Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса (Анализ и изучение конкуренции).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Выбор комплекса задач автоматизации.
1.2. Характеристика существующих бизнес-процессов.
1.3. Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи.
1.4. Обоснование проектных решений по информационному обеспечению.
1.5. Обоснование проектных решений по программному обеспечению.
2.1. Информационная модель и её описание.
2.2. Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации.
2.3. Характеристика результатной информации.
2.1. Информационная модель и её описание.
Информационной моделью называют схему движения входной, промежуточной и результативной информации и функций предметной области. Также с помощью информационной модели объясняется с помощью каких входных данных (документов) и какой нормативно-справочной информации происходит выполнение основных функций. Информационная модель проектируемой ИС представлена на рисунке 6.
Рисунок 6. Информационная модель
В соответствии с составленной информационной моделью Пользователи могут может работать со всеми справочниками информационной системы.
Также пользователи могут добавлять данные о конкурентах и их акциях, просматривать и выгружать список конкурентов, формировать отчет.
2.2. Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации.
В информационной системе используются шесть справочников, характеристики которых приведены в таблице 2.
Таблица 2
Справочники информационной системы
№ п/п |
Название справочника |
Ответственный за ведение |
Средний объём справочника в записях |
Средняя частота актуализации |
Средний объем актуализации, % |
1 |
Пользователи |
Маркетолог |
2 |
1 раз в полгода |
50 |
2 |
Типы конкурентов |
Маркетолог |
10 |
1 раз в месяц |
10 |
3 |
Типы акций |
Маркетолог |
10 |
1 раз в месяц |
10 |
4 |
Возможности конкурентов |
Маркетолог |
50 |
1 раз в неделю |
5 |
За ведение всех справочников отвечает маркетолог, для каждого вида справочника своя частота актуализации и средний объем актуализации.
Реквизитный состав каждого справочника представлен в виде таблицы 3.
Таблица 3
Реквизитный состав справочников информационной системы
№ п/п |
Наименование справочника |
Перечень реквизитов |
1 |
Пользователи |
ФИО пользователя; логин; пароль; электронная почта; |
2 |
Типы конкурентов |
Наименование типа |
3 |
Типы акций |
Наименование типа |
4 |
Возможности (или особенности) конкурентов |
Наименование возможности |
Редактирование и ввод новых записей во все справочники осуществляется с помощью специальных форм.
На рисунке 7 изображена форма для работы с записями справочника «Пользователи».
Рисунок 7. Форма Пользователь
Перед сохранением данных проверяется наличие пользователей с таким же логином (каждый пользователь должен иметь уникальный логин), сложность введенного пароля (минимум одна цифра и один прописной знак).
Формы для работы с записями других справочников имеют аналогичный вид (Рисунок 8).
Рисунок 8. Форма для работы со справочниками «Тип конкурента», «Тип акции», «Возможности конкурента»
В качестве входных данных для информационной системы выступают данные о конкурентах и их акциях. Перечисленные входные данные создаются с помощью форм, расположенных на сайте. Внешний вид форм представлен на рисунках 9 (форма создания конкурента) и 10 (форма добавления акции).
Рисунок 9. Форма для создания конкурента
Рисунок 10. Форма добавления акции
Данные, введенные в формы, которые приведены выше, сохраняются в базе данных и используются для формирования выходных данных.
2.3. Характеристика результатной информации.
В качестве выходных данных выступает список конкурентов и отчет по конкурентам.
Подробное описание выходных данных в таблице 4.
Таблица 4
Описание результатной информации
Наименование |
Список конкурентов |
Отчет по конкурентам |
Реквизиты |
Наименование Телефон Адрес Сайт Тип конкурента Количество акций |
Наименование Тип конкурента Возможности (сильные стороны) Слабы стороны Активные акции Комментарий |
Таблицы, на основе которых формируется |
Конкурент Акции Тип конкурента |
Конкурент Акции Тип конкурента Тип акции Возможности |
Частота формирования |
По мере необходимости |
По мере необходимости |
Способ доставки |
Экранная форма, с возможностью выгрузки в файл Excel |
Экранная форма, с возможностью выгрузки в файл Excel |
2.4. Общие положения (дерево функций и сценарий диалога).
Базовый набор функций разработанной информационной системы можно изобразить в виде дерева, изображенного на рисунке 11.
Рисунок 11. Дерево функций
Выполнение функций разработанной информационной системы осуществляется с помощью ведения диалога с пользователем. То есть Пользователь информационной системы выполняет какие-то действия, а программа соответствующим образом на них реагирует. Сценарий диалога с пользователем представлен на рисунке 12.
Рисунок 12. Сценарий диалога
Началом диалога является запрос пароля пользователя для доступа в систему. После успешного прохождения авторизации пользователю предлагается выбрать задачу, которую он собирается решить: работа со справочниками, работа с конкурентами, работа с данными профиля пользователя. В зависимости от выбора пользователя ему открываются различные формы пользовательского интерфейса, предназначенные для решения выбранной задачи.
2.5. Характеристика базы данных.
В качестве системы управления базой данный для разрабатываемой информационной системы была выбрана СУБД Microsoft Access.
Для хранения всех необходимых данных была спроектирована и создана база данных, состоящая из 7 таблиц. ER-модель спроектированной базы данных представлена на рисунке 13.
Рисунок 13. ER-модель базы данных
Описание всех таблиц базы данных представлено в таблицах 5-11.
