Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса (Анализ и изучение конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Развитие информационных технологий изменило наши жизни, они стали неотъемлемой частью практически любой работы, незаменимым залогом успеха и конкурентоспособности любого предприятия и, зачастую, единственным способом эффективной экономии времени и денег в любой сфере жизни.

Цель курсовой работы – проектирование информационной системы для реализации бизнес-процесса «Анализ и изучение конкуренции» на примере компании «Пицца-LIVE».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • проанализировать текущую организацию бизнес-процесса анализа и изучения конкуренции в компании «Пицца-LIVE» и возникающего при этом документооборота;
  • выбрать и обосновать проектные решения по информационному и программному обеспечению;
  • составить информационную модель проектируемой информационной системы;
  • разработать базу данных и программные модули ИС;
  • описать контрольный пример реализации проекта.

1 глава. Аналитическая часть.

1.1. Выбор комплекса задач автоматизации.

Основная сфера деятельности компании «Пицца-LIVE» - изготовление и доставка пиццы и прохладительных напитков. Данная сфера является высоко-конкурентной. Практически еженедельно открываются новые службы доставки готовых блюд японской, итальянской и китайской кухни, поэтому бизнес-процесс анализа и изучения конкуренции является очень важным для компании. Чтобы выдержать конкурентную борьбу и выйти победителем необходимо постоянно мониторить рынок и наиболее серьезных конкурентов, выявлять их сильные стороны и свои слабые, для принятия соответствующих управленческих решений.

Анализом и изучением конкуренции в компании «Пицца-LIVE» занимается отдел маркетинга и продвижения. В составе отдела трудится всего два сотрудника – маркетолога. В их функции помимо анализа и изучения конкуренции также входят разработка и ведение рекламных компаний, акций, маркетинговых исследований, продвижение компании и её услуг как онлайн, так и офлайн.

Основным источником информации о конкурентах являются общегородские справочники, результаты выдачи поисковых систем, контекстной рекламы, статьи в местных СМИ и т.д. После того, как маркетолог выявляет нового конкурента, он проводит его анализ, выделяет его сильные и слабые стороны, вносит данные о нем в общий каталог конкурентов. Помимо поиска новых конкурентов периодически (примерно раз в неделю) необходимо проверять изменения уже существующих конкурентов (изменения цен, ассортимента, новые акции и пр.).


По результатам анализа выдвигаются различные гипотезы и проводятся необходимые мероприятия, способствующие повышению конкурентоспособности компании «Пицца-LIVE».

1.2. Характеристика существующих бизнес-процессов.

Для анализа бизнес-процесса анализа и изучения конкурентов в компании «Пицца-LIVE» воспользуемся функционально-структурным моделированием этой деятельности. В качестве основной методологии построения функциональных моделей выступает IDEF0.

Методологию IDEF0 создали американские военные для того, чтобы более успешно тиражировать бизнес-процессы на предприятиях аэрокосмической промышленности. В свое время венные столкнулись с проблемой следующего типа.

При проектировании деятельности заводов было замечено, что каждый раз сотрудники выполняют одни и те же действия при проектировании подсистем управления, на что уходило много дополнительного времени и ресурсов. Поэтому возникла идея разработать новый язык, или чертеж, при помощи которого сотрудники могли бы описать типовые подсистемы управления и при создании нового завода использовать эти наработки. Язык, которые был создан для этих целей, лег в основу методологии описания бизнес-процессов на предприятиях IDEF0.

Данная методология описания бизнес-процессов предполагает указание не только входов и выходов, но дополнительных входов. Всего в данном стандарте выделяют три типа входа: первый так и называется вход, второй – управлением, а третий – механизмами.

Стандарт IDEF0 регламентирует с помощью входа (первый тип входных данных) показывать объекты, которые преобразуются в данным бизнес-процессе, это могут информационные и материальные потоки. С помощью управления (второй тип) показывают объекты, которые управляют выполнением бизнес-процессам. С помощью механизмов (третий тип) необходимо показывать объекты, которые непосредственно осуществляют данные бизнес-процесс: сотрудники, технические средства, информационный системы. На выходе бизнес процесса показывают результат выполнения данного бизнес-процесса.

На первом этапе построения IDEF0 модели система представляется как единое целое. Основная цель данного этапа – выявить входные и выходные данные, а также механизмы и правила для данной системы. Диаграмма данного этапа называется контекстной.


Контекстная диаграмма бизнес-процесса анализа и изучения конкуренции изображена на рисунке 1 (для построения диаграмм использовалось CASE- средство AllFusion Process Modeler 7)

Рисунок 1. Контекстная диаграмма

В качестве входных данных для исследуемого бизнес-процесса выступает информация о компаниях города, в качестве выходных – список конкурентов, отчет по конкурентам и список мероприятий в компании для увеличения её конкурентоспособности. Выполняет данный бизнес-процесс маркетолог компании (Механизм), выполняется он в соответствии с внутренними регламентами компании (правило).

