Файл: Общее понятие о гражданском праве.(Понятие гражданского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) автономия воли. Каждый участник гражданско-правовых отношений по своему усмотрению вступает в них и реализует свои права и обязанности, подчиняя их условиям сделки. Если автономия воли будет нарушена, то налицо ничтожная сделка (например, если она заключена под угрозой, вследствие акта насилия, обмана и т.п., ст. 178, 179 ГК);

3) имущественная самостоятельность. Участники самостоятельно определяют условия, например, договора, в т.ч. и в части имущественной ответственности. В этом проявляется диспозитивность гражданского права: в большинстве его норм законодатель, устанавливая определенные правила, подчеркивает: «если иное не предусмотрено договором, соглашением» и т.п.;

4) восстановительный характер ответственности участников гражданско-правовых отношений. Лицо, нарушившее права и интересы других участников этих отношений, возмещает причиненные им убытки, компенсирует причиненный моральный вред (ст. 15, 151, 393, 1099-1101 ГК). Даже имущественные санкции (неустойки, штрафы, пени, уплата процентов за пользование чужими денежными средствами и т.п.) в основном имеют характер возмещения;

5) защита нарушенного права путем предъявления требований об этом (в т.ч. и путем подачи иска в суд). По общему правилу государство не вмешивается в урегулирование имущественных споров участников гражданско-правовых отношений (в отличие, например, от налоговых конфликтов, когда государство методом принуждения заставляет исполнить обязанность по уплате налога), оставляя инициативу в принятии мер по защите за самими участниками гражданско-правовых отношений.

1.3 Отграничение гражданского права от земельного, семейного, налогового и иных смежных отраслей российского права

Предмет и метод гражданского права позволяют отграничить его от:

1) земельного права. В соответствии со ст. 3 Земельного кодекса земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским правом. Право собственности и иные вещные права на землю регулируются нормами гл. 17 ГК. Нужно отметить, что во многом нормы Земельного кодекса не соответствуют нормам ГК (вторгаются в сферу гражданско-правового регулирования). В связи с этим необходимо руководствоваться принципиальными положениями ст. 2 ГК (о том, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК). Следует также учитывать, что в земельном праве весьма широко применяются методы императивного регулирования отношений, что нехарактерно для гражданского права.


Наконец, источниками земельного права являются не только федеральные законы, но и правовые акты субъектов Российской Федерации (т.к. земельное законодательство, в отличие от гражданского, относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 71 Конституции РФ);

2) семейного права. В соответствии со ст. 2-3 СК к имущественным и личным неимущественным отношениям между члена-ми семьи, прямо не урегулированными семейным законодательством, применяется гражданское законодательство, поскольку это не противоречит существу семейных отношений (например, семейные отношения, как правило, не имеют возмездного характера, в основном существуют вне сферы рыночных отношений, и применение к ним норм гражданского права о возмездных сделках, регулирующих рыночные отношения, противоречило бы существу семейных отношений. По вопросу о разграничении семейного и гражданского законодательства нет единства мнений). Ряд авторов полагают, что семейное право является самостоятельной отраслью права, хотя и тесно связанной с гражданским[2]. Близкую позицию занимает Т.И. Илларионова, которая считает, что семейное право отпочковалось от гражданского и оформилось в самостоятельную отрасль в связей с особым предметом регулирования, а именно личными неимущественными отношениями, возникающими из кровного родства или брака. Семейные отношения требуют особого метода, учитывающего приоритет личных связей. М.В. Антокольская полагает, что новый СК допускает практически неограниченное применение гражданского законодательства к семейным отношениям. Можно сделать вывод о том, что семейные отношения являются разновидностью отношений, регулируемых гражданским правом, но обладающих рядом специфических особенностей. Нормы гражданского законодательства соотносятся с нормами семейного законодательства как общие и специальные.

По мнению Н.Д. Егорова, семейное право представляет собой внутреннее структурное подразделение гражданского права[3].

Семейное право практически регулирует те же отношения, что и гражданское, однако во многом другими методами: последним присуща большая личная выраженность, с другой стороны, нормы семейного права гораздо более императивны (они во многом властно предписывают сторонам определенное поведение);

3) налогового права. В последнее время (учитывая своеобразие «нормотворчества» налоговых органов) вопрос о разграничении гражданского и налогового права приобрел большую актуальность, что вызывается и тем, что круг налогоплательщиков необычайно расширился. Не вносит ясность в рассмотрение этого вопроса и ст. 11 НК (о том, что институты, понятия, термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, которыми оперирует НК, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено в НК)[4]. К сожалению, в ряде случаев НК, не давая специальные определения норм и институтов гражданского права, по существу вкладывает в них другой смысл. Это касается таких понятий, как залог, поручительство (ст. 73, 74 НК) и др.


Для разграничения налогового и гражданского права упор нужно сделать на метод (а не на предмет) правового регулирования: в налоговом праве метод ярко императивен, одна сторона налоговых правоотношений (государство в лице налоговых органов) наделена властными полномочиями по отношению к другой (налогоплательщики, налоговые агенты, плательщики сборов). Не случайно на это ориентируется п. 3 ст. 2 ГК, устанавливая, что к имущественным отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством;

4) административного права. Во-первых, отношения, регулируемые административным правом (управленческие, организационные, в области охраны общественного порядка и общественной безопасности, воинского учета и т.п.), не совпадают с отношениями, регулируемыми гражданским правом. Более того, даже имущественные отношения регулируются по-разному: административное право регулирует их путем властных предписаний, административного принуждения, императивных методов, в то время как гражданское право — на принципах равенства сторон и диспозитивности. Во-вторых, участники административно-правовых отношений во многом иные, нежели гражданско-правовых;

5) трудового права. Несмотря на то, что в условиях перехода нашей страны к рыночной экономике трудовым отношениям во многом стали присущи черты товарного характера, все же не составляет большого труда разграничить трудовое и гражданское право.

