Файл: Управление инновационными проектами на предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проведенный SWOT-анализ может показать, что фирма имеет значительные внутренние силы, но внешняя среда предоставляет мало благоприятных возможностей для осуществления эффективного бизнеса и несет в себе много потенциальных угроз. В этом случае точка, соответствующая положению фирмы, позиционируется в районе левого нижнего угла матрицы. Наиболее эффективными при этом являются стратегии, направленные на смягчение внешних угроз на рынке путем диверсификации, то есть освоения новых рынков, интеграции с конкурентами для ослабления угроз с их стороны.

Если фирма не имеет достаточных внутренних сил, что является типичным для инновационных компаний, но в то же время внешняя среда благоприятна для фирмы (правый верхний угол матрицы), то наиболее эффективными стратегиями являются интеграция с партнерами и создание совместных предприятий с целью компенсировать внутренние слабости путем активизации работы на перспективном рынке.

Если внутри фирмы преобладают сильные стороны и при этом внешняя среда благоприятна для нее (левый верхний угол матрицы), то наиболее эффективной стратегией является упор на интенсивный рост и увеличение объема продаж продукции или услуг.

В случае же наличия у фирмы множества внутренних слабостей и одновременно значительных внешних угроз при отсутствии благоприятных возможностей, то наиболее разумные стратегии - это концентрация на узком сегменте, уход с рынка, ликвидация предприятия.

В настоящее время важное значение приобрела управленческая деятельность в области качества выпускаемой продукции. Она отражает качественную степень разрабатываемого проекта. Сейчас существует большое количество систем управления качеством, как отечественного (КАНАРСПИ, НОРМ, КСУК), так и зарубежного опыта(ISO). Каждое предприятие самостоятельно выбирает систему в соответствии со спецификой своего производства.

Сущность любой системы управления качеством заключа­ется в том, что по каналам «обратной связи» непрерывно по­даются сигналы, на основании которых вырабатываются соот­ветствующие воздействия для устранения возникших откло­нений от установленных показателей качества или стандар­тов. При различных подходах к процессам воздействия мето­ды получения исходной информации и анализа принципиаль­но одинаковы для всех передовых фирм во всех странах. Это статистические методы контроля, которые в основном были разработаны в США, но затем стали еще более эффективно использоваться в Японии и других странах[11].


Так исследования на американских предприятиях показали, что руководители до 85% ответственности за контроль качества возлагали на линейных руководителей и инженерно-технических работников и только 15% на рабочих. Это привело к поис­ку новых путей повышения качества в рамках новой страте­гии. В результате возникла новая форма контроля — круж­ки контроля качества (ККК), где сами рабочие занимаются поиском путей повышения качества. Эти кружки впервые были организованы в США, но массовое распространение по­лучили в Японии по инициативе профессора К. Исикава, ко­торый разработал причинно-следственную диаграмму для удобства работы над проблемами повышения качества в круж­ках, отраженная на рисунке 6.

Дефекты качества и снижение производительности

Люди

Машины

Методы

Материалы

Дефектные детали

Неправильная толщина

Износоустойчивость

Установка скорости

Несвоевре- менность

Методы резания

Испорченный таймер

Остановки оборудования

Плохие условия

Перерывы в работе

Недостаточность навыков

Отношение к работе

Скоропалитель- ность суждений

Саботаж

Ошибки в измерениях

Рис. 6 - Диаграмма Исикавы для анализа связей «причины-следствия» в контроле качества (5М-анализ)

