Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ(Прямые налоги как экономическая категория).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В процессе использования или потребления имущества - налог уплачивается из дохода налогоплательщика ежегодно и носит контрольно­-регулятивный характер (например, налог с владельцев автотранспортных средств и т.п.)

Под исчислением налога понимаются действия налогоплательщика, налогового органа или налогового агента по определению и удержанию фактической суммы налога с субъекта налога на основе налогооблагаемой базы.

Отсюда следует, что обязанность исчислить сумму налога законодательством возлагается на налоговую инспекцию (земельный налог, налог на имущество граждан) или же на третье лицо (работодатель).

Методы исчисления налогов [35, 64]:

1) Кумулятивный (накопительный).

Определение суммы налога и его взимание с начала бюджетного года (налогового периода) с нарастающим итогом с общей суммы дохода и налоговых льгот, рассчитанной также с нарастающим итогом. При наступлении очередного срока уплаты налога исчисленную сумму уменьшают на ранее уплаченную или удержанную сумму налога.

2) Некумулятивный.

Данный метод предусматривает обложение налоговой базы по частям, без нарастающего итога. Данная система исчисления не обеспечивает равномерности поступления налогов в бюджет.

Таким образом, существуют следующие способы взимания прямых налогов:

1) Кадастровый.

2) Изъятие налога до или в момент получения владельцем дохода.

3) Изъятие налога после получения дохода владельцем (по декларации).

4) В процессе потребления и использования имущества.

Глава 2. Оценка состояния прямых налогов в Российской Федерации

2.1 Динамика поступлений прямых налогов в бюджет

Налоговые доходы от прямых налогов подлежат зачислению в бюджеты разных уровней, согласно нормативам, установленным Бюджетным Кодексом РФ [1]. В федеральный бюджет зачисляются следующие виды налогов: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых, сборы за пользование объектами животного мира, сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, государственная пошлина.


В региональный бюджет зачисляются следующие виды налогов:

  1. налог на имущество организаций;
  2. транспортный налог;
  3. налог на игорный бизнес.

В местные бюджеты зачисляются:

  1. налог на имущество физических лиц;
  2. земельный налог [1].

Показатели консолидированного бюджета применяются при бюджетном планировании. Так, например, данные консолидированного бюджета необходимы при расчете объемов нормативных налоговых отчислений в бюджет субъектов РФ различного уровня. Кроме этого, полученной информации будет достаточно для вычисления объема дотаций. При этом в расчет принимаются общие объемы бюджетов различных административно-территориальных районов РФ [1].

При анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны (т.е. суммы всех финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему) необходимо знание показателей консолидированного бюджета. Именно с помощью показателей консолидированного бюджета РФ можно найти степень централизации финансовых ресурсов, которые формируются в стране и отражаются в сводном финансовом балансе государства.

Исследуем динамику поступлений налоговых доходов. Для этого обратимся к таблице 2.1.

Таблица 2.1

Динамика налоговых доходов консолидированного бюджета (млрд. руб.)

Динамика налоговых доходов

Отклонение, %

Виды доходов

2017

2018

2019

2018/2017

2019/2017

Всего налоговых доходов

31046,7

37320,3

39497,6

20,2

27,2

Налог на прибыль организаций

3290,1

4100,2

4543,2

24,6

38,0

Налог на доходы физических лиц

3252,3

3654,2

3956,4

12,3

21,6

Налог на добычу полезных ископаемых

4501,0

4791,7

5301,9

6,4

17,7

(Источник: составлено автором)

Общие доходы в периоде с 2017 по 2019 год имеют положительную динамику. Этот аспект говорит о том, что часть бизнеса стала выходить из теневого сектора экономики.

Поступления от налога на прибыль организаций с 2017 по 2019 год увеличилось на 1253,1 млрд. руб. или на 38 %. Поступления от налога на доходы физических лиц в указанный период выросла на 704,1 млрд. руб. или на 21,6 %. От налога на добычу полезных ископаемых в бюджет поступило больше на 800,9 млрд. руб. или на 17,7 %.


Таким образом, можно сделать вывод о том, что данные статьи прямых налогов имели тенденцию к росту. Наибольший темп показала статья – налог на прибыль организации.

2.2 Структура прямых налогов в общем объеме налоговых поступлений

Темпы роста налоговых поступлений за период с 2017 по 2019 год значительно превысили уровень инфляции и темпы развития экономики. Такой прирост обеспечили прямые налоги, но в 2017 году доля прямых налогов в общем объеме составил 40,3 %, то в 2019 уже 41,5 %. (рис. 2.1)

Рисунок 2.1 – Структура налоговых доходов консолидированного бюджета (%)

(Источник: составлено автором)

В общей структуре налоговых доходов в 2019 году по сравнению с 2017 произошло увеличение налога на добычу полезных ископаемых на 1 % и рост налога на прибыль организаций на 1 %. Налог на доходы физических лиц практически не претерпел изменений (данные разнятся в сотых долях процента).

Структура налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации представлена на рисунке 2.2

Рисунок 2.2 – Структура налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации, %

(Источник: составлено автором)

Среди налоговых поступлений в федеральный бюджет доминирует налог на добычу полезных ископаемых – 39 %, налог на прибыль организаций – 6 %, налог на доходы физических лиц – 11 %. Прослеживается тенденция снижения налога на добычу полезных ископаемых, связано это с тем, что в период наложения санкций на экономику России, государство освобождает от уплаты налога крупные компании, занимающиеся добычей и транспортировкой полезных ископаемых.

