Файл: Коммерческая информация и ее защита (на примере ООО «Мустанг - Джинс»).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
Средства товарной информации: маркировка, технические документы, нормативные документы, справочная, учебная и научная литература, реклама и пропаганда.
Маркировка – текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку или товар, предназначенные для доведения покупателей сведений о качественных характеристиках товара. Маркировка должна соответствовать требований стандартов, других нормативных документов.
Маркировка делится на два вида: производственная и торговая.
Производственная маркировка – текст, условные обозначения, нанесенные производителем на товар и упаковку. Носители производственной маркировки: этикетки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, штампы.
Торговая маркировка – текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем не на товар, а на носители.
Носители торговой марки – это ценники, товарные и кассовые чеки.
Структура маркировки
Маркировка может включать в себя три элемента:
- Текст 50-100% (удельный вес);
- Рисунок 0-50%;
- Условные обозначения – информационные знаки 0-30%.
Информационные знаки – условные обозначения, предназначенные для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара. Информационным знакам свойственны краткость, выразительность, наглядность и быстрая узнаваемость.
Есть 4 формы товарной информации:
-
- Словесная информация, размещается на упаковке или на самом товаре. Самая доступная информация для покупателя.
- Цифровая информация – содержит количественные сведения о товаре, такие как объём, длина, масса нетто и масса брутто, дату изготовления и срок хранения. Дополняет словесную информацию.
- Изобразительная информация – это художественные или графические изображения самого товара или репродукция с других изображений. Дополняет словесную и цифровую информацию.
- Символическая информация, содержит сведения о товаре, передаваемые с помощью информационных знаков. Информационные знаки – условные обозначения, предназначенные для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара, характерны для производственной маркировки.
Существует большое количество способов получения информации, в том числе и не совсем законных:
- сбор информации, содержащейся в средствах массовой информации, включая официальные документы, например, судебные отчеты;
- использование сведений, распространяемых служащими конкурирующих фирм;
- биржевые документы и отчеты консультантов; финансовые отчеты и документы, находящиеся в распоряжении маклеров; выставочные экспонаты и проспекты, брошюры конкурирующих фирм; отчеты коммивояжеров своей фирмы;
- изучение продукции конкурирующих фирм; использование данных, полученных во время бесед со служащими конкурирующих фирм (без нарушения законов);
- замаскированные опросы и “выуживание” информации у служащих конкурирующих фирм на научно-технических конгрессах (конференциях, симпозиумах);
- непосредственное наблюдение, осуществляемое скрытно;
- беседы о найме на работу со служащими конкурирующих фирм (хотя опрашивающий вовсе не намерен принимать данного человека в свою фирму);
- так называемые “ложные” переговоры с фирмой-конкурентом относительно приобретения лицензии;
- наем на работу служащего конкурирующей фирмы для получения требуемой информации;
- подкуп служащего конкурирующей фирмы или лица, занимающегося ее снабжением;
- использование агента для получения информации на основе платежной ведомости фирмы-конкурента;
- подслушивание переговоров, ведущихся в фирмах-конкурентах;
- перехват телеграфных сообщений;
- подслушивание телефонных разговоров;
- кража чертежей, образцов, документации;
- шантаж и вымогательство.
Глава 2. Коммерческая информация и её защита в ООО «Мустанг - Джинс»
ООО «Мустанг - Джинс» находится в городе Новосибирске, в торговом центре «Сибирский Мол», по адресу ул. Фрунзе 238.
ООО «Мустанг - Джинс» является розничной торговой сетью, занимающейся реализацией джинсовой одежды. По мимо отдела в «Сибирском Моле» так же есть отдел в торговом центре «Мега», в г. Кемерово и в др. городах России. «Мустанг» является концептуальным магазином, предназначенным для продажи джинсовой одежды, а так же трикотажа и сопутствующим аксессуарам. В торговом зале работают продавцы – консультанты и кассир, которые помогают покупателям с выбором товара, размером, расчетом и др.
Здание торгового центра «Сибирский Молл», в котором расположен данный магазин, отвечает всем требованиям, предъявляемым к торговым зданиям:
- технологические: обеспечение рациональной организации торгово – технологического процесса;
- архитектурно – строительные: у здания торгового центра эстетический внешний вид, удобная конструкция, имеется большая автопарковка;
- санитарное – технические: соблюдена система пожарной безопасности, водоснабжения, освещения и др.
