Файл: Кадровая стратегия современной организации. Общие особенности кадровой стратегии малых предприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Особенности кадровой стратегии малых предприятий

Согласно Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ субъектами малого предпринимательства являются (ст. 4) [2] потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), индивидуальные предприниматели, которые удовлетворяют следующим условиям:

- в уставном капитале таких организаций доля государства, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, так же как и доля одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства.

- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек.

- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.

Для предприятий малого бизнеса характерны следующие особенности управления персоналом. [6]

- комплексный характер деятельности работников и гибкая организация труда без четкого функционального разделения между административным и производственным персоналом;

- отсутствие многоуровневой организационной структуры приводит к тому, что карьера заключается в расширении и усложнении функциональных обязанностей, росте профессионализма, увеличении заработной платы, а не повышению в должности;

- относительно более высокая информированность работников;

- меньшая степень бюрократичности в работе, индивидуальный подход к каждой ситуации и работнику в силу отсутствия многих правил и документов по регламентации деятельности;

- отсутствие организационного обучения обусловлено: недооценкой необходимости; нехваткой средств; неопределенностью перспектив предприятия; низкой оценкой существующих курсов обучения;

- предприятие предъявляет повышенные требования к личным качествам работника, т.к. коллектив быстрее подвергнет гонению того, чьи качества не соответствуют принятым нормам и ценностям предприятия;


- существующая безработица предоставляет руководителям возможность нанимать сотрудников за невысокую оплату труда, имеется возможность экономить на социальных льготах, обучении, условиях труда и т.д. Отсутствие высокой квалификации у работников снижает уровень их претензий.  Боясь потерять работу, многие добровольно идут на такие ущемления;

- принципы отбора персонала иногда ориентированы не на прямые, а на косвенные доказательства профессиональной пригодности работника;

- предприятие стремится получить работника, обладающего специфическим капиталом в виде личных знакомств, должностных контактов и неформальных связей, которые в дальнейшем принесут предприятию дополнительные заказы и предложения;

- практически на всех предприятиях малого бизнеса отсутствуют коллективные договоры, профсоюзы, которые смогли бы оказать давление на администрацию в защиту интересов работников. Единственный документ, регулирующий отношения работодателя с работниками — Трудовой кодекс РФ.

- место работы и место жительства находятся близко друг к другу;

- работники объединяются вне работы, что способствует укреплению отношений в коллективе;

- близкие отношения между работодателем и персоналом позволяют легче решать проблемы;

- достижения работников быстрее признаются и вознаграждаются;

- у персонала предприятия больше возможностей проявить себя в различных должностях;

- работники могут принимать участие в процессе принятия решений;

- заработная плата может быть сравнима с оплатой труда, которую платят на больших предприятиях;

- участие в доходах предприятия;

- работники могут стать акционерами или партнерами.

Наряду с общими особенностями управления персоналом предприятия малого бизнеса существуют различия на предприятиях разных сфер деятельности.

В производственных организациях сложная структура персонала: администрация, специалисты, производственные рабочие. Следовательно, этим предприятиям необходимо использовать более разнообразные методы стимулирования и вознаграждения за труд. Другие виды стимулирования, такие, как карьерный рост, обучение за счет предприятия, участие в доходах или собственности, практически отсутствуют. Производственные фирмы в основном имеют дело с рабочими специальностями, что упрощает методы отбора работников и их оценку. Там более заметны статусная дифференциация работников и противоречия интересов, что ведет к повышению уровня конфликтности.


В целом управление персоналом предприятия малого бизнеса представляет собой мало упорядоченный порядок действий. Однако комплексный характер деятельности работников и подчиненность всех функций одному лицу создают предпосылки для возникновения системного подхода к управлению персоналом.

На предприятиях малого бизнеса, как правило, нет специальных кадровых служб. Работой с персоналом занимается либо руководитель организации, либо сотрудник, которому эта работа поручена. [7]

Функции управления персоналом малого предприятия как правило ограничены следующими основными видами деятельности:

- формирование состава персонала; подбор, отбор и наем персонала, адаптация персонала, увольнение;

- обучение и развитие работников;

- оценка результатов работы персонала и вознаграждение за труд;

- делопроизводство в управлении персоналом.

Результатом правильной кадровой политики руководителя малого предприятия является сплочённость коллектива, взаимопонимание между руководством и подчинёнными, малый коэффициент текучести кадров. Это, в свою очередь, приводит к стабильности фирмы, её возможности противостоять трудностям рынка.

Таким образом, в заключение первой главы можно сделать следующие выводы:

1. Кадровая политика организации — генеральное направление кадровой работы, совокупность принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, на создание квалифицированного и высокопроизводительного сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учетом стратегии развития организации и стратегии управления ее персоналом. В зависимости от уровня влияния управленческого аппарата на кадровую ситуацию организации выделяются следующие виды кадровой политики: пассивная, реактивная, превентивная и активная.

2. Особенности кадровой политики малых предприятий заключаются в следующем. Во-первых, на таких предприятиях, как правило, наблюдается тесное сотрудничество работников с руководством. Во-вторых, почти на всех малых предприятиях отсутствует служба управления персоналом. В-третьих, отсутствует и кадровая документация, которая является обязательной для средних и крупных предприятий. В-четвертых, Обучение и повышение квалификации работники, как правило, проводят за свой счёт и по своему желанию. В-пятых, к основным материальным методам мотивации персонала небольших предприятий относятся: заработная плата, конкурентоспособная с другими предприятиями, премии и надбавки, участие в прибылях. Кроме того, для того, чтобы повысить желание сотрудников эффективно трудиться, руководитель компании может использовать нематериальные методы мотивации труда, а именно: улучшать условия труда, создаёт благоприятный климат в коллективе, давать свободу действий работнику (доверие руководителя располагает к эффективной работе), проявлять интерес к результатам работы каждого сотрудника и т.д.