Структура налоговых доходов консолидированного бюджета субъектов РФ представлена на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3 – Структура налоговых доходов консолидированного бюджета субъектов РФ, %

(Источник: составлено автором)

Среди налоговых поступлений в консолидированный бюджет доминирует налог на прибыль организации и налог на доходы физических лиц. Налог на добычу полезных ископаемых падает, причины описаны выше в данной курсовое работе.

Из рассмотренных выше рисунков видно, что основным бюджетообразующим налогом является налог на добычу полезных ископаемых.

Стоит также отметить, что наблюдается увеличение удельного веса налога на прибыль в налоговых поступлениях в бюджет. Так в 2019 г. поступления составили 12 % в общем объеме поступлений, тогда как 2017 г. – 10 %. Основными факторами увеличения поступлений налога на прибыль в 2017 - 2019 г.г. стало вступление новых положений Налогового кодекса РФ, относящихся к данному налогу [42].


Существенное снижение поступлений налога на прибыль возможно за счет применения крупными компаниями внутренних или корпоративных цен, перетекания средств между головной организацией и дочерними подразделениями, а также за счет других методов манипулирования налоговой базой. ЧВ настоящее время четкие правила определения цен для целей налогообложения пока отсутствуют.

2.3 Оценка налоговых поступлений

На рисунке 2.4 представлена информация по поступлению налогов в консолидированный бюджет РФ.

Рисунок 2.4 – Динамика поступления прямых налогов в консолидированный бюджет

(Источник: составлено автором)

Налог на доходы физических лиц с 2014-2016 гг. увеличивался, на это повлиял рост заработной платы населения Российской Федерации и уменьшение теневой экономики в отрасли заработной платы, а в 2017 г. идет сокращение налога на доходы физических лиц, в 2018 г. снова налог увеличивается на 445,9.

На прирост налога на прибыль за 2014-2018 гг. имели возможность воздействовать такие факторы, как наращивание экспортной выручки, или за счёт положительных курсовых разниц. В 2015 г. приращение на 226, в 2016г.- 171,4, в 2017 г.- 80,4, в 2018 г. – 2103,8.

Для качественной оценки налоговых поступлений необходимо провести анализ задолженности по прямым налогам. На текущий период, согласно структуре [40] – задолженность по налогу на прибыль составляет 174,9 млрд. руб. (24 %), по налогу на доходы физических лиц менее 40 млрд. руб. (5,4 %), по налогу на добычу полезных ископаемых – 3,8 млрд. руб. (0,5 %). При этом стоит отметить, что большая часть задолженности – урегулированная задолженность.

Более детально проанализировать систему налоговых поступлений и налоговых институтов позволит SWOT-анализ (таблица 2.2)

Таблица 2.2

SWOT-анализ налоговой системы Российской Федерации

Сильные стороны

Слабые стороны

Рост поступлений в бюджет

Прозрачность принимаемых решений

Сокращение бюрократии

Понимание и принятие процесса реформ

Слабое погашение задолженности

Нестабильное налоговое законодательство

Процессы налогового управления не соответствуют современным требованиям

Возможности

Угрозы

Использование технологий, сокращающих оперативные расходы

Рост сознания гражданского общества

Рост интереса к качеству результатов управления человеческими ресурсами

Налоговые нарушения тянут за собой серьезные проблемы

Теневая экономика

Рост сложности схем уклонения от уплаты налогов

Ограничения финансирования


Проведение анализа налоговых поступлений и налоговой системы в целом – главная задача налоговой политики государства. Качественно проведенная аналитическая работа дает возможность извлекать большую выгоду из налоговых поступлений.

Глава 3. Пути улучшения прямого налогообложения

3.1 Проблемы прямого налогообложения в РФ

После того, как мы проанализировали состояние прямых налогов в Российской Федерации можно отметить, что существует такая острая проблема, как недополучение доходов в консолидированный бюджет.

Также хотелось бы отметить, что как бы теоретически хорошо ни была рассмотрена и продумана система налогообложения физических лиц, практика и реальность внесет в нее свои коррективы.

К числу недостатков налога на прибыль можно отнести отсутствие в законе нормы о «налоговых каникулах» для малых инновационных предприятий, невозможность отнести расходы на благотворительность к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и. т. д.

Основными недостатками налога на добычу полезных ископаемых являются:

- преобладание фискальной направленности платежей на добычу полезных ископаемых;

- отсутствие рентного подхода (не учитывается качество добываемой нефти, рентабельность месторождений);

- отсутствие целевого источника финансирования геолого-разведочных

работ;

- распределение налоговой нагрузки между субъектами налогообложения является неравномерным.

Недостатками налога на доходы физ. лиц являются:

- отсутствие инвентаризационной стоимости у значительного числа объектов;

- инвентаризационная стоимость строений существенно отличается от реальной (рыночной);

- отсутствие регистрации и оценки в органах технической инвентаризации значительного количества вновь возведенных физическими лицами жилых домов, коттеджей, дач и других строений.

3.2 Мероприятия по решению проблем прямого налогообложения