Файл: «Предмет, метод и принципы предпринимательского права».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствие с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

При подобной конструкции правовой нормы у субъекта малого и среднего предпринимательства практически нет возможности рассчитывать на снисхождение, поскольку субъективную оценку «отсутствия причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда» дает представитель государственного аппарата.

Наиболее ярко это наблюдается при выполнении норм в сфере лицензирования, государственной регистрации и отчетности, соблюдения требований разного рода «безопасности», экологии и т.п., когда любое формальное нарушение рассматривается как угроза или возникновение угрозы вреда.

Отчетливо наблюдается неоправданная тенденция перекладывания на бизнес задач и функций, присущих государственному аппарату, например, вопросов обеспечения транспортной безопасности, где требуется не только высокопрофессиональный подход, оснащение специальной техникой, но и фактически силовые (правоохранительные) полномочия.

При этом нарастание административного давления, рост административных санкций никак не корреспондирует с существующей, вполне адекватной, логически вытекающей из существа предпринимательской деятельности гражданско-правовой ответственностью (возмещение убытков, восстановление нарушенного права, компенсация морального вреда или вреда деловой репутации и т.п.).

Кроме того, видна и другая проблема в этой же законодательной сфере. Это так называемая чрезмерная динамика, подвижность законодательства (например, финансово-кредитного, административного, налогового, разрешительно–регистрационного, земельного и т.п.). Люди, предприниматели не успевают освоиться в определенной правовой среде. Она так часто меняется, что люди не успевают вырабатывать практические легальные механизмы своей деятельности, поэтому легко мирятся с фактами правонарушений. В таких условиях сложно создать обстановку нетерпимости к криминальным проявлением, в том числе к проявлениям коррупции.


1.2 Предмет и метод предпринимательского права

Предметом предпринимательского права являются общественные отношения, урегулированные нормами предпринимательского права.

В предмет предпринимательского права также входят отношения некоммерческого характера, тесно связанные с предпринимательскими отношениями, но не сопровождаемые необходимостью получения прибыли, например, отношения, связанные с образованием предприятия (предпринимателя), лицензированием, отношения по государственному регулированию народного хозяйства, по поддержке конкуренции и ограничению монополистической деятельности, по правовому регулированию качества продукции, товаров и услуг, правовому регулированию ценообразования и т. д.

В предпринимательском праве за основу берется понятие «хозяйствующий субъект» – лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Понятие «хозяйствующий субъект» шире понятия «предприниматель», например, некоммерческая организация – учебное заведение, не будучи предпринимателем, может участвовать в хозяйственном обороте, т. е. можно купить у общества с ограниченной ответственностью товары[5].

Предприниматель – основное действующее лицо рынка и стержень экономической системы, построенной на конкурентных началах. Он производит товары и доводит их до потребителя, организуя движение товара на различных стадиях его оборота, оказывает услуги гражданам и другим предпринимателям, приводит в движение финансовые и фондовые рынки, мобилизует интеллектуальные ресурсы общества, содержит государство, уплачивая ему основную массу налогов.

Государство в свою очередь должно создавать все условия для того, чтобы граждане могли свободно заниматься частным предпринимательством к своей и общей пользе.

Основой правового регулирования предпринимательской деятельности является Конституция РФ, которая провозглашает равенство форм собственности (ст. 8 и 9), право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, а также запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34). Вместе с тем Конституция РФ как закон прямого действия создает правовые гарантии интересов участников предпринимательских отношений, которые никем не могут быть ограничены: право на собственность, право на информацию, право на защиту. Так, ст. 35 устанавливает, что никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда.


Конституция регламентирует разграничение компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами, в частности, в области правового регулирования предпринимательской деятельности. Конституционные нормы гарантируют единство такого регулирования. В соответствии со ст. 71 установлены правовые основы единого рынка: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия отнесены к компетенции Российской Федерации. Поэтому акты субъектов Российской Федерации, принятые по этим вопросам, недействительны.

Правовое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется частноправовыми нормами гражданского права, а также публично-правовыми нормами административного, финансового, земельного, уголовного, гражданско-процессуального и других отраслей права.

Гражданское право содержит нормы, непосредственно относящиеся к предпринимательской деятельности и регулирующие взаимоотношения предпринимателей. К таким частноправовым нормам относятся правила о правовом статусе предпринимателя, коммерческом представительстве, особенностях возникновения и исполнения ряда обязательств при осуществлении предпринимательской деятельности (договоров коммерческой концессии, простого товарищества, поставки, банковских договоров и др.).

Вместе с тем участие в рыночных отношениях профессиональных участников (предпринимателей) не исключает применения к этим отношениям общих положений гражданского права о юридических лицах, вещных правах, сделках и т.д.

