Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ(Прямые налоги как экономическая категория).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для решения вышеуказанных проблем, можно рассмотреть основные направления налоговой политики, помимо решения задач в области бюджетного планирования основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабильности и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации.

Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства. Предсказуемость действий государственных органов в налоговой сфере ключевое значение для инвесторов, принимающих долгосрочные инвестиционные решения прогнозируемости налоговой политики государства. Предсказуемость действий государственных органов в налоговой сфере обладает ключевым значением для инвесторов, принимающих долгосрочные инвестиционные решения.

В перспективе приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инновационной деятельности, в том числе и путем предоставления новых льгот, направленных на ее стимулирование, а также поддержка инвестиций в области образования и здравоохранения.

Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы. Налоговая политика ближайших лет будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень с учетом требований сбалансированности бюджетной системы.

В рамках налога на прибыль планируется:

- упростить налоговый учет и сблизить его с бухгалтерским учетом.

В частности, заменить декларации по налогу на прибыль за отчетные

периоды упрощенными расчетами по авансовым платежам. А также отменить особые правила определения некоторых показателей в налоговом учете, если применение этих правил нецелесообразно;


- изменить порядок восстановления амортизационной премии.

Восстанавливать ее нужно будет, только если основное средство, к которому она была применена, продано ранее чем по истечении 5 лет с момента ввода в эксплуатацию взаимозависимому лицу;

По налогу на добычу полезных ископаемых необходимо:

1) Необходимо упорядочивание и дифференциация налоговой нагрузки, что позволит нефтедобывающим организациям вести рентабельную добычу нефти до полного истощения залежей. При действующей в настоящее время системе изъятия налоговых доходов, в эксплуатацию вовлечены наиболее качественные запасы, что приводит к неуклонной деградации отечественной минерально-сырьевой базы.

2) Ставки налогов должны быть увязаны как с процессом освоения месторождений (стадиями разработки), так и с качеством запасов.

3) Для повышения прозрачности, стабильности и предсказуемости налогообложения нефтегазодобычи необходимо организовать учет затрат по каждому лицензионному участку в целом и по его отдельным объектам.

Налог на доходы физических лиц:

1) Ограничить перечень не облагаемых НДФЛ компенсаций и пособий в целях устранения его неоднозначного и расширительного толкования;

2) Освободить от налогообложения некоторые социально значимые доходы, например в виде:

- единовременных выплат безработным в рамках программы по содействию самозанятости;

- субсидий фермерам из бюджетов различного уровня;

- земли, бесплатно предоставляемой многодетным семь ям.

По налогу на имущество организаций предполагаются следующие мероприятия:

- освободить от налогообложения движимое имущество (машины, оборудование и др.);

Таким образом, в достижение указанных направлений в конечном итоге позволит стабилизировать российскую налоговую систему.

Консолидированный бюджет РФ регулирует многие аспекты жизни государства. В общем можно сказать, что с ним связаны многие процессы, которые происходят внутри государства.

Устойчивость всех каналов бюджетного финансирования и построение гармоничной системы бюджетных отношении на всей территории Российской Федерации является важнейшим требованием и условием политической и экономической стабильности государства. В реализации этой задачи особое место занимает консолидированный бюджет РФ.

Основным направлением совершенствования налогового законодательства является усиление администрирования сбора налогов, что позволит идти по пути дальнейшего снижения налогового бремени и обеспечения экономической и политической стабильности государства, улучшения инвестиционного климата в стране. В целях улучшения методов налогового администрирования с помощью новых информационных технологий в налоговой системе продолжается внедрение и развитие основных информационных систем по электронной обработке налоговой отчетности, автоматическому ведению лицевых счетов налогоплательщиков, учету объектов налогообложения с целью контроля над правильностью исчисления налогов.


3.3 Перспективы развития и реформирования прямого налогообложения

К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики. Преобразование налоговой системы России в последние годы осуществлялось в тесной связи с проведением бюджетной реформы и преобразованиями в области бюджетного федерализма.

