Файл: Понятие и виды ценных бумаг (ПАО «УРАЛКАЛИЙ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 266

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как уже отмечалось, к наиболее распространенным капитальным ценным бумагам относятся акции и облигации.

Акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права владельца (акционера) на получение части прибыли АО в виде дивидендов, на участие в управлении АО и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Акция является именной ценной бумагой[19].

Облигациями называются ценные бумаги с фиксированным доходом, по которым эмитент обязуется выплачивать владельцу облигации по определенной схеме сумму процента и, кроме того, в день погашения номинал облигации.

Это основной вид долговых обязательств во всем мире. Основные отличия облигаций как ценных бумаг денежного рынка заключаются в следующем[20]:

- практически все облигации продаются по номиналу с последующей выплатой процента; срок погашения облигаций превышает один год и может составлять несколько десятков лет.

Акции принципиально отличаются от ценных бумаг с фиксированным доходом[21]. Во-первых, дивиденд зависит от чистой прибыли АО и теоретически может вообще не выплачиваться, может возрастать или уменьшаться.

Величина выплат по облигации является фиксированной, и эмитент обязан их осуществлять независимо от того, имеет он прибыль или убыток. Во-вторых, для акций срок погашения не устанавливается.

Как правило, все акции делят на привилегированные и обыкновенные.

Привилегированные акции сочетают отдельные черты акций и облигаций.

Обыкновенные акции являются самыми распространенными ценными бумагами.

Как владелец части собственности компании обладатель обыкновенной акции имеет право голоса и преимущественное право.

По сроку существования различают срочные и бессрочные ценные бумаги.

Первые имеют установленный при их выпуске срок существования и, как правило, делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (5... 10 лет) и долгосрочные (20...30 лет). Срок обращения бессрочных ценных бумаг ничем не регламентирован[22].

В странах с развитыми рынками ценных бумаг наиболее распространенными бессрочными и срочными депозитами являются чековые счета (checkingaccounts), сберегательные счета (savingaccounts), депозитные сертификаты (certificatofdeposit), сертификат денежного рынка (moneymarketinvestmentcertificat), индексированные депозиты (indexeddeposits) и евродолларовые депозиты (Eurodollardeposits)[23].

В России из ценных бумаг данной категории встречаются в основном депозитные и сберегательные сертификаты.


Депозитный и сберегательный сертификаты это письменное свидетельство эмитента о вкладе денежных средств, удостоверяющее право вкладчика («бенефициара») или его правопреемника на получение по истечении установленного срока суммы депозита (вклада) и процента по нему[24].

Депозиты могут выпускаться как в разовом порядке, так и сериями, бывают именными или на предъявителя. Оба депозита являются срочными: срок погашения депозитных сертификатов ограничивается одним годом, а сберегательных тремя годами.

Депозитные сертификаты могут быть выданы только организации, являющейся юридическим лицом, а сберегательные только физическим лицам.

В основе дальнейшей классификации ценных бумаг лежит их целевое на значение, определяющее условия выпуска, квотирование и доходность.

В обобщенном (сводном) виде классификация перечисленных выше рынков ценных бумаг представлена в таблице 1.1.[25]

Таблица 1.1

Классификация рынков ценных бумаг

Классификационный признак

Виды рынка ценных бумаг

Стадия кругооборота ценной бумаги

Первичный рынок

Вторичный рынок

Вид ценной бумаги

Рынок акций

Рынок облигаций

Рынки других видов ценных бумаг

Вид эмитента

Рынок государственных ценных бумаг

Рынок корпоративных (негосударственных) ценных бумаг

Вид отрасли

Рынок ценных бумаг металлургических компаний

Рынок ценных бумаг нефтяных компаний

Рынки ценных бумаг других отраслей экономики

Масштабы рынка

Мировой рынок ценных бумаг

Национальный рынок ценных бумаг

Степень концентрации рыночных отношений

Биржевой рынок

Внебиржевой рынок

Наличие правил торговли

Организованный рынок

Неорганизованный рынок

Способ заключения сделки

Публичный рынок

Электронный рынок

Вид сделки (договора между участниками рынка)

Кассовый и срочный рынок

Инвестиционный и спекулятивный рынок

Наличный и долговой (маржинальный) рынок и др.

Возможны и другие более специфические, или более частные, классификационные признаки, по которым рынок ценных бумаг подразделяется нате или иные части.

Такие последующие признаки обычно носят узкоспециализированный характер и необходимы для каких-то конкретных целей анализа и прогнозирования процессов, которые происходят на данном рынке. Рынок ценных бумаг «бесконечен» в своих проявлениях, а потому и его классификаций может быть «великое» множество.


Таким образом, ценная бумага – это документ, которое удостоверяет право и отношений займа владельца данного документа к лицу, выпустившему этот документ. Но не каждый документ, подтверждающий право владения или отношения займа, может быть признан ценной бумагой.

Ценная бумага выполняет несколько функций, например, ценная бумага может служить объектом купли-продажи, обмена, залога или средством расчета.

Ценные бумаги возникают путем эмиссии. Эмиссия ценных бумаг – это выпуск и размещение среди держателей.

2. ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ В ПАО «УРАЛКАЛИЙ»

2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПАО «УРАЛКАЛИЙ»

ПАО «Уралкалий» – ведущий вертикально интегрированный мировой производитель калия, одного из важнейших элементов, необходимых для развития всех живых организмов. На долю Компании приходится около 20% мирового производства калийных удобрений. Компания контролирует всю производственную цепочку – от добычи калийной руды до поставок хлористого калия покупателям.

