Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Структура мотивации предпринимательской деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Экономические мотивы предпринимательской деятельности внешне выступают как:

- имущественные мотивы, побуждающие людей к сохранению либо расширению перечня объектов владения, распоряжения, пользования, к поддержанию, укреплению вертикали предпринимательской власти и росту их административного ресурса;

-  трудовые мотивы, побуждающие людей к достижению успехов в профессиональном труде, росту личной профессиональной конкурентоспособности, усилению личных конкурентных преимуществ и преодолению личных конкурентных недостатков;

- финансовые мотивы, побуждающие людей к получению финансовой выручки, либо к ее увеличению в результате успешного проведения сделок.

К предпринимательской деятельности людей подталкивают не только экономические мотивы, но и другие. Так, в число социальных мотивов предпринимательского поведения входят:

-  инициирование форм социального общения (социальных коммуникаций) как способ реализации, поддержания и усиления собственной социальной энергетики;

-  достижение успеха в обществе на законных основаниях, поддержание правовой адекватности, подчинение «дела» применяемым нормам права в сочетании с инициированием улучшения этих норм;

-  публичная презентация личных конкурентных преимуществ и достижений;

- формирование и укрепление положительной репутации в глазах окружения;

-  приобретение социальных знаний, умений, навыков, в том числе использование чужого опыта в собственной деятельности и обучение на чужих ошибках;

- обретение социального, в том числе правового комфорта.

Социальные мотивы предпринимательского поведения отражают социальное начало в природе людей, потребности в социальных коммуникациях, стремление к социальной адекватности, общественному признанию. Социальное общение всегда инициируется определенными людьми, которые самостоятельно предпринимают шаги для создания необходимых форм такого общения. Поэтому социальная мотивация предпринимательского поведения содержится в постоянной эволюции социальных коммуникаций.

Психологические мотивы предпринимательской деятельности отражают потребность многих людей в эффективной самореализации, развитии личностных качеств, осознании собственной личности, самоутверждении в деловых отношениях, оптимизации межличностных контактов и формировании психологической устойчивости. Посредством предприимчивого поведения люди формируют механизмы эмоционального взаимодействия с другими людьми, развивают в себе такие качества, как настойчивость, уверенность в себе, внимание, воля, аккуратность, открытость, терпение, последовательность в действиях и др.


И, наконец, в основе гуманистической мотивации людей к предпринимательской деятельности лежат их потребности, имеющие этический, эстетический, идейный (концептуальный, общефилософский) характер. Гуманистические мотивы предприимчивости состоят в стремлении людей к этической, эстетической, идейной самореализации, обретению соответствующих форм адекватности на базе следования сложившимся представлениям и установленным порядкам, инициирования изменений для установления новых порядков и формирования новых представлений. Данные мотивы отражают потребности людей в актив ном поведении, доминировании, развитии, обретении комфорта в этической, эстетической, идейной областях.

Следует различать среди мотивов предпринимательского поведения мотивы-побуждения, то есть истинные, реальные мотивы, и мотивы суждения, то есть такие, которые провозглашаются предпринимателем, открыто им признаются. Последние можно называть предпринимательскими мотивировками.

В структуре мотивации российского предпринимателя можно выделить несколько основных вех:

1.  Острое или навязчивое желание выделиться, проявить себя, показать себя и свои способности.

2.  Стремление к независимости, неохота работать на «дядю», которые будто бы наживается на простых смертных.

3.  Стремление к ублажению свих потребностей в лидерстве.

4.  Отчаянная борьба за самовыражение, самореализацию и так далее.

Люди включаются в профессиональное предпринимательство, не только откликаясь на потребность быть предприимчивыми, но и на нужду, невозможность найти работу по найму, желание непременно быть предпринимателями, стремление к профессиональному развитию.

Каждый юридически свободный человек обладает правом выбора между профессиональным предпринимательством и профессиональным наемным трудом. Ведь можно работать предпринимателем, а можно учителем, можно вести предпринимательский бизнес, а можно, напротив, предприимчиво трудиться металлургом, проектировщиком или строителем метрополитена.

Выбор людьми предпринимательской профессии дополняется выбором предмета предпринимательства – предметной области или предметных областей экономики, определенного сектора или совокупности секторов рынка. Профессиональный предприниматель должен предстать перед своим окружением как специалист в своем деле. Таковым он становится, осуществляя профессиональные действия в тех предметных областях бизнеса, которые он счел необходимым освоить. Он выступает как предприниматель-специалист, ведущий бизнес на каком-либо одном, определенном секторе рынка, либо как предприниматель-универсал, предпочитающий диверсификацию своего бизнеса.


Мотивированный выбор между наемным трудом и предпринимательским бизнесом в пользу предпринимательства автоматически включает определение географии и предметного состава рынков, на которые решается вторгнуться новый субъект профессионального предпринимательства либо на которых он собирается закрепиться.

Изучение мотивов, установок, ценностных ориентаций поведения различных категорий и групп предпринимателей, например, по заказу самих предпринимательских структур, или же заинтересованных государственных органов, позволяет определить преобладающие тенденции в отношениях предпринимателей к своей деятельности, что очень важно для всего населения региона, страны. Создавая на основе подобного знания мотивов деловой активности систему стимулов, можно регулировать отношения в сфере предпринимательства, как со стороны самих предпринимателей, так и со стороны соответствующих государственных структур – представительной и исполнительной власти, что сегодня очень важно.

3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ

Государственное регулирование - один из ключевых факторов, определяющих инвестиционный климат и макроэкономические показатели в целом. Опыт зарубежных стран показывает, что для нормального функционирования рыночной экономики, с присущим ей многообразием форм собственности, необходима система государственного регулирования экономики страны в целом, а также ее отдельных отраслей.

