условия их производства и реализации приводили к тому, что одним производителям приходилось покупать товары у других еще до продажи собственных товаров. Поэтому покупатель становился заемщиком, а продавец - кредитором. Значительно реже встречалось авансирование товаропроизводителей. Так появились простейшие формы коммерческого кредитования.


Значительную роль в зарождении и становлении кредитных отношений и кредита сыграло ростовщичество. Развитие общественного разделения труда и появление частной собственности в период разложения натурального хозяйства послужили толчком к значительной имущественной дифференциации, которая привела к появлению такого своеобразного экономического феномена, как ростовщичество. В заключение подчеркнем, что кредитные отношения выступают опорой современной рыночной экономики, неотъемлемым элементом экономического развития. Кредитные отношения стали большой частью нашей страны и оказывают влияние на каждого, вне зависимости является ли он участником этих отношения или выступает в роли спонсора.

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ РОССИИ В СИСТЕМЕ МКО

2.1 Международные валютно-кредитные отношения России

Современное развитие экономики любой страны неразрывно связано с международным сотрудничеством и взаимодействием по поводу различных международных интересов: международная торговля, кредитование, оборона, реализация международных программ и проектов и другие формы взаимодействия. Усиление взаимозависимости стран наиболее четко проявляется в понятии «глобализация». Глобализация прочно вошла в экономическую систему многих государств и проявляется в усилении степени международного взаимодействия и сотрудничества посредством создания и удовлетворения общих интересов и достижения взаимовыгодных целей и задач. Наблюдается рост финансовой корреляции национальных финансовых систем в связи с увеличением количества международных операций и объемов межгосударственных потоков капитала, более быстрого и широкого распространения технологий.

Российская Федерация участвует в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях по мере интеграции страны в мировую экономику, мировой финансовый рынок. Еще в бытность существования СССР Россия стала активно выступать кредитором. Подавляющее большинство долгов перед Российской Федерацией - это невыплаченные кредиты, предоставленные в свое время СССР развивающимся странам. Такие кредиты выдавались в основном по политическим соображениям, и руководство СССР не предусматривало их полного погашения.


Если брать во внимание только крупные кредиты, то за последние 20 лет Российская Федерация простила своим должникам почти 140 млрд. долл. США (около 9,5 трлн. руб. по курсу на январь 2017 г.). В табл. 1 представлены страны, которым наша страна списала долги, а также суммы списанных долгов.

Россия простила практически всю задолженность Никарагуа: общий объем списанных средств в 1992, 1996 и 2004 гг. составил 5,894 млрд. долл.

В 1996 году Российская Федерация списала 3,5 млрд. долл. из 9 млрд. долл. долга Анголе.

В июне 1999 г. в рамках Парижского клуба кредиторов Россия подписала Кельнское соглашение, в соответствии с которым амнистировала от 60% до 90% долгов (около 14 млрд. долл.) целому ряду африканских стран. На оставшиеся долги страны получили рассрочку до 30 лет.

В 2000 г. Россия списала Вьетнаму 9,53 млрд. долл. из общей задолженности в 11,03 млрд. долл. Остаток по взаимной договоренности должен быть выплачен к 2022 г., однако не напрямую, а через совместные с Россией проекты на территории Вьетнама.

Таблица 1

Страны, которым Россия списала долговые обязательства

Страна-должник

Год списания долга

Сумма списанного долга, млрд. долл.

Никарагуа

1992

2,55

1996

3

2004

0,344

Ангола

1996

3,5

Экваториальная Гвинея, Мозамбик, Танзания, Бенин, Сьерра-Леоне, Мали, Гвинея-Бисау, Чад, Буркина-Фасо и др.

1999

14

Вьетнам

2000

9,53

Эфиопия

2001

4,8

2005

1,1

Монголия

2003

11

2010

0,18

Лаос

2003

0,96

Ирак

2004

9,5

2008

12

Сирия

2005

9,8

Алжир

2006

4,7

Афганистан

2007

11

Ливия

2008

4,6

КНДР

2012

10

Киргизия

2013

0,5

Куба

2014

31,7

Узбекистан

2014

0,865

Мадагаскар

2015

0,089


В 2003 г. Россия списала 98% долга Монголии в размере 11 млрд. долл. Это произошло во многом из-за того, что сумма долга более чем в два раза превышала на тот момент ВВП страны и Монголия была просто не в состоянии его выплатить. В 2010 г. была списана еще одна часть долга в размере 18 млн. долл.- эта сумма была предоставлена уже в постсоветское время в виде кредита на оплату участия Монголии в совместном предприятии «Монголросцветмет».

Часть сирийского долга - 9,8 млрд. долл. из 13,4 млрд. долл. была списана Россией в 2005 г. В счет погашения оставшейся суммы был подписан ряд соглашений в сфере строительства, добычи нефти и газа.

