Файл: Авторское право (Характеристик, объекты и субъекты).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Авторское право регулирует отношения общества с небольшим, но важным его сегментом, деятельность которого направлена на развитие технического прогресса и культуры. Задача авторского права состоит в том, чтобы надлежащим образом сочетать интересы автора и общества, с тем, чтобы с одной стороны стимулировать должным образом творческую деятельность авторов, а с другой стороны обеспечить приумножение духовных ценностей, которыми располагает общество, снимая чрезмерные ограничения в доступе к этим ценностям.

Глава 1. Характеристика авторского права.

Термин "авторское право понимается в двух значениях: а) в объективном смысле авторское право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства.; б) в субъективном смысле под авторским правом понимается совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.

Можно выделить следующие принципы авторского права как совокупности правовых норм:

а) принцип свободы творчества (ст. 44 Конституции РФ);

б) принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества;

в) принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора;

г) принцип свободы авторского договора.

Основной задачей авторского права является с одной стороны обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны - интересы общества в целом, предоставляя доступ к сокровищам мировой культуры.

В соответствии с нормами действующего законодательства использование охраняемых авторским правом произведений как на территории России, так и в других странах, может осуществляться только с согласия автора или его правопреемников (кроме случаев, прямо указанных в законе).

Знание основополагающих положений авторского права как совокупности правовых норм важно не только для непосредственных творцов произведений литературы, науки и искусства, но и для значительной части лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. В первую очередь это касается предпринимателей, занимающихся использованием произведений литературы, науки и искусства, а также экспортных, импортных материальных носителей этих произведений (издательские, концертные, звукозаписывающие фирмы, организации, осуществляющие посреднические функции при экспорте-импорте прав).


Немаловажным представляется знание авторского права для организаций, занимающихся созданием и распространением программного обеспечения для компьютеров. В настоящее время повсеместно программное обеспечение, которое включает в себя не только алгоритмы и программы, но также и интегральные микросхемы, охраняется авторским правом. И наконец, знание общих положений авторского права имеет значение для тех предприятий, которые занимаются производством наукоемкой продукции. Нередки случаи, когда работники таких организаций используют результаты совместного научного труда, в том числе итоговые работы научных учреждений для создания как новых самостоятельных работ, так и всякого рода компиляций.

В соответствии с положениями международных соглашений об авторском праве, членом которых является Россия, к охраняемым на основе этих положений произведениям применяются нормы авторского права страны использования произведения. Авторское право определяет, какие произведения и как долго охраняются, а также подробно регламентирует права авторов и других правообладателей произведения. Поэтому нормы авторского права являются определяющими в правовом смысле в отношении того, надо или не надо заключать договор на приобретение прав. При этом использование произведений российских авторов за пределами России осуществляется на основании соответствующего зарубежного законодательства. Поскольку авторское право подавляющего числа стран, участвующих в международной системе охраны авторских прав, отличается от авторско-правовых норм, установленных в нашей стране, различен и характер использования произведений в России и за ее пределами. <1>

 История становления и развития авторского права

С древних времен человечество стремится защитить и сохранить то, что является необычным, оригинальным и исключительным. Поэтому понятие интеллектуальной собственности появилось достаточно давно. Более 200 лет назад в европейских странах возникло право на нематериальные результаты интеллектуальной деятельности (произведения литературы, искусства, изобретения и др.). Оно было сконструировано по аналогии с правом собственности на материальные объекты.

Первый "авторский" закон появился в 1710 г. в Англии. Он известен под названием "Статут королевы Анны". Законом был закреплен один из важнейших принципов авторского права - принцип "копирайт", предоставлявший автору право на охрану опубликованного произведения и запрещавший тиражирование произведения без его согласия. Закон устанавливал право издателя на опубликованное произведение в течение 14 лет с момента его опубликования а также давал возможность продлить этот срок еще на 14 лет при жизни автора. <2>


2. Объекты и субъекты авторского права

Главным субъектом авторских прав является автор произведения. Как и автором изобретения или другого результата интеллектуальной деятельности, автором произведения науки, литературы или искусства,

во-первых, может быть признан только гражданин (физическое лицо) и, во-вторых, им может выступать лишь гражданин, чьим творческим трудом создано охраняемое произведение.

ГК устанавливает презумпцию признания автором произведения лица, которое в качестве такового указано на оригинале или экземпляре произведения. Иное должно быть доказано заинтересованными лицами. Это лишний раз подтверждает трактовку творчества как акта самостоятельного создания произведения умственным трудом или, иными словами, интеллектуальной деятельности.

Создание произведения несколькими гражданами порождает соавторство. В основе критериев соавторства, закрепленных в п. 1 ст. 1258 ГК, также лежат общие критерии соавторства на любой результат интеллектуальной деятельности, сформулированные в и. 4 ст. 1228 ГК. Соавторство порождает факт создания произведения совместным творческим трудом нескольких граждан. При этом не имеет значения структура совместно созданного произведения и принадлежность отдельным соавторам права на все или на часть произведения. Иначе говоря, не важно, имело ли место нераздельное или раздельное соавторство. Все лица признаются соавторами вне зависимости от того, образует ли произведение неразрывное целое или состоит из самостоятельно значимых частей. Граждане, вложившие свой творческий труд в создание всего или части произведения, будут признаны соавторами.