В наследие от СССР государству досталась база, слабо соответствующая реалиям рыночной экономики и требовавшая реформ для создания в России здорового предпринимательского климата. Результатом осознания руководством страны данной проблемы стала современная экономическая модель государственного регулирования, которая является итогом продолжительной работы, направленной на реализацию подходов, призванных ослабить избыточное регулирование при начале и осуществлении предпринимательской деятельности, а также сократить разрешительные функции государства.

Взаимодействие представителей бизнеса и государственных органов происходит, как правило, в случае обращения бизнесмена за получением тех или иных документов (это могут быть разрешения, заключения, лицензия, регистрация) либо проверки предпринимательской деятельности со стороны проверяющих органов. В данном случае чрезмерные полномочия органов власти, низкая информированность предпринимателей о своих правах, отсутствие необходимых процедурных регламентов способствуют не только низкому развитию предпринимательства, но и служат основой для коррупции.


Признание недопустимости сложившейся обстановки в стране и радикальное определение новой экономической политики нашли свое отражение в издании Указа Президента Российской Федерации 1998 года «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства». Именно этот документ определил предпринимательство важнейшим фактором обеспечения экономического роста и занятости населения.

В течение 2000-х годов основная задача Правительства Российской Федерации заключалась в упрощении и четком регламентировании порядка создания субъектов предпринимательства, а также упрощении необоснованных ограничений, возникающих в процессе осуществления предприятиями хозяйственной деятельности, с целью решения поставленных задач был принят ряд законов.

С 2004 года с целью совершенствования основных мер государственного регулирования формируется новая нормативная база, направленная на упорядочивание мер, а именно лицензирование, уведомительный порядок и саморегулирование, контроль и надзор.

Основные меры, при помощи которых проводится совершенствование государственного регулирования, указаны в «Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы», а именно: лицензирование, уведомительный порядок осуществления предпринимательской деятельности, аккредитация, государственный контроль и надзор, саморегулирование.

Значительно сокращен перечень лицензируемых видов деятельности, унифицируются процедуры лицензирования отдельных направлений деятельности. Ввиду передачи контрольных и надзорных функций разным ведомствам усилена личная ответственность государственных служащих. В ходе процесса реформирования введены инструменты защиты прав предпринимателей при взаимодействии с проверяющими органами.

Сформированы правовые основы института саморегулирования, позволяющие существенно снизить степень вмешательства государства в деятельность предприятий и создающие условия для разработки стандартов и правил, отвечающих как профессиональным, так и публичным интересам. Создан институт уведомления о ведении предпринимательской деятельности. Начала свою работу Федеральная служба по аккредитации, также формируется единая национальная система аккредитации.

Перспективное направление - совершенствование процедуры обеспечения безбумажного (электронного) взаимодействия государства и предпринимателей, данный процесс определяет механизмы, позволяющие бизнесу в среднесрочное перспективе (2014-2017 годы) полностью отказаться от бумажного документооборота.


Государственное регулирование экономики - меры, направленные на воздействие государственных органов на макроэкономические процессы, происходящие в стране. Данные меры включают в себя фискальную и монетарную политику, осуществление внешнеэкономической деятельности государства и реализацию социальных программ.

Таким образом, можно определить цель государственного регулирования предпринимательской деятельности в странах с рыночной экономикой, которая заключается в создании благоприятных условий для постоянного функционирования предпринимательской среды.

Одна из основных задач правительства - поддержка и развитие предпринимательской деятельности. Повышению предпринимательской активности способствуют низкие налоги, также большое значение имеют государственные программы поддержки предпринимательства.

Одним из приоритетных направлений руководство страны считает развитие малых и средних компаний, а также диверсификацию рабочих мест и доходов.

Правительство прилагает усилия для устранения структурных барьеров с целью обеспечения дальнейшего развития малых и средних предприятий. Стратегия экономического развития на период до 2020 года особое внимание уделяет росту конкуренции и созданию благоприятных экономических условий, способствующих привлечению долгосрочных инвестиций.

В 2011 году правительством была поставлена задача по превращению России в одно из наиболее привлекательных государств для осуществления предпринимательской деятельности, были обозначены меры по улучшению инвестиционных условий для компаний, находящихся на территории страны (местных и иностранных). План по улучшению инвестиционного климата предусматривает широкий спектр политических реформ, включающий в себя упрощение условий ведения предпринимательской деятельности, упрощение регулирования, приватизацию, повышение конкуренции .

Однако в настоящее время имеет место тенденция возрастания доли государственного регулирования экономики и замедление в этой связи развития предпринимательской деятельности. Основными причинами сдерживания роста количества малых и средних предприятий являются как несовершенство правовой базы и налогообложения, так и финансово-кредитные механизмы, а также административные барьеры, и в первую очередь - коррупция.

В сентябре 2012 года аналитическая группа Всемирного экономического форума опубликовала рейтинг глобальной конкурентоспособности, в соответствии с которым Российская Федерация находилась на 67 месте из 144 и почти по всем показателям, характеризующим условия для ведения бизнеса и инноваций, ухудшила свои показатели (2010 год - 63-е место, 2011 год - 66-е место). Кроме того, отягчение ситуации наблюдалось в обозначенных властью приоритетных секторах. Аналогично предыдущим периодам, основными проблемами экономического развития страны представители бизнес среды выделили коррупцию, низкую эффективность государственного аппарата управления и высокие налоговые ставки. Помимо вышеуказанного, в 2012 году значительно возросли проблемы с возможностью привлечения финансирования и с квалификацией рабочего персонала.