Взимание налогов и сборов может оказывать различные эффекты на поведение экономических агентов, создавать различные стимулы как для организаций, так и для физических лиц. Однако, как мы уже говорили выше основной задачей налогообложения является обеспечение доходов бюджетной системы. При этом с учетом необходимости обеспечения сбалансированности федерального бюджета в среднесрочной перспективе следует предпринимать усилия, направленные на увеличение доходного потенциала налоговой системы.

В рамках проводимой налоговой политики основными источниками повышения доходного потенциала взимаемых налогов может стать как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области налогового администрирования. При этом, в первую очередь, необходимо принять меры для повышения доходов бюджетной системы от налогообложения потребления, ренты, возникающей при добыче природных ресурсов, а также от перехода к новой системы налогообложения недвижимого имущества.

Отдельным направлением политики в области повышения доходногопотенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.

При этом необходимым условием развития российской экономики является, прежде всего, технологическое обновление, модернизация производства. Также ключевым условием для модернизации является развитие некоммерческого сектора, предоставляющего, в том числе услуги социального характера. Стимулирующая роль налоговой системы по перечисленным направлениям сохранится. Внесение изменений в законодательство о налогах и сборах планируется по следующим направлениям:


1) Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала.

2) Мониторинг эффективности налоговых льгот.

3) Акцизное налогообложение.

4) Налог прибыль организаций.

5) Совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов.

6) Налоговое администрирование.

Следует при этом продолжить повышение размеров вычетов при исчислении налога на доходы физических лиц, возможно - в увязке с мерами по улучшению демографической ситуации в стране.

Министерством финансов РФ рассматривается возможность снижения налога на прибыль организации с нынешних 20% до 18%. Министерство финансов считает, что снижение налога на прибыль будет очень эффективным шагом, ведь именно этот налог наиболее значим для бизнеса. В среднесрочной перспективе предполагается введение налога на недвижимость. Налог на недвижимость заменит два налога - налог на имущество и налог на землю. При этом предлагается перейти к налогообложению на основе стоимости, приближенной к рыночной, резко уменьшив налоговые ставки.

Заявленные в Бюджетном послании Президента РФ основные направления бюджетной и налоговой политики предполагают меры по внесению изменений в законодательство по налогами сборам, способствующие дальнейшему снижению налоговой нагрузки, что должно стимулировать инвестиционную активность и обеспечить необходимые темпы экономического роста.

Практически все внсимые в Налоговый кодекс РФ поправки улучшают положение налогоплательщиков, а, следовательно, являются факторами, влияющими на снижение налоговой базы [42].

На перспективу предполагается введение ряда новых мер, способствующих снижению налогового бремени, в том числе по причине падения цен на нефть и замедления темпов роста ее добычи и экспорта.

Заключение

На основании проведенного исследования, можно сделать вывод: прямые налоги необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государственности. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы.

Современные налоги - это продукт демократического общества, созданного на основе социальной рыночной экономики.

Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Реализация фискальной функции позволяет удовлетворять общественные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.


Автором было выявлено ряд проблем исследуемых прямых налогов:

Налог на прибыль:

- отсутствие в законе нормы о «налоговых каникулах» для малых инновационных предприятий, невозможность отнести расходы на благотворительность к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Для решения данной проблемы необходимо:

- упростить налоговый учет и сблизить его с бухгалтерским учетом.

- изменить порядок восстановления амортизационной премии.

- исключить из перечня необлагаемых доходов недавно включенные туда доходы в виде имущества или прав, переданных организации ее участниками в целях увеличения ее чистых активов;

Налога на добычу полезных ископаемых:

- преобладание фискальной направленности платежей на добычу полезных ископаемых;

- отсутствие рентного подхода (не учитывается качество добываемой нефти, рентабельность месторождений;

- отсутствие целевого источника финансирования геолого-разведочных

работ;

- распределение налоговой нагрузки между субъектами налогообложения является неравномерным.