Пункт 2 ст. 1258 устанавливает презумпцию совместности использования соавторами произведения, созданного ими в соавторстве. Иное, т.е. раздельное, использование всего произведения или его частей должно предусматриваться соглашением соавторов.

По общему правилу созданное в соавторстве произведение, образующее неразрывное целое, может использоваться по усмотрению всех его соавторов. Однако возможен и вариант использования произведения по желанию части соавторов. Чтобы соавторы могли реализовать такую возможность, предусмотрено, что ни один из соавторов не вправе запретить использование указанного произведения. Для одностороннего запрета необходимо наличие достаточных оснований.


Иные правила установлены для использования части произведения, если эта часть может использоваться независимо от других его частей. Иначе говоря, речь идет о части произведения, которая имеет самостоятельное значение и которая создана ее автором в рамках раздельного соавторства. Типичным примером этого могут служить главы учебников для вузов, созданные отдельными авторами в рамках авторских коллективов.

Подобная часть произведения, как правило, может быть использована ее автором по своему усмотрению. То есть согласия на это других соавторов не требуется. Иной порядок должен быть предусмотрен соглашением между соавторами.

Важное значение придается распределению между соавторами доходов от использования произведения и распоряжению исключительным правом на созданное в соавторстве произведение. Связанные с этим отношения возникают между соавторами любых результатов интеллектуальной деятельности. Поэтому к данным отношениям между соавторами произведения науки, литературы или искусства применяются общие правила и. 3 ст. 1229 ГК.

Нарушение прав на созданное в соавторстве произведение может затрагивать интересы отдельного соавтора как в случае создания им самостоятельной части произведения, гак и при его творческом участии в создании произведения, образующего неразрывное целое. Поэтому каждому из соавторов предоставлено право самостоятельно принимать меры по защите своих прав в обоих из указанных случаев.

Объекты, охраняемые авторским правом, относятся к таким областям человеческой деятельности, как наука, литература и искусство. Закон не дает определений данных понятий. Предполагается, что они очевидны и не нуждаются в особых дефинициях. Более важно определить критерии охраноспособности и виды объектов, авторские права на которые могут принадлежать конкретным лицам.

Поскольку согласно ст. 1228 ГК право авторства на произведение порождает только творческий труд, первым критерием охраноспособности любого произведения является творческий характер труда создателя произведения, при этом, как уже неоднократно отмечалось, творческим следует считать любой интеллектуальный труд.

Вторым критерием охраноспособности произведения в авторском праве является его выражение в любой объективной форме. Пункт 3 ст. 1259 ГК предусматривает примерный перечень объективных форм выражения произведений, охраняемых авторским правом. Это может быть форма, в частности:

  • — письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т.п.);
  • — устная (публичное произнесение, исполнение и т.п.);
  • — звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т.п.);
  • — изображение;
  • — объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т.п.).

При этом под записью понимается фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществить их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение. К числу устных произведений обычно относят речи, в том числе судебные речи, доклады, лекции, проповеди.

В связи с объективной формой произведения следует подчеркнуть, что, как правило, эта форма выражается с помощью различных телесных, материальных носителей (бумаги, холста, камня, диска и т.п.). При этом на материальные носители может существовать и обычно существует чье-то право собственности или иное вещное право. Однако это не приводит к превращению систем научных понятий, литературных или художественных образов (т.е. идеальных результатов интеллектуальной деятельности) в материальные объекты.

Для признания произведения, выраженного в объективной форме, объектом авторских прав не имеет значения также способ его выражения. Например, некоторые поэты записывали стихи на манжетах, папиросных коробках или обрывках газет. Поэт В. Высоцкий писал черновики отдельных своих песен во время съемок кинофильмов на монтажных карточках. Для авторских прав эти способы объективирования творческих произведений также не играют никакой роли. Если кто-либо попытается опубликовать эти стихи под своим именем и плагиат будет доказан, будут охраняться авторские права поэта, создателя стихов, а действия плагиатора пресечены.

Менее формализованы по сравнению с патентными правами и правами на средства индивидуализации товаров и их производителей также возникновение, осуществление и защита авторских прав. Для всего этого не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей. Иными словами, возникновение, осуществление и защита авторских прав целиком обусловлены фактом создания произведения творческим, т.е. самостоятельным умственным трудом его автора и выражением в какой-либо объективной форме.

Регистрация возможна только в отношении программ для ЭВМ и баз данных. Однако эта регистрация носит факультативный характер. Она осуществляется по желанию правообладателя. Кроме того, правообладатель любого произведения имеет право помещать на экземплярах произведения знак охраны авторского права. Однако и это действие является факультативным (см. ст. 1271 ГК).

Произведения науки, литературы и искусства являются объектами авторских прав независимо от достоинств и назначения произведений, а также от способов их выражения. Это лишний раз подтверждает ранее высказанное суждение о трактовке как творческой любой умственной деятельности, а о ее результате — как объекте авторских прав, если не доказан плагиат либо отсутствовали другие отмеченные в гл. факторы, исключающие отнесение результата к таким объектам.