Приёмку товаров в ООО «Мустанг - Джинс» осуществляет материально ответственное лицо, которое проверяет качество товаров, их количество, заполняет документы и принимает товар для последующей реализации.
Транспортным документом в ООО «Мустанг - Джинс» является товарно – транспортная накладная. Сопроводительными документами являются: товарная накладная (оформляется в 2х экземплярах, служит для приходывания товара); счет – фактура (для расчета за товары).
В ООО «Мустанг - Джинс» соблюдаются правила и техники пожарной безопасности.
Порядок работы ООО «Мустанг - Джинс» соответствует графику работы торгового центра. Кассу снимают в конце рабочего дня. ООО «Мустанг - Джинс» несет ответственность за качество реализуемых товаров, в соответствии с гражданским кодексом РФ «О защите прав потребителей». В соответствии с законодательством РФ денежные расчеты с покупателями производятся через ККМ «Миника».
В ООО «Мустанг - Джинс» следующие виды коммерческой информации:
- информация о покупателях и мотивах покупок – основа для принятия коммерческих решений, сюда входит численность обслуживающего населения, его состав, уровень доходов и др. Такая информация используется для более целенаправленной работы с покупателями, для увеличения объёмов продаж и получения высокой прибыли.
- информация о требованиях рынка к товару необходима для правильного выбора товаров, которые будут предложены покупателям. При исследовании этапов жизненного цикла каждого вида товаров учитываются изменения в спросе покупателей, сезонности и моде на протяжении всего периода.
- информация о конъюнктуре рынка – это сведения о спросе и предложении на рынке. Этим определяют товарное предложение с помощью информации об объёмах, структуре, динамике производства и товарных запасах.
- информация о конкурентной среде – это данные о данные о конкурентах – поставщиках товаров. Такая информация позволяет объективно оценивать сложившуюся ситуацию на рынке.
- информация о потенциальных возможностях торгового предприятия и его конкурентоспособности. Она необходима для оценки сильных и слабых сторон его деятельности, правильного определения направлений в развитии.
При оценке конкурентоспособности ООО «Мустанг - Джинс» учитывает использование передовых технологий, новой техники, наличие конкурентоспособного товара, финансовую устойчивость и свой имидж. Это позволяет определить потенциальные возможности ООО «Мустанг - Джинс» и спланировать мероприятия по укреплению его конкурентных позиций на рынке.
Виды закрытых документов и сведений.
Деловая информация ООО «Мустанг - Джинс»:
- сводные отчеты по финансовой деятельности (бухгалтерский баланс, отчет о прибыли и убытках, налоговые отчисления);
- крупные договоры с банками (на обслуживание расчетного счета);
- договоры купли – продажи, контракты на поставку товаров;
- данные о цене (стоимости) товаров;
- деловые планы и планы производства новых товаров (бизнес план, стратегический план);
- списки персонала, информация о сотрудниках.
В ООО «Мустанг - Джинс» следующие виды товарной информации:
- основополагающая товарная информация, содержит основные сведения о товаре, предназначенные для всех субъектов рыночных отношений:
- наименование товара;
- размер;
- состав;
- наименование предприятия – изготовителя;
- дата выпуска, срок гарантии;
- розничная цена.
- Коммерческая товарная информация, содержит сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначены для изготовителей и продавцов.
- Потребительская товарная информация, содержит сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предложений. Они показывают выгоды вследствие покупки конкретного товара.
Формы товарной информации в ООО «Мустанг - Джинс»
-
- словесная – размещается на ценнике или на этикетке товара. Она наиболее доступна для населения.
- цифровая – количественная характеристика сведений о товаре (размеры, даты и сроки).
- символическая – содержит сведения о товаре, передаваемые с помощью информационных знаков (сведения по уходу за товаром).
В ООО «Мустанг - Джинс» используют как производственную маркировку (ярлыки на джинсах и трикотаже, лейблы, этикетки), так и торговую (товарные ценники содержат информацию о товаре). Так же маркировка содержит информационные знаки.
2.1 Коммерческая информация и ее анализ
Ком инфа- это сведения о сложившейся ситуации на рынке. Источники ком инфы делятся на внешние и внутренние.
