Файл: Цифровые платформы и сервисы. Типизация цифровых платформ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цифровая экономика создает экосистемы, в которой разные компании постоянно взаимодействуют друг с другом, оцифровывая экономику и из-за этого происходит цифровая трансформация. Цифровая трансформация — это процесс интеграции цифровых технологий во все аспекты бизнес-деятельности, требующий внесения коренных изменений в технологии, культуру, операции и принципы создания новых продуктов и услуг. Ключевым инструментом цифровой трансформации является цифровая платформа

1.2 Преимущество и недостатки цифровизации экономики.

Вследствие цифровых технологий упрощается повседневная жизнь людей, меняются производственные отношения, устройство экономики и образования, возникают новые требования к коммуникациям, вычислительным мощностям, развиваются информационные системы и сервисы. Однако, развитие цифровой экономики влечет за собой такие риски.

К преимуществу можно отнести:

1)Рост производительности труда. Компьютеры берут на себя монотонную работу, которая занимает у человека много времени. Работники занимаются более важными для них вещами и не забивают себе лишний раз голову. Например, бухгалтеры 90-х годов помнят, как долго они рассчитывали зарплату, а потом составляли и печатали отчеты. На это у них уходило несколько дней, если не приходилось исправлять. Теперь у каждого бухгалтера есть компьютер с установленной на него 1С, которая сама рассчитывает зарплату, считает премию и автоматически составляет отчет в соответствии с правилами. Вместо нескольких дней жёстких расчётов бухгалтер потратит несколько часов.

2)Снижению издержки. В общественном транспорте вместо кондукторов на поручнях висят специальные терминалы, к которому прикладываются транспортные или банковские карты, чтобы оплатить проезд. На входе в метро стоят турникеты со считывателем проездных. Заказы в интернет-магазинах обрабатывают программы, а не кассиры. Во всех трех ситуациях автоматизировали процессы за счёт специального оборудования. Организации поставили его вместо обученного человека, потому что электронике не нужно платить зарплату, она не устаёт и тратит меньше денег.

3)Появлению новых рабочие места. Когда оборудование занимает рабочее место человека, в мире появляются новые рабочие места. Яндекс.Такси сделал приложение, которое самостоятельно принимает заказы, а потом передает их водителю. Сначала в их штате было 6 000 таксистов. Через 2 года таксистов стало 60 000. Приложение заменило диспетчеров на линии, и Яндекс стал платить их зарплату новым таксистам.


4)Цифровизация денежных средств. Чтобы сделать покупку деньгами на банковской карте в 2009, нужно было найти банкомат и снять деньги со счёта. А оплачивать покупки или налоги через интернет было просто нельзя. За 10 лет всё поменялось. Теперь даже в маленьких продуктовых магазинах есть терминал для приёма карт. Заказы в интернет-магазинах можно оплатить по номеру карты и CWW-коду или через электронный кошелёк. Коммунальные счета оплачивают через онлайн-банк. Деньги перестали быть только материальным предметом. Они появились и в абстрактном, цифровом мире.

5)Развитие фриланса. За каждый выполненный заказ фрилансеру на электронный счёт приходит гонорар. Ему не надо устраивать дополнительную встречу с клиентом, чтобы тот отдал ему деньги. Не дай бог, если заказчик работает в другом городе или стране. Удобный перевод денег развил фриланс от тёмного занятия до прибыльной работы. Люди перестали ограничивать себя одним городом или регионом, потому что им не надо тратить своё время, чтобы забрать гонорар. Деньги придут фрилансеру на счёт. Снятие границ увеличило количество заказов. Фрилансер из России без ограничений может работать на американскую фирму или работать на курорте.

К недостаткам можно отнести:

1. Проникновение посторонних информационных технологий во все аспекты жизни и деятельности, существенно ограничивает наш суверенитет и повышает его уязвимость.

2. Возникает реальная опасность для национальной кибербезопасности: финансов, транспортной и энергетической инфраструктуры, управления экономикой, социального «инжиниринга» и моделирования.

3. Существенно увеличивается количество людей, которые теряют работу из-за роботизации фирм и компаний. Большое количество нынешних специальностей и компетенций, за не востребованностью, вовсе пропали.

4. Снижение человеческих и кадровых возможностей. Существенная часть людей, с большой долей вероятности не справиться с “современной” работой в виду своей неподготовленности.

2 Понятие и виды цифровых платформ.

2.1 Определение цифровых платформ.

Определений цифровой платформы больше количество и вот некоторые из них.

Цифровая платформа — это бизнес-модель, полностью основанная на высоких технологиях, которая создает прибыль за счет обмена между двумя или более независимыми группами участников.


Цифровая платформа — это цифровая форму организации взаимодействия между поставщиками и потребителями с целью минимизации трансакционных издержек при поиске партнеров, товаров, услуг, организации платежей, заключении контрактов, контроле исполнения договоренностей, оценке репутации отраслевых участников и т.д.

Цифровая платформа — это гибридные структуры, ориентированные на формирование взаимовыгодных взаимоотношений значительного количества независимых экономических агентов, осуществляемых в едином информационном пространстве и направленных на создание ценности путем обеспечения прямого взаимодействия и осуществления трансакций между несколькими группами сторонних пользователей.

2.2 Типизация цифровых платформ

Предложенная типизация цифровых платформ носит достаточно общий характер в том смысле, что реально существующие и создаваемые цифровые платформы могут не в полной мере соответствовать тем или иным выделенным выше признакам и свойствам. Кроме того, зачастую понимание сущности той или иной цифровой платформы затруднено тем, что один игрок рынка может одновременно реализовывать несколько цифровых платформ разного типа, но с точки зрения маркетинга делать это под одним брендом.