Таблица 5
Таблица users
Наименование поля |
Идентификатор поля |
Тип поля |
Длина поля |
Прочее |
Код пользователя |
id |
int |
4 |
AI |
ФИО пользователя |
fio |
varchar |
120 |
|
Пароль пользователя (в зашифрованном виде) |
password |
varchar |
120 |
|
Телефон пользователя |
phone |
varchar |
120 |
Таблица 6
Таблица competitors
Наименование поля |
Идентификатор поля |
Тип поля |
Длина поля |
Прочее |
Код конкурента |
id |
int |
4 |
AI |
Наименование |
caption |
varchar |
120 |
|
Телефон |
phone |
varchar |
120 |
|
Адрес |
address |
varchar |
120 |
|
Веб-сайт |
website |
varchar |
120 |
|
Дата открытия |
opendate |
datetime |
10 |
|
Комментарий |
comment |
varhar |
255 |
|
Слабые стороны |
weak |
longtext |
65655 |
|
Тип конкурента |
typeid |
int |
4 |
|
Сотрудник, добавивший конкурента |
authorid |
int |
4 |
Таблица 7
Таблица comptypes
Наименование поля |
Идентификатор поля |
Тип поля |
Длина поля |
Прочее |
Код типа |
id |
int |
4 |
AI |
Наименование |
caption |
varchar |
120 |
Таблица 8
Таблица actiontypes
Наименование поля |
Идентификатор поля |
Тип поля |
Длина поля |
Прочее |
Код типа |
id |
int |
4 |
AI |
Наименование |
caption |
varchar |
120 |
Таблица 9
Таблица features
Наименование поля |
Идентификатор поля |
Тип поля |
Длина поля |
Прочее |
Код возможности |
id |
int |
4 |
AI |
Наименование |
caption |
varchar |
120 |
Таблица 10
Таблица competitors_features
Наименование поля |
Идентификатор поля |
Тип поля |
Длина поля |
Прочее |
Код возможности |
featureid |
int |
4 |
|
Код конкурента |
competitorid |
int |
4 |
|
Комментарий |
caption |
varchar |
120 |
Таблица 11
Таблица actions
Наименование поля |
Идентификатор поля |
Тип поля |
Длина поля |
Прочее |
Код акции |
id |
int |
4 |
|
Название |
caption |
varchar |
120 |
|
Описание |
description |
TEXT |
65655 |
|
Дата запуска |
begindate |
datetime |
10 |
|
Дата окончания |
enddate |
datetime |
10 |
|
Тип акции |
typeid |
int |
4 |
|
Код конкурента |
competitorid |
int |
4 |
2.6. Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей).
Проект программы состоит из шести модулей:
- модуль Main.pas (главный модуль);
- модуль Konkur.pas (работа с данными конкурентов);
- модуль Report.pas (формирование отчетов);
- модуль Sprav.pas (работа со справочниками);
- модуль Connect.pas (настройки соединения с базой данных).
Подробное описание модулей представлено в виде таблицы 12.
Таблица 12
Описание модулей системы
№ п/п |
Наименование модуля |
Функции модуля |
---|---|---|
1. |
модуль Main.pas |
содержит процедуры и функции, отвечающие за отображение главного окна программы, работу главного меню программы и формирование отчета |
2. |
модуль Konkur.pas |
в данном модуле запрограммированы процедуры для обработки введенных данных о конкурентах и их акциях |
3. |
модуль Report.pas |
модуль содержит процедуры и компоненты для ввода параметром отчетов, их формирования и выгрузки в Microsoft Excel |
4. |
Модуль Connect.pas |
модуль содержит процедуры и компоненты для ввода, сохранения и изменения настроек подключения к БД, а также инициализации самого подключения и осуществления всех операций взаимодействия с базой данных (отправки SQL-запросов и обработка результатов их выполнения) |
5. |
модуль Sprav.pas |
модуль содержит процедуры и компоненты для выполнения основных операций со справочниками (просмотр, добавление, изменение, удаление записей) |
Дерево вызова программных модулей приведено на рисунке 14.
Рисунок 14 – Дерево вызова программных модулей
2.7 Описание программных модулей.
После запуска программы инициализируется подключения к базе данных. Соединение с базой данных осуществляется с помощью технологии ADO.
Данная технология связи с хранилищами данных завоевала особую популярность у разработчиков, благодаря своей универсальности – базовый набор интерфейсов OLE DB имеется в каждой современной операционной системе Windows. Поэтому для обеспечения доступа приложения к данным достаточно лишь правильно указать провайдер соединения ADO, после этого можно переносить созданные программные продукт на любой компьютер, где имеется требуемая база данных и, конечно, установленная ADO.
В палитре компонентов Delphi есть отдельная вкладка ADO, которая содержит набор компонентов, позволяющих создавать полноценные приложения БД, обращающиеся к данным через данную технологию.
Технология ADO обеспечивает универсальный доступ к хранилищам (источникам) данных из приложений БД. Такую возможность предоставляют функции набора интерфейсов, созданные на основе общей модели объектов СОМ и описанные в спецификации OLE DB.
Технология ADO и интерфейсы OLE DB обеспечивают для приложений единый способ доступа к хранилищам (источникам) данных разных типов. То есть, приложение, использующее в своей работе ADO, может использовать в качестве источника любое хранилище, поддерживающее ADO, будь это локальная СУБД или серверная, или даже электронные таблицы. Запрос SQL, направленный любому источнику данных через ADO, будет выполнен.