Файл: «Предмет, метод и принципы предпринимательского права».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что значение предпринимательства детерминировано той ролью, которою оно объективно играет в проводимых сейчас реформах отечественной экономики. Любая реформа, по определению, озна­чает сознательные целенаправленные усилия государства по из­менению сложившихся общественных отношений с целью более эффективного их функционирования. Особенность реформирова­ния экономики России состоит в кардинальном качественном пре­образовании народного хозяйства и, следовательно, всех других сфер общества – социальной, политической, духовной.

Предпринимательская деятельность предполагает наличие особых субъектов рыночных отношений. Считается, что именно культура и психологические установки предпринимателя являются движущей силой в развитии бизнес-среды государства. Предпринимательство – это не запрещенная законом самостоятельная деятельность физического или юридического лица, осуществляемая на свой риск, с использованием своих способностей и своего имущества, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Указанная хозяйственная деятельность предусматривает получение прибыли (дохода) на основе законодательства, под ответственность и риск предпринимателя.

Современные культурно-психологические принципы осуществления предпринимательской деятельности указывают на широкий потенциал свободы участия бизнесменов в различных сферах экономики страны, характер и методы принятия решений, формы их воплощения; установлении содержания программ ведения бизнеса; поставщиков материалов и рынков сбыта продукции; установлении источников финансирования, цен, размеров заработной платы; распоряжении прибылью. В содержание понятия «предпринимательство» достаточно часто включают и понятие «бизнес». Бизнес, который ведется в небольших объемах, традиционно носит название малый бизнес. В определенном смысле бизнес более широкое явление, чем предпринимательство, так как включает в себя и совершение разовых коммерческих сделок. Несмотря на определенные «неписанные законы бизнеса», психологические обоснования и условия его ведения, именно законодательство государства регулирует правоотношения в деятельности бизнес-структур, устанавливая для них ряд первооснов, без которых невозможна коммерческая деятельность, например, ведение и соблюдение бухгалтерской отчетности, проведения банковских операций.


Цель исследования – изучить предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права.

Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи реализацией предмета, метода предпринимательского права и принципов предпринимательского права.

Предмет исследования – правовые нормы обеспечения реализации предмета, метода предпринимательского права и принципов предпринимательского права.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие и сущность предпринимательского права как отрасли права;

2.Изучить предмет и метод предпринимательского права;

3. Выявить значение принципов предпринимательского права;

4. Представить характеристику принципов предпринимательского права

Структура исследования определена характером исследуемых в ней проблем. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя пункты, заключения, списка литературы.

1. Теоретические аспекты изучения предпринимательского права

1.1 Понятие и сущность предпринимательского права как отрасли права

Вопрос о сущности предпринимательского права решается в юридической науке неоднозначно. Можно выделить три основные позиции по данной проблеме.

Первая заключается в том, что хозяйственное право – самостоятельная отрасль права со своим предметным единством (предпринимательские правоотношения) и методами (юридическими режимами) правового регулирования (А.Г. Быков, В.В. Лаптев, В.С. Мартемьянов и др.)[1].

Вторая исходит из того, что предпринимательское (хозяйственное) право – отрасль права второго уровня, сочетающая в себе признаки и методы ряда базовых отраслей, – прежде всего гражданского и административного (И.В. Ершова, О.М. Олейник и др.)[2].

Третья позиция состоит в том, что частноправовые отношения между юридически равноправными товаропроизводителями регулируются единым гражданским правом; отношения по организации и руководству предпринимательской деятельностью – прежде всего административным и тесно связанными с ним иными отраслями права (финансовым, налоговым и т.д.). При этом допускается обособление соответствующего законодательного массива и выделение учебной дисциплины, посвященной изучению правового регулирования предпринимательской деятельности (В.Ф. Попондопуло, В.В. Суханов, В.Ф. Яковлева и др.).


Становление и развитие различных теорий предпринимательского права обусловлено объективной потребностью общества, исходящей от неспособности традиционных отраслей права (конституционного, административного, гражданского, финансового и др.) справиться с задачами по комплексному правовому регулированию экономических отношений между хозяйствующими субъектами, основанных на рыночных принципах.

Объективная необходимость государственного регулирования рыночной экономики предопределяется ее несовершенством, которое проявляется: в несовершенстве конкуренции; в наличии внешних эффектов; в отсутствии возможности предоставления в полном объеме общественных товаров (благ); в существовании неполных рынков; в необходимости перераспределения доходов в целях обеспечения социальной справедливости; в нестабильности экономического роста; в несовершенстве информационного обеспечения рынка.

Отсутствие единой точки зрения на сущность правового регулирования общественных отношений в сфере экономической деятельности обусловило разнообразие и в терминах, обозначающих совокупность правовых норм и институтов, используемых для этих целей (хозяйственное, предпринимательское, коммерческое право).