Для решения необходимо упорядочивание и дифференциация налоговой

Нагрузки НДФЛ:

- отсутствие инвентаризационной стоимости у значительного числа объектов;

- инвентаризационная стоимость строений существенно отличается от

реальной (рыночной);

- отсутствие регистрации и оценки в органах технической инвентаризации.

Для решения данной проблемы необходимо ограничить перечень не облагаемых НДФЛ компенсаций и пособий в целях устранения его неоднозначного и расширительного толкования; освободить от налогообложения некоторые социально значимые доходы.

Таким образом, цель курсовой работы достигнута, задачи решены.

Список используемых источников

  1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 20.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2020)// СПС КонсультантПлюс, 1997-2020
  2. Агирбова А.А. Налоговая система как правовая категория и институт финансовой системы государства//Аллея науки. 2017. Т. 2. № 15. С. 565-569.
  3. Алексеев М.В., Белев С.Г., Громов В.В. [и др.]. Перспективы налоговой политики. Существует ли «идеальная налоговая система» для России? — Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. — 126 с.
  4. Анаева З.К., Асабаева Р.И. Особенности налоговой системы в Российской Федерации // Экономика и социум. 2017. № 6-1 (37). С. 116-119
  5. Болатаева А.А. Налоговая система РФ: актуальные проблемы и пути совершенствования современной налоговой системы//Научные Известия. 2019. № 6. С. 41-45.
  6. Бочарова А.О., Шаповалова И.М. «Значение налоговых доходов в формировании бюджета Российской Федерации» // В сборнике: Инновации в науке и практике. Сборник статей по материалам I международной научно-практической конференции. 2017. С. 106-111
  7. Бочарова О.Ф., Волошина, Е.Ю. Налоги как инструмент инновационного развития // Современные научные исследования и разработки. 2017. № 5 (13). С. 69-70.
  8. Брякина А.В. Система налогов и сборов как неотъемлемая часть налоговой системы // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. 2017. № 3. С. 57-61.
  9. Воробьева Е.В. Налоговая система России: основные направления модернизации // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. 2017. № 9. С. 75-76.
  10. Воронова А.А. Прямые налоги в РФ и перспективы их развития // В книге: Проблемы управления, экономики, политики и права в глобализирующемся мире. Сборник тезисов докладов Фестиваля науки ЮРИУ РАНХиГС. 2018. С. 121-124.
  11. Гончаренко Л. И. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник и практикум для академического бакалавриата. - Москва: Издательство Юрайт, 2017. — 541 с.
  12. Горшенина Е.В. Бюджетно–налоговая система государства // Экономические исследования. 2017. № 2. С. 8. Дубина Ю.Ю. Современная налоговая система России, основные направления ее развития//Бенефициар. 2017. № 14. С. 31-34.
  13. Граборов С.В, Пителин А.К, «Мажоритарная Оптимальность прямого и косвенного налогообложения граждан»//Экономика и математические методы. 2017. Т. 53. № 2. С. 24-39.
  14. Зотиков Н.З. Налоговая система России: проблемы и перспективы//Интернет-журнал Науковедение. 2017. Т. 9. № 3. С. 76.
  15. Имыкшенова Е.А. Налоги и сборы: некоторые вопросы классификации // Налоговед. 2019. № 9. С. 2-5.
  16. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2019 год (предварительные итоги) / URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/budget/federal_budget/budgeti/2019/?id_65=129889-ispolnenie_federalnogo_byudzheta_i_byudzhetov_byudzhetnoi_sistemy_rossiiskoi_federatsii_za_2019_god_predvaritelnye_itogi (дата обращения: 15.07.2020)
  17. Казакова О.Б. Инфраструктурное обеспечение инновационного развития экономики : монография//Казакова О.Б.— Электрон. текстовые данные.— М.: Палеотип, 2019.— 164 c.
  18. Крохина Ю. А. Налоговое право : учебник для бакалавров / Ю. А. Крохина. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2020. — 495 с.