Алжиру Российская Федерация простила 4,7 млрд. долл. в 2006 г. Взамен он обязан закупить в России на эту или большую сумму промышленные товары.

В 2007 г. Россия списала долг Афганистану в размере 11 млрд. долл. Основная часть задолженности Афганистана связана с поставками советского вооружения. Кроме этого, СССР по кредитной линии строил в Афганистане экономические объекты и оказывал гуманитарную помощь. Взамен списанных долгов предполагалось, что Кабул будет поддерживать экономические отношения с российскими компаниями. Однако с тех пор в отношениях между двумя странами в сфере бизнеса каких-либо положительных сдвигов не наблюдается.

В 2008 г. Россия списала 4,6 млрд. долл. Ливии. В обмен на прощенный долг ливийские власти подписали с РЖД договор о строительстве железной дороги стоимостью в 2,5 млрд. долл.

В сентябре 2012 г. Россия списала КНДР долг в размере 10 млрд. долл. по кредитам, которые СССР начал выдавать еще в 1950-х гг. Это составило 90% от суммы задолженности КНДР. Около 1 млрд. долл. будет использовано по схеме «долг в обмен на помощь» в сфере образования, здравоохранения и энергетики при организации совместных проектов.

В апреле 2013 г. Россия простила Киргизии долги на сумму около 500 млн. долл. Сразу было списано 188,9 млн. долл. Оставшиеся примерно 300 млн. долл. будут списываться равными долями в течение 10 лет.

Куба - самый большой должник СССР. Летом 2014 г. Российская Федерация списала 90% от суммы долга в 35,2 млрд. долл. Правительство Кубы пообещало отчасти компенсировать эти потери совместными проектами в области энергетики, транспорта и здравоохранения. Оставшиеся от долга 3,5 млрд. долл. кубинские власти должны будут погашать равными полугодовыми платежами в течение последующих 10 лет. Однако наша страна вложит эти деньги в значимые инвестиционные проекты на самой Кубе.

Безусловно, Россия списывает долговые обязательства странам-должникам с целью получения определенных преимуществ. По утверждению политологов, списанные за последние 25 лет долги находились в разряде «безнадежных», следовательно, списание подобного рода займов позволяло добиться от должника нужных политических и иных решений, что лучше, чем ничего, в ситуациях, когда деньги не удается вернуть. К примеру, прощение долгов Кубе и КНДР позволило Российской Федерации усилить свое влияние в данных регионах.


В 2015 г. Россия выдала кредиты 10 странам. Финансовая помощь в основном предоставлялась странам Таможенного союза. К примеру, в апреле 2015 г. Белоруссии был предоставлен кредит в размере 110 млн. долл., а в июле - уже второй транш в размере 760 млн. долл. В обоих случаях деньги выделялись на рефинансирование существующей задолженности. В сентябре 2015 г. была достигнута договоренность о предоставлении льготного кредита Армении на сумму 270 млн. долл.

В 2016 г. лимит предоставления внешних займов Россией практически исчерпан. Исключение сделано Ирану, которому было предоставлено два экспортных кредита на общую сумму около 2,4 млрд. долл. Один из займов будет направлен на сооружение ТЭС мощностью 1,4 мегаватт, а второй - на электрификацию железных дорог. Также Россия выделяет кредит объемом 11,38 млрд долл. Бангладеш на строительство первой в стране АЭС. Погашение займа будет происходить в течение 30 лет[13].

Из-за сложной внешнеэкономической ситуации, включая санкции, наша страна вынуждена пересматривать возможности оказания финансовой помощи другим государствам. Не исключено, что Россия может взять паузу в предоставлении кредитов. Кроме того, Министерство финансов Российской Федерации рассчитывает в ближайшие три года увеличить объемы внешних и внутренних заимствований, а также покрывать дефицит бюджета за счет средств Фонда национального благосостояния.

В условиях глобализации экономики страна не может без ущерба для своих интересов оставаться в стороне от участия в международных финансовых организациях, созданных на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования валютных и кредитно-финансовых отношений между странами, содействия экономическому развитию стран, кредитной помощи. В число таких организаций входят Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, Европейский банк реконструкции и развития, Международный банк экономического сотрудничества, Парижский клуб и другие международные финансовые институты.

Членство в МВФ (с 1992 г.) дало возможность нашей стране пользоваться в течение переходного периода кредитами в свободно конвертируемой валюте для поддержки экономических реформ и покрытия дефицита государственного бюджета и платежного баланса. В целом за 1992-1998 гг. Россия в общей сложности восемь раз воспользовалась кредитами МВФ на общую сумму около 22 млрд. долл. С 1999 г. Россия не обращалась к МВФ за новыми кредитами и регулярно погашала свою задолженность, которая была ликвидирована в январе 2005 г. Доля (количество) голосов Российской Федерации по состоянию на начало 2016 г. составляло 2,7% от общего числа голосов в Фонде (9-е место).