ККК представляют собой небольшие группы работников, добровольно решающих свои производственные проблемы. Обычно в кружке 6—10 человек, которые собираются 3—4 раза в неделю после работы. При этом они сами определяют цель занятия, но главной задачей является устранение при­чин возникновения брака на своем производственном участ­ке. Кроме вопросов повышения качества ККК, особенно в по­следнее время, изучают проблемы экономии ресурсов, повы­шения производительности и улучшения условий труда. Один раз в месяц в торжественной обстановке проходит премиро­вание членов ККК. Во многих фирмах премируют не только за те предложения, которые приняты к внедрению, но и за те, которые отклонены, чтобы стимулировать большее число рядовых работников заниматься инновационными процесса­ми, так как это, в конечном счете, приносит большой доход предприятию. Руководители для ККК разрешают использо­вать ЭВМ фирмы для анализа и расчетов, а также оборудо­вание предприятий для изготовления опытных образцов. Инженеры и менеджеры не входят в состав ККК, а подклю­чаются только для оказания помощи при анализе, разработ­ке чертежей, внедрения (осуществления) разработанных предложений в производство.


В наших экономических условиях возможно применять систему ККК, но для эффективного внедрения необходима большая организационная и психологическая работа по стимулированию этого процесса.

1.4 Проблемы управления инновационными проектами в условиях финансового кризиса

Характеристика и анализ системы управления на ОАО «НПК «Уралвагонзавод»»

Краткая характеристика и основные направления деятельности на предприятии

ОАО НПК «Уралвагонзавод» является крупнейшим государственным оборонным предприятием, главным поставщиком военной техники для вооруженных сил и грузовых вагонов различного назначения для железнодорожных магистралей страны. Предприятие разрабатывает и выпускает:

  1. колесные и гусеничные экскаваторы, погрузчики с навесным оборудованием, универсальные колесные трактора;
  2. цистерны для перевозки нефтепродуктов; цельнометаллические грузовые вагоны различного назначения; контейнер-цистерны газовые;
  3. товары народного потребления: электроплитки, кухонные процессоры, бытовые газовые баллоны, паяльные лампы, мебель и др.

Предприятие расположено по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, г. Нижний Тагил, Восточное шоссе, 28

Генеральный директор предприятия - Сиенко Олег Викторович. Первый заместитель генерального директора – Дубровский Борис Александрович.

Форма собственности: федеральная, при этом доля государства в уставном капитале — 100%.

Размер уставного капитала составляет 14 286 796 000 руб[12].

Среднесписочная численность сотрудников 34 260 чел.

В своей деятельности Общество руководствуется законодательством Российской  Федерации,  а  также  Уставом.

Структура предприятия включает 20 подразделений, основными среди которых можно назвать: механосборочный завод, вагоносборочный завод, металлургический завод, инструментальный завод, ремонтно-механический завод, завод нестандартного оборудования, а также технологические службы и проектно-строительный комплекс.

Кроме того, предприятие обладает развитой инфраструктурой, необходимой для процесса жизненного цикла продукции, и включает в себя следующие ресурсы: производственные помещения, объекты энергообеспечения, рабочее пространство, средства труда и оборудование, вспомогательные службы, информационные технологии, транспортные средства и связь.


Таблица 3 Отчет совета директоров акционерного общества о результатах общества о результатах развития общества по приоритетным направлениям его деятельности в 2008 году[13]

Наименование показателя

Сумма, тыс.руб.

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

37 506 731

Валовая прибыль/убыток, тыс.руб.

4 985 174

Чистая прибыль/убыток, тыс.руб.

-6 115 062

Стоимость чистых активов, тыс.руб.

7 358 847

Кредиторская задолженность, тыс.руб. (в т.ч. задолженность перед федеральным бюджетом, задолженность по вексельным обязательствам)

51 976 165

Дебиторская задолженность, тыс.руб. (в т.ч. задолженность федерального бюджета, задолженность по вексельным обязательствам)

17 821 401

Таблица 1 Производственная мощность в 2008 году составляет:

Наименование продукции

Принятая мощность

ед.изм.

% к плану

Стальное литье

тыс. тонн

141,423

110

Чугунное литье

тыс. тонн

4,439

103

Цветное литье

тыс. тонн

0,588

226

Поковки из проката

тыс. тонн

108,4

127

Штамповки горячие

тыс. тонн

36,8

101

Заготовки точного литья

тыс. тонн

1,44/1,50*

94/100*

Сталь жидкая, всего: в т.ч.

