Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства) (Признаки неплатежеспособности несостоятельности (банкротства)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С этой точки зрения необходим такой механизм правового регулирования несостоятельности (банкротства), который позволил бы найти разумный баланс между созданием максимальных условий для сохранения действующих предприятий и гарантированностью прав кредиторов. На это должны быть направлены и законодательство о несостоятельности, и правоприменительная практика.

1.2 Признаки неплатежеспособности несостоятельности (банкротства)

Признаки несостоятельности должны подразделяться на внешние, служащие основанием для возбуждения производства по делу о несостоятельности, и сущностные, т.е. необходимые и достаточные для квалификации несостоятельности должника.

Наличие внешних признаков свидетельствует о том, что должник не исполнил свои обязательства и имеются формальные основания для обращения в суд о признании его несостоятельным (банкротом). Такими внешними признаками в соответствии с законом будут являться:

— наличие задолженности определенного размера;

— наличие обязательства должника денежного характера. Исключение составляют требования участников строительства к застройщику о передаче жилого помещения (ст. 201.6 Закона о банкротстве);

— срок неисполнения требований - три месяца;

— установленность требований кредиторов.

При выявлении признаков, достаточных для начала конкурсного процесса, арбитражный суд возбуждает производство по делу, целью которого является выяснить в ходе разбирательства наличие сущностных признаков несостоятельности[6].

Признаками, достаточными для признания должника банкротом, являются:

- в отношении юридического лица - долговые обязательства, не погашенные ИП в течение 3-х месяцев после истечения срока их погашения, определенного условиями договора, являются основанием для инициирования процедуры его банкротства.

Сумма требований без учета пеней и штрафных санкций должна превышать 10 тысяч рублей от каждого кредитора и 500 тысяч рублей суммарно.

- в отношении гражданина - долговые обязательства, превышающие сумму 500 тысяч рублей без учета пени и штрафов и срок просрочки должен превышать три месяца и быть документально подтвержден.

В качестве подтверждающего документа могут быть использованы договор или долговая расписка должника. Согласно действующему законодательству, должник обязан заявить о своей несостоятельности в течение 30 дней с момента возникновения ситуации, при которой он теряет возможность оплачивать свои долговые обязательства. Для этого он должен обратиться с заявлением в Арбитражный суд[7].


Дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматривает арбитражный суд по месту нахождения должника - юридического лица или по месту жительства гражданина.

Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 4 Закона о банкротстве для определения состава денежных обязательств и обязательных платежей должника учитываются:

— размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате компенсации сверх возмещения вреда, обязательств по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;

- размер обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

Статья 4.1 Закона о банкротстве устанавливает особенности определения размера денежных обязательств, возникающих из финансовых договоров, т.е. из договоров, соответствующих определенным условиям и заключенных на условиях генерального соглашения (единого договора) и (или) договоров, заключенных на условиях правил организованных торгов и (или) правил клиринга. Данные договоры прекращаются в порядке, предусмотренном указанными генеральным соглашением (единым договором), и (или) правилами организованных торгов, и (или) правилами клиринга. При указанном прекращении возникает денежное обязательство, размер которого определяется в порядке, предусмотренном генеральным соглашением, и (или) правилами организованных торгов, и (или) правилами клиринга и которое будет предъявлено в рамках дела о банкротстве.

Кредиторы, имеющие требования неденежного характера, могут участвовать в процессе банкротства только одним способом - выразить свои требования в денежной форме в виде возмещения убытков. Согласно п. 5 ст. 4 Закона о банкротстве положения настоящей статьи не применяются к возникшим из правил организованных торгов и (или) правил клиринга обязательствам по уплате вознаграждения клиринговой организации и организациям, указанным в пунктах 4 - 7 части 2 статьи 19 Федерального закона «О клиринге и клиринговой деятельности».


Следующим внешним признаком несостоятельности является срок неисполнения обязательств. В данном случае речь идет о неспособности должника удовлетворить требования кредиторов в течение трех месяцев с даты наступления срока их исполнения (у кредитных организаций -14 дней).

Еще одним признаком банкротства является установленность требований кредиторов. Установленными считаются требования кредиторов, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции, арбитражного, третейского суда или определением арбитражного суда, непосредственно рассматривающего дело о банкротстве (если должник оспаривает требования кредитора или уполномоченного органа).

Требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве, если такие требования подтверждены решениями налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда.

