Файл: Авторское право (Субъекты авторского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В соответствии с ч. 1 ст. 44 Конституции Российской Федерации[1] каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Настоятельная необходимость разработки проблем авторского права и его защиты в современный период определяется рядом факторов социально-экономического, нормативного и теоретического порядка.

Значительную актуальность этой проблеме придает широкое использование результатов творческой деятельности, которое сопровождается негативными последствиями, которые в настоящее время являются острой проблемой в связи с высоким уровнем незаконного использования этих результатов. Одним из самых распространенных правонарушений в сфере авторского права является воспроизведение контрафактных экземпляров произведений, а также фонограмм и их незаконная реализация. Все большую угрозу правообладателям представляет незаконное размещение произведений и фонограмм в телекоммуникационных сетях, в частности, в сети Интернет и сети сотовой связи.

Объекты авторского права и (или) смежных прав не могут приносить правообладателям прибыль, а государству налоги, если они не обеспечиваются специальной правовой охраной со стороны государственных органов.

В связи с этим к одной из важных задач в деятельности судов относится защита интеллектуальной собственности, составной частью которой являются авторское право. Особую роль в этом играет правоприменительная практика, которая является реальным механизмом защиты этих прав.

Действующее российское законодательства об авторском праве еще далекое от совершенства. Между тем, нормальное функционирование складывающейся в стране рыночной экономики требует от правоприменительных органов вдумчивого, взвешенного применения различных по своей природе, характеру, времени принятия, предмету регулирования норм права в области авторских прав. Следовательно, теоретическое осмысление проблем правового регулирования авторского права заложит прочные методологические основы формирования, судебной практики по данной категории гражданских дел.

В юридической литературе тема защиты авторских прав не является новой. В российской цивилистике на разных этапах ее развития постоянно уделялось внимание, как общим понятиям авторского права, так и защите авторских прав. Тем не менее, современная наука гражданского права не располагает специальными монографическими исследованиями, имеющими в качестве предмета изучения субъективных авторских прав. Что же касается отдельных теоретических положений и выводов по этим вопросам, то они сделаны попутно при изучении общих положений правового регулирования авторского права. С учетом этого они нуждаются в специальном освещении либо требуют уточнения, дополнения и развития.


Отмеченные выше обстоятельства и обусловили выбор темы курсовой работы.

Объектом исследования выступают социальные связи, формирующиеся в российском обществе в связи с субъектами и объектами авторского права.

Предметом исследования является предписания гражданского законодательства, определяющего правовые формы субъектов и объектов авторского права и ее защиты и возникающие на их основе соответствующие гражданско-правовые обязательства, а также имеющиеся на этот счет научные разработки в цивилистике.

Теоретической основой исследования указанных социальных и правовых явлений выступают изыскания на этот счет правоведов и ученых других общественных наук.

Методологической основой исследования является диалектический материализм в сочетании с частными приемами и способами познания явлений объективной реальности.

Цель исследования – изучить авторское право.

В соответствии с целью выполнения данной работы основные задачи разработки темы сводятся к тому, чтобы:

- раскрыть понятие авторского права;

- рассмотреть авторов произведений;

- исследовать соавторство;

- показать организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе;

- охарактеризовать понятие и признаки объектов авторского права;

- раскрыть виды объектов авторского права;

- показать ответственность за нарушение авторских прав.

Глава 1. Субъекты авторского права

1.1. Понятие авторского права

Авторское право - это установленное законодательством право некоторых лиц на произведения науки, литературы или искусства, созданные творческим трудом этих же или иных лиц.

Существуют и иные определения понятия "авторское право", однако главным в любом определении являются три элемента:

1) произведения науки, литературы и искусства признаются охраняемыми при некоторых условиях;

2) автору предоставляются личные неимущественные права на созданное им произведение;

3) автору или иным лицам предоставляются исключительные имущественные права на использование созданного автором произведения.

При рассмотрении авторского права очень важным оказывается принцип дуализма интеллектуальной собственности. Частный случай принципа дуализма интеллектуальной собственности для объектов авторского права имеет простую форму.


Принцип дуализма авторского права: нематериальные произведения науки, литературы и искусства объективно существуют только воплощенными в материальных объектах, в частности в товарах - вещественных или волновых.

Несмотря на простоту и очевидность этого принципа, он никогда не формулировался и не использовался при создании и совершенствовании национального законодательства и международных договоров. В результате многие положения международных договоров и национального законодательства оказываются по меньшей мере неточными. Приведем несколько показательных примеров.