Электросталь

(произв.плав.агр. ц.550,585)

тыс. тонн

267,37

65,02

140

189

Мартеновская сталь

(произв.плав.агр. ц.561)

тыс. тонн

202,35

129

Подвижной состав

шт.

18377/23057*

84/105*

Дорожно-строительная техника

шт.

2769

138

Товары народного потребления

млн. руб.

437,93

123


* - с применением 3-сменного режима работы

Использование производственной мощности по предприятию в 2008 году – 75%[14]

Определение задач инновационного проектирования

SMART – цели инновационных проектов

4.2. Объем инвестиций в разрезе проектов и с разбивкой по источникам.

4.2.1. Паспорт инвестиционного проекта

«Разработка и освоение производства перспективного подвижного состава с улучшенными технико-экономическими показателями»,

реализуемого ОАО «НПК «Уралвагонзавод»,

включенным в список системообразующих организаций

реального сектора экономики

№ п.п.

Наименование показателя

Характеристика

1. Характеристика проекта

1.1

Наименование проекта

Разработка и освоение производства перспективного подвижного состава с улучшенными технико-экономическими показателями

1.2

Краткое описание проекта, в т.ч. стадия реализации проекта

Модернизация производственных мощностей корпорации ОАО «НПК «Уралвагонзавод» (металлургическое и вагоносборочные производства) для обеспечения выпуска широкой номенклатуры грузовых вагонов, включая специализированные вагоны (производство вагонов малых серий), грузовых вагонов с повышенным межремонтным пробегом (до 1 млн. км), серийное производство грузовых полувагонов с повышенной нагрузкой от оси на рельс до 25 тонн, а в перспективе до 27 и 30 тонн на ось.

1.3

Отрасль, в которой предполагается реализация проекта

Обрабатывающая (транспортное машиностроение)

1.4

Местонахождение строящегося (предполагаемого к строительству) объекта

Российская Федерация, 622007, Свердловская область, г. Нижний Тагил, Восточное шоссе, 28.

1.5

Краткая характеристика инициатора проекта

Полное фирменное название Общества – Открытое акционерное общество Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф. Э. Дзержинского.

Сокращенное фирменное название Общества – ОАО «НПК «Уралвагонзавод».

Местонахождение Общества (юридический адрес) – Российская Федерация, 622007, Свердловская область, г. Нижний Тагил, Восточное шоссе, 28.

Генеральный директор – Малых Николай Александрович.

Год основания Общества – 1936 г.

Основные направления деятельности Общества в соответствии с Уставом:

  1. Выпуск железнодорожных полувагонов, вагон-цистерн, контейнер-цистерн различного назначения.
  2. Выпуск дорожно-строительных машин.
  3. Выпуск бронетанковой техники.
  4. Выпуск товаров народного потребления.

Производственно-техническая база Общества:

ОАО «НПК «Уралвагонзавод» - Общество, имеющее законченный машиностроительный цикл, включая в себя:

- Металлургический завод;

- Вагоносборочный завод;

- Механосборочный завод;

- Инструментальный завод;

- Ремонтно-механический завод.

В состав ОАО «НПК «Уралвагонзавод» входит головное в России Уральское конструкторское бюро вагоностроения.

В Обществе успешно функционирует система качества по требованиям ИСО 9001, которая распространяется на все виды выпускаемой продукции. Имеет два международных сертификата Европейских аудиторских обществ: SGS-ICS (Швейцария) и TUVCERT (Германия).

Среднесписочная численность =33850 человек.

1.6

Краткая характеристика инвестора, включая наличие (копию приложить) или отсутствие соглашения о намерении реализации проекта

Совместное финансирование проекта за счет собственных средств ОАО «НПК «Уралвагонзавод» и средств Федерального бюджета

1.7

Общая стоимость проекта, в т.ч. объём внебюджетных средств (в стоимостном выражении) и доля внебюджетных средств от общей стоимости проекта

Общая стоимость – 39 392 350 тыс. руб.