Как отрасль права предпринимательское право представляет собой совокупность норм, регулирующих на основе диалектического сочетания частноправовых и публично-правовых начал отношения, возникающие в процессе организации и осуществления предпринимательской деятельности, а также руководства ею. Как отрасль законодательства предпринимательское право представляет собой совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность и государственное воздействие на данную деятельность.

В системе права предпринимательское право формируется из норм различных отраслей права: конституционного (государственного) гражданского, трудового, финансового, административного, уголовного, налогового и др.

Нормы предпринимательского права устанавливают правила хозяйственной деятельности субъекта. Основу правового регулирования составляет Конституция РФ[3].

Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства страны, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Признаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная формы собственности. Установлены гарантии свободы экономической деятельности, закреплен механизм рыночных отношений. Гарантированы создание и функционирование единого общероссийского рынка, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по всей территории России, поддержка и развитие добросовестной конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на создание монополии.


В странах с рыночной экономикой бизнес – это экономическая основа существования и развития государства и общества. Глобальные политические и экономические задачи развития России, неоднократно названные Президентом России, могут быть решены только посредством поступательного, динамичного движения и развития предпринимательской среды (всех отраслей бизнес-сообщества, разных уровней предпринимательства, его инфраструктуры).

Объединения предпринимателей являются важным элементом гражданского общества, призванного отстаивать конституционные права и свободы граждан России перед наделенным публичной властью государственным аппаратом.

В свою очередь, государство выступает гарантом стабильности предпринимательской деятельности, прав собственности, гарантом установления и действия разумных справедливых честных равных правил, норм поведения для всех субъектов экономической деятельности.

Поэтому трудно переоценить важность баланса интересов государства и бизнеса, важность разумного правового регулирования экономической сферы.

Перекос в любую сторону влечет негативные последствия для общества, для граждан и, следовательно, для государства.

Можно напомнить о философских глобальных теориях взаимосвязи государства и бизнеса, о роли государства в регулировании бизнеса: теорий вроде «государства – ночного сторожа» или «спящей собаки», или, наоборот, о приоритетной активной и руководящей роли государства в развитии экономики.

К сожалению, нередко приходится слышать, что правовое регулирование предпринимательской деятельности находится в неудовлетворительном состоянии. Причем очевидно, надо рассматривать здесь правовое регулирование в широком смысле, как воздействие государства, его аппарата на предпринимательскую среду. Это и законодательное, и подзаконное регулирование, и правоприменительная деятельность, и формирование деловой практики, обычаев делового оборота.

То, что здесь состояние дел не идеальное, видно по ряду простых внешних признаков, например, по невысокой ценности таких понятий, как презумпция добросовестности поведения участников гражданско-правовых отношений, недопустимость злоупотребления своими правами в хозяйственной деятельности, незыблемость договорных условий, признания конкуренции, как главной движущей силы развития экономики и бизнеса, деловая репутация, доброе имя компании или предпринимателя, защита интеллектуальных авторских прав и т.п.


Причин этому много и часть из них можно попытаться разобрать.

Конечно, одним из ключевых негативных факторов можно назвать недостатки законодательства и законодательной деятельности (в широком смысле, включая и издание подзаконных актов).

Есть такое понятие «презумпция нерегулирования». Оно означает такой подход, когда правовому законодательному регулированию подвергаются общественные отношения, когда иначе нельзя; когда их нерегулирование причиняет очевидный вред обществу и гражданам.

К сожалению, «презумпция нерегулирования» ушла из законодательного поля. Большинство государственных ведомств пытаются доказать необходимость своего существования масштабной регламентацией общественных отношений в своем поле ответственности (путем издания инструкций, регламентов, приказов, постоянного их изменения, разъяснения и т.п.). В свою очередь, простейший путь правового регулирования – это запрет. Как говорится, «не знаешь, как сделать – запрети».

По нашему мнению, правовая регламентация предпринимательской деятельности сейчас становится чрезмерной, сдерживающей нормальное позитивное развитие экономики. Мало того, что нарастающий вал нормативных актов люди просто не успевают изучать (а их ведь надо именно изучать, а не просто знать о них), причем в корреспонденции с другими актами. Эти акты выхолащивают здравый смысл и собственно юридическую логику. Особенно это видно в сфере административного законодательства: множатся составы правонарушений и санкции, растут штрафы, размер штрафов не адекватен степени общественной опасности деяний. Теряется логика административного процесса, забыто понятие процессуальной экономии, когда предпочтение отдается наиболее простым эффективным решениям.

Совершенно перестали применяться меры профилактики, порицания в случае малозначительных правонарушений.

Попытка послабления в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства провалилась. Норма Кодекса РФ об административных правонарушениях о замене административного штрафа предупреждением в отношении малого и среднего предпринимательства при определенных условиях не работает.

Напомним, что в соответствие со ст. 4.1.1 КоАП РФ[4] являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено Кодексом, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.