Следующий этап построения функциональной модели – декомпозиция контекстной диаграммы на составляющие её бизнес-процессы. Диаграмма декомпозиции процесса анализа и изучения конкуренции представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Диаграмма декомпозиции

Анализ и изучение конкуренции состоит из трех основных этапов:

  • поиск новых конкурентов, то есть поиск компаний-конкурентов, которые недавно открылись и о них еще нет информации в базе данных;
  • анализ конкурентов;
  • формирование списка мероприятий, предназначенных для повышения конкурентоспособности компании.

1.3. Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи.

В процессе выполнения бизнес-процесса анализа и изучения конкуренции в компании «Пицца-LIVE» формируется три документа: список конкурентов, отчет по конкурентам и список мероприятий. На рисунках ниже (рисунки 3-5) приведены схемы документооборота для каждого из этих документов.

Рисунок 3. Схема документооборота для списка конкурентов

Рисунок 4. Схема документооборота для отчета по конкурентам

Рисунок 5. Схема документооборота для списка мероприятий

1.4. Обоснование проектных решений по информационному обеспечению.


Информационное обеспечение комплекса задач, которые поставлены перед данным проектом организовано в виде реляционной базы данных, в которой хранится вся информация, необходимая для автоматизации процесса анализа и изучения конкуренции.

Реляционная модель хранения данных представляет объекты предметной области и взаимосвязи между ними в виде таблиц. При этом все операции над информацией, хранимой в базе данных, сводится к манипулированию таблицами, а точнее, записями в них.

На этой модели данных базируются почти все современные СУБД для ПЭВМ. Существенными преимуществами реляционной модели данных являются простота представления данных, так как таблицы являются для этого привычной формой, естественный характер формирования запросов, так как они не привязаны жестко к заранее определенной структуре и высокая степень независимости данных, так как интерфейс пользователя не связан с деталями физической структуры памяти и стратегий доступа.

Достоинствами реляционной модели являются:

  • процесс проектирования баз данных наиболее формализован,
  • вследствие этого реляционная модель имеет более широкие возможности для проектирования баз данных.

Входными данными для проектируемой информационной системы автоматизации анализа и изучения конкуренции выступают данные о компаниях-конкурентах:

  • название;
  • телефон;
  • адрес;
  • дата открытия;
  • адрес сайта;
  • комментарий маркетолога;
  • слабые стороны;
  • тип конкурента;

Кроме того, по каждому конкуренту необходимо сохранять историю проводимых им маркетинговых акций:

  • описание;
  • дата запуска;
  • дата окончания;
  • тип акции.

Всего в информационной системе используется три справочника:

  • сотрудники (они же пользователи ИС);
  • типы конкурентов;
  • типы акций;
  • возможности (или особенности) конкурентов.

Выходными данными информационной системы автоматизации анализа и учета конкуренции выступают данные о конкурентах.

Для каждого конкурента, его акций и справочных данных используются кодификаторы, предназначенные для идентификации каждой записи в таблице БД.

Описание используемых классификаторов приведено в таблице 1.

Таблица 1

Используемые идентификаторы

№ пп

Наименование кодируемого множества объектов

Значность кода

Мощность кода

Система кодирования

1

Идентификационный номер конкурента

4

9999

Порядковая

2

Идентификационный номер акции

4

9999

Порядковая

3

Идентификационный номер сотрудника

4

9999

Порядковая

4

Идентификационный номер типа акции

4

9999

Порядковая

5

Идентификационный номер типа конкурента

4

9999

Порядковая

6

Идентификационный номер типа возможности конкурента

4

9999

Порядковая


1.5. Обоснование проектных решений по программному обеспечению.

Программное обеспечение – это совокупность программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты, в том числе: операционная система, системы программирования, инструментальные средства программиста, тестовые и диагностические программы, программные средства телекоммуникации, защиты информации, функциональное программное обеспечение (автоматизированные рабочие места, системы управления базами данных и т. п.).

Для реализации информационной системы автоматизации документооборота необходимо выбрать язык программирования для создания пользовательского интерфейса и систему управления базой данных для организации хранения информации в виде базы данных.

В качестве языка программирования был выбран язык Delphi.

Delphi 7 – язык программирования высокого уровня, имеющий следующие особенности:

  • набор операторов языка отражает принципы структурного проектирования и позволяет записывать достаточно сложные алгоритмы в лёгкой и элегантной форме;
  • синтаксис языка достаточно несложный и включает в себя возможности объектно-ориентированного программирования;
  • язык лёгок для изучения;
  • позволяет работать с базами данных;
  • позволяет составлять отчёты;
  • наличие компилятора с возможностью компоновки исполняемых файлов под операционные системы семейства Windows.

В качестве системы управления базами данных в текущей информационной системе была выбрана СУБД от компании Microsoft.

СУБД Microsoft Access наделена всеми возможностями, необходимыми для реализации информационной системы. Основным её достоинством стоит выделить то, что она входит в комплект офисных программ Microsoft Office, используемом в компании, а соответственно нет необходимости устанавливать дополнительное программное обеспечение.

2 глава. Проектная часть.