Объем внебюджетных средств – 19 687 693 тыс. руб.

(50% от общей стоимости)

1.8

Объём необходимых инвестиций, в т.ч.

- средства федерального бюджета (в стоимостном выражении) и доля средств федерального бюджета от общей стоимости проекта;

- средства регионального бюджета (в стоимостном выражении) и доля средств бюджета субъекта Российской Федерации от общей стоимости проекта

Средства федерального бюджета - 19 687 693 тыс. руб.

(50% от общей стоимости)

1.9

Направления использования инвестиций (покупка (аренда) земли и недвижимости, разработка технической документации, строительство объекта, приобретение оборудования, монтаж и запуск оборудования и т.д.) с указанием стоимости

Разработка технической документации, строительство объектов, приобретение и запуск оборудования, приобретение сырья и материалов, покупных комплектующих изделий, зарплата основного производственного персонала

1.10

Предполагаемая форма участия инвестора в процессе реализации инвестиционного проекта

Дополнительная эмиссия акций ОАО «НПК «Уралвагонзавод» на сумму государственного участия

1.11

Описание уникальности проекта

ОАО «НПК «Уралвагонзавод» является ведущим предприятием вагоностроения и единственным среди российских предприятий, освоившим выпуск полувагонов и комплектующих к ним с повышенным до 500 тыс. км пробегом до первого деповского ремонта, а так же полувагонов с нагрузкой на ось 25 тонн. Реализация проекта позволит создать гибкие производственные мощности по выпуску грузового подвижного состава различного назначения на базе современных технических достижений с созданием безлюдных технологий.

1.12

Описание необходимости реализации проекта и в случае необходимости бюджетного финансирования указать причины невозможности реализации проекта за счёт внебюджетных источников

1.Расширение номенклатуры впускаемых вагонов, освоение специализированных вагонов малых серий. Помимо получения дополнительного конкурентного преимущества за счет диверсификации производственного портфеля, необходимость освоения выпуска таких вагонов диктуется извне. Идет объективный процесс специализации вагонного парка, позволяющий перевозчикам гарантированно учесть все требования, предъявляемые к сохранности и скорости доставки грузов. Кроме того, сроки службы специализированных вагонов выше, чем у универсального подвижного состава.

2. Увеличение межремонтного пробега вагонов и повышение осевой нагрузки, позволит снизить эксплуатационные издержки, повысить эффективность железнодорожных перевозок, снизить сроки окупаемости инвестиций в новый подвижной состав.

1.13

Дополнительная информация о проекте

Наиболее крупные и важные реконструируемые объекты: малярно-сдаточный цех с внедрением уникальной технологии окраски грузовых вагонов на окрасочном комплексе фирмы ALTA в южном пролете цеха мощностью, с роботизированным комплексом дробеструйной обработки поверхности под окраску, установками для рекуперации тепла и оборудованием для улавливания летучих органических соединений; цех колесных пар с установкой новой автоматической линии с внедрением гибкой технологии производства вагонных осей и колесных пар различных модификаций с управлением от ЭВМ с дальнейшим увеличением выпуска на автоматической линии и автоматизированном модуле; формовочный цех крупного стального литья с внедрением технологии холодно-твердеющих смесей и монтажом и запуском в эксплуатацию двух стержневых машин для изготовления стержней по технологии холодно-твердеющих смесей, а также приобретение печи для нормализации литых вагонных деталей «Рама боковая» и «Балка надрессорная»;

2 Данные о продукции

2.1

Описание продукта (услуги)