В п. 10 ст. 16 Закона о банкротстве предусмотрено, что разногласия по требованиям кредиторов или уполномоченных органов, подтвержденных вступившим в законную силу решением суда в части состава и размера, не подлежат рассмотрению арбитражным судом, а заявления о таких разногласиях подлежат возвращению без рассмотрения. В подобной ситуации арбитражный суд не может пересматривать выводы, содержащиеся в ранее вынесенном судебном решении об обоснованности и размере требований, а может лишь решать вопрос о включении требований в реестр и об отнесении их к определенной очереди.

Таким образом, возбуждение дела о банкротстве по действующему Закону о банкротстве стало более сложным, что свидетельствует о некоторой «продолжниковской» направленности норм российского права на современном этапе.

В зависимости от того, чьи интересы в большей степени защищает законодатель, выделяют несколько систем построения законодательства о несостоятельности (банкротстве) - от радикально «продолжниковского» до радикально «прокредиторского».

Для «продолжниковского» направления характерно предоставление льгот должникам, в том числе при заключении мировых соглашений, большое количество реабилитационных процедур, что способствует восстановлению их платежеспособности.

«Прокредиторское» направление не стремится помочь должнику, считая его ответственным за возникшие финансовые трудности у кредиторов. В данном случае преследуется цель быстрого и полного удовлетворения требований кредиторов, поэтому здесь достаточно жесткий порядок введения восстановительных процедур в отношении должника.


И «прокредиторские», и «продолжниковкие» системы законодательства имеют свои плюсы и минусы, поэтому наиболее оптимальной является «нейтральная» система, направленная на достижение баланса интересов между должниками и кредиторами[8].

Такой подход соответствует и общемировым тенденциям. Законодательство о банкротстве в мировой практике развивалось по двум направлениям. Одно из них основывалось на принципах британской модели, которая рассматривала банкротство как способ возврата долгов кредиторам, что сопровождалось ликвидацией должника-банкрота. Другое брало начато в американской модели, ставя своей основной целью реабилитацию должника, восстановление его платежеспособности. Однако в современных условиях в законодательстве различных стран с рыночной экономикой прослеживается линия на сближение, совмещение названных принципов.

Глава 2. Особенности правового регулирования несостоятельности (банкротства)

2.1Общая характеристика нормативно-правового регулирования несостоятельности (банкротства)

Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой определенную систему нормативных правовых актов. Правовые нормы, регулирующие отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством), содержатся не только в ГК РФ и в Законе о банкротстве, но и в ряде других нормативных правовых актов.

Законодательство, регулирующее отношения несостоятельности (банкротства), является комплексным, поскольку в его состав входят нормативные правовые акты, содержащие в себе нормы как частного (гражданского), так и публичного (уголовного, процессуального) права, а также материального и процессуального права. Даже сам Закон о банкротстве имеет комплексный характер, так как наряду с материально-правовыми нормами в нем содержится огромное количество процессуальных норм, из которых практически целиком состоит гл. 3 данного Закона. Довольно большой массив норм, носящих процессуальный характер, можно обнаружить также в главах, определяющих особенности банкротства отдельных субъектов предпринимательской деятельности.


Являясь комплексным, законодательство о банкротстве включает в себя нормативные правовые акты, носящие как общий, так и специальный характер. Это приводит к возникновению противоречий между правовыми нормами, в частности, Закона о банкротстве и нормами ГК РФ, АПК РФ[9]. В связи с этим необходимо учитывать порядок разрешения коллизий между нормами права.

К числу последних, в частности, следует отнести постановление Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. № 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих»[10], постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» (с изменениями и дополнениями)[11], постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. № 586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации»[12] и др. Вопросам несостоятельности посвящены также и некоторые судебные акты – О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае возбуждения дела о банкротстве: Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 59 (ред. от 06.06.2014)[13].

Необходимо отметить, что законодательство о несостоятельности (банкротстве) должно включать в себя не только акты федерального уровня, но и акты субъектов РФ, принимаемые по отдельным вопросам с учетом особенностей экономического развития отдельных субъектов РФ, специфики государственного управления в регионах.

Одним из направлений реформирования современного законодательства о несостоятельности (банкротстве) является внесение в него изменений и дополнений (порой лишь механическое). Такой путь зачастую сопровождается поспешными выводами, облекаемыми в форму различных законопроектов. Между тем в настоящее время важен концептуальный подход. В связи с этим в литературе обоснованно отмечается, что наиболее актуальной задачей в деле совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве) является выработка единой концепции его реформирования, предполагающей поиск основных направлений изменения указанного законодательства с ясным представлением о целях, которые должны быть достигнуты, а также о системных последствиях внесения соответствующих изменений.