По состоянию на 31 декабря 2017 и 2016 годов у Группы не было конечной контролирующей стороны.

Компания была зарегистрирована 14 октября 1992 года в Российской Федерации. Зарегистрированный офис Компании расположен по адресу: Российская Федерация, Пермский край, г. Березники, ул. Пятилетки, 63.

ПАО «Уралкалий» является одним из крупнейших производителей калия в мире с долей рынка 18%. Стратегия компании призвана обеспечить ее органическое развитие и долгосрочное увеличение капитализации.

География продаж «Уралкалия» насчитывает более 70 стран мира. Основные рынки сбыта — Бразилия, Индия, Китай, Юго-Восточная Азия, Россия, США и страны Европы. Эти регионы отличаются высокими темпами роста численности населения и его доходов, что способствует значительному росту спроса на калийные удобрения.

В России Компания поставляет покупателям свою продукцию напрямую.

На экспорт «Уралкалий» осуществляет поставки своей продукции через Uralkali Trading SIA.

Компания заключает долгосрочные и краткосрочные контракты с покупателями. Стратегией «Уралкалия» является сохранение баланса между рынками спотовых продаж и рынками долгосрочных контрактов.


Для транспортировки своей продукции Компания использует морской и железнодорожный транспорт.

«Уралкалий» обладает собственными мощностями для хранения, перевозки и перевалки сырья и готовой продукции.

Собственные склады для готовой продукции в Березниках и Соликамске общей вместимостью до 400 тысяч тонн с отдельными изолированными секциями для разных видов продукции. Складские мощности на дочернем АО «Балтийский Балкерный Терминал» вместимостью до 240 тысяч тонн

Компания также использует склады в ключевых регионах по всему миру 

Каждый из складов связан с грузовым железнодорожным терминалом системой конвейеров, которые полностью изолированы от негативных воздействий внешней среды.

В настоящий момент рыночная конъюнктура на конечных рынках является благоприятной для калийных производителей. По итогам первого квартала 2018 года объём производства товарного хлористого калия составил 1196,1 тысячи тонн, что на 733,1 тысячи тонн больше, чем в первом квартале 2017 года.

2.2. ОБЗОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ

В первой половине 2017 года на калийном рынке наблюдался определенный подъем.

Рост спроса и цен на калийные удобрения обеспечили высокий уровень покупательской активности. По итогам первых шести месяцев 2017 года мировой объем поставок калия составил около 33 млн. тонн по сравнению с 28 млн. тонн годом ранее.

Спрос на калий в первом полугодии 2017 года продемонстрировал положительную динамику во всех регионах потребления.

Так, в Бразилии объем импорта калия продолжал расти рекордными темпами, чему способствовало увеличение посевных площадей сои и рост прибыльности фермеров.

В Северной Америке и Европе весной наблюдался значительный спрос на удобрения на фоне благоприятных погодных условий и необходимости пополнения покупателями складских запасов.

В Китае и Индии объемы импорта калийных удобрений по итогам первого полугодия 2017 года оказались более высокими, чем ожидалось.

В Юго-Восточной Азии объемы импорта также возросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, ввиду хорошей прибыльности производителей пальмового масла и более благоприятных условий выращивания сырья для него.

Прогноз на второе полугодие остается положительным. Объемы поставок во втором полугодии говорят об уверенности покупателей в сильной рыночной конъюнктуре.


В первой половине 2017 года выручка Компании выросла на треть, в основном, за счет роста объема продаж, а чистая прибыль снизилась вдвое из-за снижения дохода от курсовых разниц и переоценки производных финансовых инструментов.

Денежная себестоимость реализованной продукции выросла с 32 до 39,7 долларов США за тонну, в основном, за счет укрепления рубля на 17%; в рублевом эквиваленте рост составил всего 3%.

Чистая задолженность Компании по состоянию на конец июня 2017 года составила 5 512 млн. долларов США.

Соотношение чистого долга к EBITDA за последние 12 месяцев составило 4,43x, средняя ставка по кредитному портфелю за первые 6 месяцев 2017 года — 4,4%.

2.3. АНАЛИЗ ЦЕННЫХ БУМАГ В ПАО «УРАЛКАЛИЙ»

Ценные бумаги «Уралкалия» обращаются на Московской бирже. Компания неукоснительно соблюдает закон «Об акционерных обществах» РФ.

Управление портфелем ценных бумаг — это некоторым образом перераспределение инвестиций между набором финансовых активов, причем по окончании срока жизни составляющие портфель финансовые активы должны быть конвертированы в денежные средства.

Оптимальным является такое управление, при котором перераспределение активов максимизирует возможную доходность при сохранении или увеличении уровня ожидаемой доходности.

Проще говоря, выводить денежные средства из операций с государственными краткосрочными облигациями (ГКО) для работы с акциями приватизированных предприятий (АПП) целесообразно только при том условии, что при появляющейся возможности получить более высокую доходность инвестор получит в худшем случае доходность не ниже доходности по ГКО.

Принципиально задача управления отличается от задачи формирования портфеля только наличием ненулевых начальных величин инвестиций в каждый финансовый актив из допустимого набора.

Управление портфелем представляет собой принятие решений по управлению двухуровневой иерархической структурой. Первый уровень управления — распределение и перераспределение инвестиций между финансовыми инструментами, а второй — управление активами внутри конкретного финансового инструмента.

Например, инвестиции в акции приватизированных предприятий рассматриваются как сумма для формирования и управления портфелем из акций различных эмитентов, естественно, используя изложенный выше метод.