  19. Куклина С.К., Ванчиков Н.И. Преимущества прямого налогооблажения // В сборнике: Молодые финансисты XXI века. Сборник материалов научно-практической конференции . 2019. С. 179-181.
  20. Куликов Н. И., Чайникова Л. Н., Бабенко Е. Ю. Современная бюджетная система России: учебное пособие - Тамбов: Тамбовский государственный технический университет (ТГТУ), 2012
  21. Лукина А.И., Ключищева В.Г. Анализ структуры и динамики налоговых поступлений в бюджет РФ // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(61) / URL: https://sibac.info/archive/economy/1(61).pdf (дата обращения: 15.07.2020)
  22. Лыкова, Л. Н. Налоги и налогообложение / Л.Н. Лыкова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 357с.
  23. Малкина М.Ю. Налоговая система Российской Федерации и ее характеристики. Монография. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 96 с.:
  24. Мамедов О.Ю. Государство и экономика//TERRA ECONOMICUS. 2011. Т. 9. № 3. С. 5-9.
  25. Миславская Н.А. Бухгалтерский учет: учебник / Н.А. Миславская, С.Н. Поленова. – Москва : Дашков и К°, 2018. – 591 с.
  26. Мухина Е.Р. Теоретические аспекты налогообложения: история, понятия, функции, принципы // Apriori. Гуманитарные науки. — 2020. -№ 5.
  27. Налоги и налоговая система Российской Федерации. Практикум. Отв. ред. Мельникова Н. П.- Учебное пособие для академического бакалавриата. –Москва: Издательство Юрайт,2019. -317с.
  28. Налоги и налоговое администрирование в системе экономической безопасности : учебное пособие / Ярунина А.Г. , Санина Л.В., Содномова С.К. и др. –Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 344 с.
  29. Николаева, Е.В. Сравнительный анализ налога на роскошь в зарубежных странах. Оценка перспектив для России // Экономика и менеджмент инновационных технологий, 2014. – № 5. – С.53-55.
  30. Пансков В.Г. Налоговая система РФ: проблемы становления и развития: монография. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 246 с.
  31. Польская Г.А. Теоретические аспекты управления налоговой системой на современном этапе. Таврический научный обозреватель. 2017. № 11-2 (28). С. 16-20.
  32. Пономарев А.И., Топоров, И.В. «Экономический и налоговый потенциал налоговой системы РФ» // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2019. № 1 (56) С. 47-51
  33. Романов Б.А. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебное пособие. – Москва: Дашков и К°, 2016. – 560 с.
  34. Сидорова А.В., Черевиченко, Т.С. Становление и развитие понятия «Налог» // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2017. Т. 2. № 1. С. 5-11.
  35. Страбыкина Ю.С., Конкина А.В., Коротаева О.А. Налог на «роскошь»: тенденции развития и альтернативы // сборник статей по материалам XXXIX международной студенческой научно-практической конференции № 3(39). 2018. — С. 74-79
  36. Стратегия долгосрочного процветания: в поисках растаявшего ориентира. Яновский К., Жаворонков С., Черный Д., Затковецкий И. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – Москва: Дело, 2018. – 385 с.
  37. Соловьева Н.А. «Соотношение прямых и косвенных налогов в налоговой системе государства и тенденции его изменения» // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2017. Т. 7. № 1A. С. 216-226.
  38. Худяков, А.И., Бродский, Г.М. Основы налогообложения : Учеб. пособие. СПб.: Европейский Дом, 2019. — 432 с.
  39. Шарохина, С.В. Принципы правового государства, определяющие налоговую систему страны // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. Т. 6. № 11 (11). С. 122-125.
  40. https://www.gks.ru/ - официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (дата обращения 25.07.2020)
  41. https://minfin.gov.ru/ru/ - официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации (дата обращения 25.07.2020)
  42. https://www.nalog.ru – официальный сайт Федеральной налоговой службы (дата обращения 25.07.2020)