Внутренне:
1. статистические отчеты предприятий
2. Данные оперативного одета результатов коммерческой деятельности
3. Бухгалтерская отчетность
Методы сбора коммерческой информации:
1. Кабинетные исследования- оценка существующей информации , предназначенной для других целей и уже содержащиеся;
2. Полевое исследование- метод сбора и оценки информации непосредственно об объекте исследования, регистрируемой путём опроса, эксперимента и наблюдения.
Наблюдение- метод сбора и оценки коммерческой информации путём пассивной регистрации действий и поступков людей
Эксперимент- метод сбора информации путём активного вмешательства исследователей определенные процессы с целью установить взаимосвязи между событиями
Опрос- метод сбора ком информации путём выяснения субъективных мнений, предпочтений и установок людей в отношении какого либо объекта. ( личное интервью, телефонный опрос.
Фокусирование- всестороннее дискуссионное обсуждение проблемы с отобранной группой людей, проводимое модератором с целью установления качественных параметров поведения потребителей (7-12 чел)
Панель- панельный опрос- повторяющийся сбор данных в одной и той же группе людей, на одну и ту же тему с целью контроля происходящих изменений в поведении потребителей под воздействием внешней среды.
Виды коммерческой информации:
1. Информация о покупателях и мотивах покупки: численность населения, плотность, возраст, пол, доходы..- эту информация получается в процессе сегментирования; информация о требованиях рынка к товару. Она необходима для правильного выбора товаров и услуг, которые будут предложены покупателю ; информация о конъюнктуре рынка: соотношение спроса и предложения ; информация о конкурентной среде ; информация о потенциальных возможностях торгового предприятия и его конкурентоспособность.
Понятие коммерческой тайны:
Любая информация становится коммерческой тайной, когда проявляет интерес для коммерции.
Коммерческая тайна-это преднамеренно скрываемый эконом интересы и сведения о различных сторонах и сферах деятельности
В торговых предприятиях коммерческой тайной являются сведения, касающиеся торговых отношений: организация и размеры оборота, состояние рынков сбыта, сведения о поставщиках, секретность названных сведений защищает предприятия от недобросовестной конкуренции.
Документы, содержащие ком секреты могут иметь гриф: конфиденциально, остро конфиденциально, а также конфиденциально- только адресату . Для обеспечения сохранности информации на предприятии обязательно должен быть письменный приказ руководителя, устанавливающий перечень сведений, составляющих ком тайну.
Виды документов, которые не могут составлять коммерческую тайну:
1. Устав;
2. Документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью: удостоверения, лицензии и патенты
3. Отчеты о финансово-хозяйственной деятельности
4. Документы о платежеспособности
5. Списки персонала: информация о сотрудниках и полная
6. Договоры купли продажи
7. Списки клиентов и продавцов
8. Данные о цене товаров
Каждый работник должен быть обучен правилам хранения и обращения с секретной информацией, а также знать ответственность за нарушение Ее сохранности. А руководитель предприятия должен осуществлять контроль за службами внутренней безопасности и персонала.
Система мер по защите коммерческой информации включает:
1. Определение перечня сведений, составляющих ком тайну;
2. установить сроки секретности;
3. определить носителей ком информации;
4. разработка схем и работ с конкретными сведениями в конкретных носителях;
5. каждый сотрудник независимо от своего положения должен обладать только той информацией, которая необходима ему;
6. необходим строгий контроль за допуском персонала к секретным документам;
7. необходимо разработать систему поощрения для всех работников, имеющих доступ к ком информации.
Информацию, которая используется в предпринимательской деятельности, можно, достаточно условно, разделить на три основных направления:
- предпринимательская,
- правовая,
- специально-оперативная.
Предпринимательская информация включает сведения о состоянии экономической системы, в которой действует предприниматель, о факторах, которые могут положительно или отрицательно повлиять на сферу его хозяйствования.
Правовая информация - это сведения о действующем законодательстве, о законах и правовых актах, которые регулируют и охраняют деятельность предпринимателей.
Специально-оперативная информация состоит из сведений о способах, силах и средствах обеспечения безопасности предпринимательской информации от доступа третьих лиц.
Утечка информации - одна из главных проблем в работе с информационными потоками как крупной, так и небольшой фирмы. Анализ анкет предпринимателей позволил выявить основные причины утечки информации в практике малого бизнеса:
- отсутствие «защиты», не говоря уже о нескольких степенях;
- пренебрежение конфиденциальностью информации в пользу ее целостности;
- «экономия» средств на обеспечении безотказной работы наиболее важных узлов своей информационной системы;