2. Практические аспекты кадровой стратегии ООО «АВТОРАЙ»

2.1. Характеристика исследуемой компании

Общество с ограниченной ответственностью ООО «АВТОРАЙ» работает с 2005 года. Основными направлениями деятельности предприятия является реализация автозапчастей. Уставный фонд предприятия составляет 800 тыс. руб. Общество осуществляет свою деятельность в соответствие Гражданским кодексом, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Уставом предприятия.

Согласно Уставу предприятия Основными целями Общества являются наиболее полное и качественное удовлетворение потребностей предприятий и граждан в продукции, работах, услугах, производимых Обществом и получение в результате своей деятельности прибыли.

Миссия предприятия - индивидуальный подход к каждому заказу и внимательное отношение к каждому клиенту.

Главные принципы, на которых строится деятельность ООО «АВТОРАЙ»: профессионализм, открытость к сотрудничеству, постоянный поиск максимально эффективных решений, стремление к развитию, ответственность за свои действия.

Организационная структура предприятия представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Организационная структура управления предприятием ООО «АВТОРАЙ»

Для предприятия характерна иерархическая организационная структура, построенная по функциональному принципу. Высшим звеном управления является генеральный директор. Ему подчиняются следующие службы: бухгалтерия (возглавляет главный бухгалтер), СВА (служба внутреннего аудита, планирования и анализа, отдел продаж (сбыта) и отдел складских операций (ими руководит коммерческий директор).

2.2. Анализ состава, структуры и эффективности использования персонала

Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами предприятия ООО «АВТОРАЙ» в соответствие с нормой численности представлен в таблице 1:

Таблица 1

Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.

Категории персонала

По отчёту (2016)

По плану (2016)

Фактически за 2016 год

Фактически в процентах

По отчёту (2017)

По плану (2017)

Фактически в процентах

По отчёту (2018 (9 месяцев))

Всего

25

29

27

К плану

К предыдущему году

32

35

К плану

К предыдущему году

30

В т.ч. основная деятельность

25

29

27

86,2%

92,6%

32

35

91,40%

128%

30

Из неё:

Руководители

6

6

6

100,0%

100,0%

6

6

100,00%

100%

6

Специалисты при руководстве (юрист, секретарь)

2

2

2

100,0%

100,0%

2

2

100,00%

100%

2

Специалисты по продажам

5

7

7

71,4%

71,4%

8

9

88,90%

160%

8

Рабочие склада

7

8

7

87,5%

100,0%

10

10

100,00%

143%

7

Продолжение таблицы 1:

Бухгалтеры -экономисты, аудиторы

4

5

4

80,0%

100,0%

5

6

83,30%

125%

5

Обслуживающий персонал (грузчики)

1

1

1

100,0%

100,0%

1

2

50,00%

100%

2


Анализ данных таблицы позволяет сделать вывод о том, что численность персонала организации имела тенденцию роста на протяжении всего рассматриваемого периода. За 2017 год численность персонала возросла 28 %. Наиболее существенно возросла численность специалистов по продажам на 60%, специалистов склада на 43% и работников бухгалтерии и службы внутреннего контроля на 25%. Увеличение численности персонала связано с расширение деятельности компании, увеличением объема продаж. Вместе с тем сопоставление фактических данных с плановыми выявило недостаток специалистов по продажам (2 человека) и грузчиков (1 человек). На практике это приводит к увеличению нагрузки на персонал, выполнению дополнительных обязанностей не соответствующих должностным инструкциям и увеличению продолжительности рабочего времени. По итогам 9 месяцев 2018 года на предприятии наблюдается недостаток сотрудников в количестве 14,3% от общей численности. Наблюдается нехватка специалистов по продажам, склада и работников бухгалтерии. Анализ численности персонала по данным статьям за 2015 – 2017 год показывает, что предприятию данных сотрудников нахватало всегда. Также необходимо отметить, что на предприятии всегда фактическая численность персонала была ниже запланированного количества. В 2015 году недостаток составил – 4 человека, в 2016 г. – 2 чел., в 2017 г. – 3 чел. По итогам деятельности предприятия за 9 месяцев 2018 года фактическая численность персонала ниже планового показателя на 5 человек. Данная ситуация свидетельствует о том, что на предприятии существуют трудности с подбором кадров, возможно что сотрудники не удовлетворены на своей работой и системой мотивации на предприятии и поэтому увольняются, еще одной причиной может быть отсутствие должных усилий руководства предприятия по формированию корпоративной культуры, которая могла бы способствовать формированию престижа работы на данном предприятии.

В процессе анализа необходимо изучить изменение структуры персонала предприятия по следующим показателям:

Таблица 2

Анализ изменения структуры трудовых ресурсов

Категории персонала

Структура персонала

За 2015 год

За 2016 год

За 2017 год

За 9 месяцев 2018 г.

Кол-во, чел.

Уд. вес, %

Кол-во, чел.

Уд. вес, %

Кол-во, чел.

Уд. вес, %

Кол-во, чел.

Уд. вес, %

В т.ч. основная деятельность

27

100%

25

100%

32

100%

30

100%

Из неё:

Руководители

6

22%

6

24%

6

19%

6

20%

Специалисты при руководстве (юрист, секретарь)

2

7%

2

8%

2

6%

2

7%

Специалисты по продажам

7

26%

5

20%

8

25%

8

27%

Специалисты склада

7

26%

7

28%

10

31%

7

23%

Бухгалтеры-экономисты, аудиторы

4

15%

4

16%

5

16%

5

17%

Обслуживающий персонал (грузчики)

1

4%

1

4%

1

3%

2

7%