Условия трудового договора регулируют прежде всего отношения по поводу организации труда, отношения между работодателем и работником. При этом последний (выполняя обусловленную трудовым договором функции) подчиняется правилам внутреннего распорядка, установленного работодателем, может быть уволен по его инициативе (в то время как гражданско-правовые договоры, по общему правилу, не расторгаются в одностороннем порядке), работник выполняет трудовые обязанности не за свой риск (в то время как перевозчик, подрядчик, агент и т.п. участники гражданско-правовых отношений действуют за свой риск[5]).

Предмет и метод гражданского права позволяют отграничить его и от таких отраслей, как экологическое право, финансовое право и др. Хотя во всех этих отраслях отношения возникают вокруг имущества, методы правового регулирования, применяемые в этих отраслях права, в основном носят властный, императивный характер.


2 .Основные принципы и система гражданского права

2.1 Принципы гражданского права. Гражданское право как частное право

Принципы гражданского права представляют собой основные начала, через которые проявляются его главные функции и назначение. Они позволяют (так же как и предмет и метод гражданского права) отграничивать гражданское право от других (в т.ч. и смежных) отраслей. Основные принципы гражданского права нашли законодательное закрепление в ст. 1 ГК. Они характеризуют гражданское право как частное и одновременно показывают его отличия от публичного права, например от административного. Более того, гражданское право представляет собой ядро, основу частного права. Некоторые авторы вообще ставят знак равенства между гражданским и частным правом.

Как частное гражданское право в основном регулирует отношения между физическими лицами и организациями, которые они создают. С другой стороны, отношения с участием государства и иных публично-правовых образований регулируются гражданским правом в значительно более скромном объеме. Государство как бы предоставляет гражданам и юридическим лицам в полной мере воспользоваться своей волей, проявить свою самостоятельность и инициативу (заключая договоры, устанавливая меры имущественной ответственности и т.п.) в процессе возникших между ними отношений. Государство же с помощью норм гражданского права вводит отношения между гражданами и юридическими лицами (в т.ч. товарно-рыночные) в рамки закона, упорядочивает их посредством отработанных юридических конструкций. Говоря о принципах гражданского права, нужно отметить ряд обстоятельств:

1) одним из важнейших принципов гражданского права является принцип равенства всех форм собственности в Российской Федерации. В нормах и ГК и других источников гражданского права всемерно развиваются и конкретизируются нормы ст. 8, 9, 35, 36 Конституции РФ о том, что в нашей стране частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (в т.ч. на землю, природные ресурсы, объекты недвижимости и т.п. объекты) охраняются в равной мере4;

2) принцип равенства участников отношений, регулируемых гражданским правом, означает, что и граждане, и коммерческие и некоммерческие организации, и сама Российская Федерация, и ее субъекты, и органы местного самоуправления равноправны с точки зрения норм гражданского законодательства (см. ст. 23, 49, 50, 124 ГК). ГК не предоставляет никакого преимущества государству, государственным и общественным организациям;


3) принцип неприкосновенности собственности исходит из конституционной нормы о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд возможно только при условии предварительной и равноценной компенсации (ст. 3 5 Конституции РФ);

4) принцип свободы договора означает, что участники гражданско-правовых отношений вправе сами выбирать тот или иной вид сделки. Более того, стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный гражданским законодательством, а также такой, в котором содержатся элементы различных договоров (ст. 421 ГК);

5) принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела детализирует конституционные нормы о том, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, защиту своей чести и доброго имени, на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 23, 34 Конституции РФ). Установлено, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (ст. 9 ГК), что могут быть признаны недействительными акты госорганов и органов местного самоуправления, нарушающие эти права (ст. 13 ГК); допускается самозащита гражданских прав (ст. 14 ГК); предусмотрено возмещение убытков, наступивших из-за произвольного вмешательства в частные дела (ст. 15, 16 ГК);

6) принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав означает, что субъекты гражданско-правовых отношений вправе без помех реализовать свои права, гарантированные ГК и иными нормативными актами; они могут требовать устранения любых препятствий от любых третьих лиц и от государства (см., например, ст. 22, 51, 304 ГК).

Упомянутые в ст. 1 ГК принципы обеспечения гражданских прав, их судебной защиты конкретизированы в ряде других норм ГК, например в ст. 11, 12, 55, 125. Так, в отличие от госорганов, а также органов местного самоуправления, филиалов и представительств, граждане и юридические лица свободны в своей воле и действуют исходя из своих интересов. Единственное условие, которое они при этом должны соблюдать, — действовать в установленных законодательством рамках (см. также ст. 55, 125 ГК). Таким образом, налицо принцип осуществления действий в своей воле и в своем интересе;

7) очень важен принцип стабильности гражданских прав. В п. 2 ст. 1 ГК подчеркнуто, что они могут быть ограничены лишь федеральными законами. Иные нормативные правовые акты (например, постановления Правительства РФ, приказы и инструкции, исходящие от федеральных органов) не могут вводить ограничения гражданских прав. Следует обратить внимание и на то, что даже федеральные законы могут ограничивать гражданские права только по основаниям, исчерпывающий перечень которых содержится в абз. 2 п. 2 ст. 1 ГК;