Инструментальные цифровые платформы включены в состав экосистем инфраструктурных цифровых платформ, а инфраструктурные цифровые платформы, в свою очередь, обеспечивают функционирование прикладных цифровых платформ в разных отраслях экономики.

1)Инструментальные цифровые платформы обеспечивают доступ широкому кругу разработчиков программных или программно-аппаратных решений к сквозным цифровым технологиям работы с данными благодаря тому, что содержат в себе средства технической реализации данных технологий и документированные интерфейсы доступа к таким средствам. Тем самым, за счёт использования инструментальных цифровых платформ сокращаются сроки разработки программных или программно-аппаратных средств и снижается в целом их себестоимость: путём многократного переиспользования один раз разработанного и постоянного поддерживаемого инструментария работы с данными.

Назначение платформы (вид деятельности), которая выполняется на основе инструментальной цифровой платформы, – разработка и отладка прикладных программных или программно-аппаратных средств обработки информации на основе одной или нескольких сквозных технологий работы с данными.


Основными участниками отношений, связанных с инструментальной цифровой платформой, являются: разработчик/владелец программного или программно-аппаратного комплекса в основе платформы.

Основным бенефициаром деятельности на основе инструментальной цифровой платформы является разработчик прикладных программных или программно-аппаратных средств, так как он определяет технические требования к возможностям платформы и применяет её для разработки средств

Общеизвестными примерами инструментальных цифровых платформ являются: Java, «платформа x86-64», DBaaS (любые конкретные реализации модели предоставления средств СУБД, как сервис), Android, Ios.

2)Инфраструктурная цифровая платформа.

К технологическим элементам экосистемы цифровой инфраструктурной платформы относятся: источники информации, средства доставки информации, средства хранения, агрегации и обогащения информации, инструментальная цифровая платформа (или комплекс таких платформ) и инфраструктура для её развёртывания, ИТ-сервисы (программные решения на базе инструментальной цифровой платформы), средства разработки, отладки и интеграции ИТ-сервисов с платформой и между собой.

Под ИТ-сервисом (отраслевым ИТ-сервисом) в контексте определения инфраструктурной цифровой платформы понимается специализированное программное решение, которая создаться и функционирует в рамках экосистемы инфраструктурной цифровой платформы, решающее профильные задачи субъекта экономики на основе информации в цифровом виде, накапливаемой в хранилище инфраструктурной цифровой платформы, и получаемой как от предприятия-потребителя сервиса, так и из внешних источников. Ускоренный вывод на рынок ИТ-сервисов в рамках экосистемы достигается за счёт: пере-использования уже существующих функций и интерфейсов для обработки информации.

Основными участниками отношений, связанных с инфраструктурной цифровой платформой, являются: оператор платформы, поставщики информации, разработчики прикладных ИТ-сервисов на основе сервисов платформы и источников информации, потребители решений в различных отраслях экономики. Оператор платформы выполняет в том числе функции: управления отношениями с владельцами источников информации, оперирования хранилищем данных платформы и соответствующей моделью данных, поддержки бизнес-процессов платформы для разработчиков.

ИТ-сервисов (консультирование, отладка, развёртывание и др.), управления отношениями с разработчиком инструментальной цифровой платформы (консолидация и передача требований к развитию, обновления и др.).


Основным видом деятельности, который осуществляется на основе инфраструктурной цифровой платформы, является предоставление отраслевым потребителям прикладных решений по автоматизации их деятельности (ИТ-сервисов).

Основным бенефициаром деятельности является заказчик ИТ-сервисов, определяющий соответствующие функциональные требования к сервису.

3)Прикладная цифровая платформа. Обмен ценностями в рамках такого типа платформы происходит между поставщиками и потребителями тех или иных производственных ресурсов или товаров/услуг в данной отрасли экономики.

Применение прикладных платформ снижает транзакционные издержки в экономике за счёт того, что обеспечивает доступ потребителям к информации о производственных ресурсах или товарах/услугах, а также позволяет предоставлять дополнительные возможности как для поставщиков, так и для потребителей. При этом прикладная платформа является «связующим звеном», без которого потребители и поставщики не нашли бы друг друга.

Под транзакцией в данном случае понимается сделка (соглашение), с точки зрения информационных технологий описываемая в виде группы логически объединённых последовательных операций по работе с данными, обрабатываемая или отменяемая целиком.

Важными факторами этого типа : наличие сетевого эффекта (является ли процесс роста клиентской базы платформы саморазвивающимся: привлекают ли действующие пользователи прямо или косвенно новых пользователей), размер издержек, связанных с переходом пользователя с одной платформы на другую (насколько сложно для пользователя перейти с используемой платформы на новую, или насколько сложно пользователю использовать одновременно несколько платформ), наличие позитивных обратных связей между ростом базы потребителей и базы поставщиков (если потребителей стало больше, то приводит ли это к тому, что и поставщиков на платформе станет больше, и наоборот).

Основными участниками отношений, связанных с прикладной цифровой платформой, являются поставщики и потребители на конкретном отраслевом рынке, а также оператор платформы.

Основным видом деятельности, который осуществляется на основе прикладной цифровой платформы, является обмен ценностями между поставщиками и потребителями.

Основным бенефициаром деятельности является потребитель, который получает товар/услугу или доступ к производственному ресурсу в заданной отрасли экономики с меньшими транзакционными издержками и по более конкурентной цене.