В опубликованном официальном русском тексте ст. 2(1) Бернской конвенции установлено, что "термин "литературные и художественные произведения" охватывает все произведения в области литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой форме они не были выражены, как то: книги, брошюры и другие письменные произведения..."[2].

В этом положении нематериальный объект (произведение) отождествлен с материальным носителем, в котором это произведение воплощено (книги, брошюры и пр.). Много поколений разработчиков Бернской конвенции не смогли или не пожелали установить принцип дуализма авторского права, т.е. не установили различия между нематериальным объектом и его воплощением в материальном носителе.

Справедливости ради следует отметить, что в английском тексте Бернской конвенции при некоторой фантазии можно усмотреть неявные элементы принципа дуализма авторского права. Дело в том, что благодаря низкой квалификации русскоязычных работников Секретариата ВОИС официальный русский перевод Конвенции во многих местах оказался неверным. Например, в английском тексте Бернской конвенции говорится, что expression "literary and artistic works" shall include every production in the literary, scientifi c and artistic domain, whatever may be the mode or form of its expression, such as books, pamphlets and other writings. Смысл этой фразы совсем иной, чем в официальном русском переводе, поскольку речь идет о том, что выражение "произведение литературы и искусства" относится к любому производству в области литературы, науки и искусства. Именно в производстве нематериальные произведения воплощаются в материальных объектах, таких как книги, брошюры и иные письменные издания, что и соответствует принципу дуализма авторского права.

С точки зрения принципа дуализма авторского права вышеупомянутое положение Бернской конвенции следует понимать так: термин "литературные и художественные произведения" охватывает все произведения в области литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой форме они не были воплощены в материальных объектах, таких как книги, брошюры, рукописи и т.д.


В варианте перевода Бернской конвенции, размещенном на портале ВОИС[3], используется прямой перевод английского текста: "Термин "литературные и художественные произведения" охватывает любую продукцию в области литературы, науки и искусства, вне зависимости от способа и формы ее выражения, включая: книги, брошюры и другие письменные произведения".

Игнорирование принципа дуализма авторского права ведет и к иным проблемам. Например, в ст. 4 Бернской конвенции речь идет об изготовлении экземпляров произведений, а в ст. 6 Договора ВОИС по авторскому праву используются выражения "оригинал" и "экземпляр" произведения, причем в согласованном заявлении относительно этой статьи говорится, что выражения "экземпляры" и "оригинал и экземпляры" относятся исключительно к зафиксированным экземплярам, которые могут быть выпущены в обращение в виде материальных предметов.

С точки зрения принципа дуализма авторского права "экземпляр произведения" - это любой материальный объект, в котором выражено произведение, в том числе и товары, находящиеся в гражданском обороте.

В ранее действовавшем законодательстве под экземпляром произведения понималась копия произведения, изготовленная в любой материальной форме. В ст. 1268(1) Гражданского кодекса Российской Федерации сохранен тот же подход, что нельзя считать правильным, поскольку в действительности нет копий произведения, а могут быть копии товаров, в которых воплощены произведения.

С позиций принципа дуализма авторского права все эти положения и разъяснения получают простой и очевидный смысл: оригинал - это первое воплощение автором произведения на каком-либо носителе (на бумаге рукописным, машинописным или компьютерным способом, на компакт-диске, флеш-памяти и т.д.), а экземпляры - это товары, в которых воплощаются произведения, т.е. книги, брошюры, журналы и т.д.

1.2. Авторы произведений

Автором как основным субъектом авторских правоотношений может быть только физическое лицо, что соответствует общей норме п. 1 ст. 1228 ГК РФ и ст. 15 Бернской конвенции.

Статья 1257 ГК РФ указывает два критерия определения автора как субъекта правоотношений:

- пребывание автора в статусе гражданина. Термин "гражданин" используется в широком смысле и включает в себя как граждан Российской Федерации, так и иностранных граждан и лиц без гражданства;


- творческий труд по созданию произведения. Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личный творческий вклад в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.