Рыночное хозяйство рассчитано на юридически равных и имущественно самостоятельных участников, которые реализуют свои частные интересы. При этом государство не может произвольно вмешиваться в частные дела предпринимателей, но обязано обеспечивать условия для ее осуществления, а также контролировать, ограничивать и в определенной мере подавлять частные инициативы. Этому служат специальные нормы о регистрации субъектов предпринимательской деятельности, об уголовной ответственности за воспрепятствование предпринимательской деятельности, о лицензировании, об ограничении монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и т.д.

Подобное регулирование предпринимательской деятельности реально обеспечивает свободу рыночной конкуренции, устойчивость рыночных отношений, доверие к участникам этих отношений, позволяет не допускать к участию в предпринимательских отношениях тех, кто пытается нажиться противозаконным, нечестным путем.


Правовой контроль за деятельностью участников предпринимательских отношений позволяет обеспечить нормальное функционирование рынка как связующего звена между производством и потреблением, что в свою очередь способствует развитию таких нематериальных ценностей, как деловая репутация и этика деловых отношений[6].

Таким образом, в структуру предпринимательского права включаются нормы, которые регламентируют правовое положение субъектов предпринимательской деятельности, имущественные права индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, предпринимательские сделки, несостоятельность (банкротство) предпринимателей, юридическую ответственность при осуществлении предпринимательской деятельности. Кроме того, предпринимательское право содержит нормы, регламентирующие монополистическую деятельность, цены и тарифы, внешнеэкономическую деятельность, финансирование, инвестиционную деятельность, правовое обеспечение качества продукции, работ, услуг.

Под методом предпринимательского права понимают совокупность приемов и способов воздействия на отношения, составляющие предмет предпринимательского права.

Поскольку российское предпринимательское право является комплексной отраслью права, объединяющей нормы как гражданского, так и административного права, его методы разнообразны:

а) императивный метод – метод жестких властных предписаний, исчерпывающе регулирующих отношения (например, предписания антимонопольных органов, обязанность предпринимателей зарегистрироваться, платить налоги, и т. д.);

б) диспозитивный метод – предоставляет субъектам свободу выбора определенного варианта поведения (например, в ряде случаев ГК РФ предоставляет предпринимателям возможность определять некоторые условия договоров по соглашению сторон) и др.

Проблема места и роли предпринимательского права в системе отраслей российского права является одной из актуальных проблем российского права. Необходимо отметить, что в юридической науке данная проблема решается неоднозначно. Одни авторы, полагают, что предпринимательское право – это иллюзорная химера, вроде информационного, образовательного, медицинского, спортивного, энергетического, а также трамвайно-троллейбусного, банно-прачечного и бакалейно-гастрономического права[7].

Другие же авторы, полагают, что предпринимательское право – это самостоятельная отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности[8].


По мнению третьих авторов, предпринимательское право – это массив законодательства, регулирующих общественные отношения в данной сфере[9].

Существуют и другие концепции предпринимательского права.

Так, по мнению Ю.К. Кругловой – предпринимательское право «формируется из норм различных отраслей права, преимущественно таких, как гражданское, трудовое, административное, экологическое, финансовое, земельное и таможенное, а также из обособленных элементов хозяйственного права, регулирующих хозяйственные правоотношения[10].

Ряд подотраслей и институтов права одновременно принадлежат как соответствующей отрасли права, так и комплексному хозяйственному праву (например, акционерное право в составе гражданского права, налоговое право в составе финансового права, арбитражное процессуальное право в составе процессуального права и т.д.)»[11].

Что же собой представляет данный феномен. Для ответа на данный вопрос необходимо прежде всего исходить из того, что предпринимательское право регулирует общественные отношения, возникающие в ходе осуществления предпринимательской деятельности. Возникает новый вопрос, а что представляют собой эти общественные отношения, которые возникают в сфере предпринимательской деятельности? И здесь выясняется самое интересное.

Оказывается, что эти отношения являются самыми разнообразными. Это и гражданско-правовые отношения, связанные со сбытом (продажей) произведенной продукцией, выполнением работ или оказанием услуг, в том числе с участием граждан (потребителей), это и трудовые и тесно связанные с ними отношения, поскольку, сколько ни будь серьезная предпринимательская деятельность предполагает использование труда наемных работников, это и отношения в области права социального обеспечения, поскольку именно на работодателя возлагаются обязанности по социальному страхованию работников, это и экологические и земельные отношения, поскольку предпринимательская деятельность существует не в безвоздушном пространстве, а осуществляется на Земле, а, следовательно, на предпринимателя возлагаются обязанности соблюдать экологические требования, это и отношения, связанные с регистрацией, лицензированием, а в ряде случаев и с государственной аккредитацией деятельности или реализуемых программ (в части правового регулирования образовательной деятельности).

Кроме того в процессе предпринимательской деятельности возникают общественные отношения связанные с инвестициями и обновлением основных фондов, отношения в сфере производственной безопасности, охраной труда, уплатой налогов и сборов, предоставлением кредитов, страхованием, как обязательным, так и добровольным, защитой прав предпринимателей и т.д.