Несмотряㅤ наㅤ тоㅤ чтоㅤ статьяㅤ 1257ㅤ ГКㅤ РФㅤ иㅤ п.ㅤ 1ㅤ ст.ㅤ 1228ㅤ ГКㅤ РФㅤ определяютㅤ автораㅤ какㅤ гражданина,ㅤ изㅤ данногоㅤ правилаㅤ имеютсяㅤ исключения.ㅤ Так,ㅤ доㅤ 3ㅤ августаㅤ 1993ㅤ г.,ㅤ т.е.ㅤ доㅤ вступленияㅤ вㅤ силуㅤ Законаㅤ обㅤ авторскомㅤ правеㅤ иㅤ смежныхㅤ правах,ㅤ авторскоеㅤ правоㅤ моглоㅤ принадлежатьㅤ юридическимㅤ лицам.ㅤ Согласноㅤ ст.ㅤ 6ㅤ Федеральногоㅤ законаㅤ отㅤ 18ㅤ декабряㅤ 2012ㅤ г.ㅤ Nㅤ 231-ФЗㅤ "Оㅤ введенииㅤ вㅤ действиеㅤ частиㅤ четвертойㅤ Гражданскогоㅤ кодексаㅤ Российскойㅤ Федерации"ㅤ (далееㅤ -ㅤ Вводныйㅤ закон)ㅤ авторскоеㅤ правоㅤ такихㅤ юридическихㅤ лицㅤ прекращаетсяㅤ поㅤ истеченииㅤ 70ㅤ летㅤ соㅤ дняㅤ правомерногоㅤ обнародованияㅤ произведения,ㅤ аㅤ еслиㅤ оноㅤ неㅤ былоㅤ обнародовано,ㅤ -ㅤ соㅤ дняㅤ созданияㅤ произведения.ㅤ Кㅤ соответствующимㅤ правоотношениямㅤ поㅤ аналогииㅤ применяютсяㅤ правилаㅤ частиㅤ четвертойㅤ ГКㅤ РФ.ㅤ Дляㅤ целейㅤ ихㅤ примененияㅤ такиеㅤ юридическиеㅤ лицаㅤ считаютсяㅤ авторамиㅤ произведений.

Статьяㅤ 1257ㅤ ГКㅤ устанавливаетㅤ презумпциюㅤ авторстваㅤ лица,ㅤ указанногоㅤ наㅤ оригиналеㅤ илиㅤ экземпляреㅤ произведения.ㅤ Авторㅤ произведенияㅤ илиㅤ инойㅤ первоначальныйㅤ правообладательㅤ определяетсяㅤ вㅤ соответствииㅤ сㅤ законодательством,ㅤ действовавшимㅤ наㅤ моментㅤ созданияㅤ произведения,ㅤ чтоㅤ предусмотреноㅤ ст.ㅤ 5ㅤ Вводногоㅤ закона.

Вместеㅤ сㅤ темㅤ согласноㅤ п.ㅤ 27ㅤ Постановленияㅤ Пленумаㅤ Верховногоㅤ Судаㅤ РФㅤ отㅤ 19ㅤ июняㅤ 2010ㅤ г.ㅤ Nㅤ 15ㅤ "Оㅤ вопросах,ㅤ возникшихㅤ уㅤ судовㅤ приㅤ рассмотренииㅤ гражданскихㅤ дел,ㅤ связанныхㅤ сㅤ применениемㅤ законодательстваㅤ обㅤ авторскомㅤ правеㅤ иㅤ смежныхㅤ правах"ㅤ вㅤ случае,ㅤ еслиㅤ произведениеㅤ былоㅤ созданоㅤ доㅤ 3ㅤ августаㅤ 1992ㅤ г.,ㅤ вопросㅤ оㅤ том,ㅤ ктоㅤ являетсяㅤ обладателемㅤ правㅤ наㅤ него,ㅤ следуетㅤ решатьㅤ вㅤ соответствииㅤ сㅤ нормамиㅤ ГКㅤ РСФСРㅤ 1964ㅤ г.ㅤ Еслиㅤ произведениеㅤ былоㅤ созданоㅤ послеㅤ 3ㅤ августаㅤ 1992ㅤ г.,ㅤ ноㅤ доㅤ 3ㅤ августаㅤ 1993ㅤ г.,ㅤ вопросㅤ оㅤ том,ㅤ ктоㅤ являетсяㅤ обладателемㅤ правㅤ наㅤ произведение,ㅤ следуетㅤ устанавливатьㅤ поㅤ нормамㅤ Основㅤ гражданскогоㅤ законодательстваㅤ Союзаㅤ ССРㅤ иㅤ республикㅤ 1991ㅤ г.