Универсальный полувагон с глухими торцевыми стенами и люками в полу модели 12-132-03 на тележках 18-578; универсальный полувагон с глухими торцевыми стенами и люками в полу модели 12-196 на тележках 18-579; 4-х осная вагон-цистерна для перевозки сжиженных углеводородных газов модели 15-144-01; вагон-цистерна для перевозки едкого натра модели 15-157-02; вагон-хоппер для перевозки минеральных удобрений модели 19-187-01; специализированный четырехосный вагон - платформа для перевозки лесоматериалов модели 13-198-01; четырехосный вагон-цистерна для олеума модели 15-157-01; вагоны-цистерны для перевозки нефтепродуктов моделей 15-5103-06 и 15-5103-07; вагон-цистерна для перевозки метанола модели 15-150-05; длиннобазный вагон-платформа для перевозки крупнотоннажных контейнеров модели 13-582; фитинговая платформа для перевозки крупнотоннажных контейнеров модели 13-583; вагон-хоппер для перевозки минеральных удобрений со съемной крышей модели 19-5153; бункерный вагон для перевозки сыпучих грузов (цементовоз) модели 19-597-02 на тележках модели 18-194-01 и другие перспективные модификации с повышенной грузоподъемностью и увеличенным межремонтным пробегом

2.2

Основные конкуренты, производящие аналогичные продукты

В России:

- ОАО «Алтайвагон» г. Новоалтайск, Алтайский край

- ОАО «Рузхиммаш» г. Рузаевка, Республика Мордовия

- ЗАО «Промтрактор-Вагон», г. Канаш, Республика Чувашия

- ОАО «Армавирский завод тяжелого машиностроения»,

г. Армавир, Краснодарский Край.

В странах СНГ:

- ОАО « Крюковский вагоностроительный завод» г. Кременчуг, Украина

- ОАО «Днепровагонмаш» г. Днепродзержинск, Украина

- ОАО «Стахановский ВСЗ» г. Стаханов, Украина

- ОАО «Азовмаш» г. Мариуполь, Украина

2.3

Конкурентные преимущества продукта

Оптимальное для потребителей сочетание «цена-качество». Увеличенная грузоподъемность, срок службы и межремонтный пробег железнодорожной продукции. Имеется большой выбор специальной и специализированной техники. Оптимальные динамические качества продукции за счет применения тележек усовершенствованной конструкции.

2.4

Сырье и материалы, необходимые для производства продукта

Металлопрокат, резинотехнические изделия

2.5

Основные поставщики

Предприятия металлургии

2.6

Дополнительная информация о продукте

В разработке находится перспективная продукция с нагрузкой от оси на рельс 30 тс. При этом ОАО «РЖД» должно определить полигоны курсирования таких вагонов и сформулировать Технические требования к их конструкции.

3 Сведения о рыночной ситуации

3.1

Характеристика рынка, который планирует обслуживать организация

Наблюдавшийся в последние годы рост рынка грузового вагоностроения достиг своего пика на уровне 75 тыс. вагонов в 2008 г. Рост продаж грузовых вагонов формировался как отложенным в 90-е годы спросом, так и необходимостью модернизации существующего устаревшего и изношенного вагонного парка. Несмотря на кризисные явления и резкое снижение спроса, рынок грузового вагоностроения не свернулся полностью, но в 2009 году, скорее всего не превысит 50 тыс. вагонов. Проблема «омоложения» вагонного парка остается сверхактуальной на ближайшие годы. Средний возраст эксплуатируемых полувагонов, наиболее массового типа грузовых вагонов, составляет 18 лет, при назначенном сроке службы 22 года. Схожая проблема существует и с другими типами грузовых вагонов: цистернами, хопперами, платформами и пр.

3.2

Предполагаемая доля организации в соответствующем сегменте

ОАО «НПК «Уралвагонзавод» занимает 25 % рынка грузовых вагонов среди производителей СНГ, в том числе, 40% рынка универсальных полувагонов. Реализация настоящего инвестиционного проекта позволит сохранить лидирующее рыночное положение в отрасли и увеличить свое присутствие в сегменте специализированных вагонов.

3.3

Потенциальные основные потребители продукции

ОАО «Российские железные дороги» и ее дочерние компании («ПГК, «Трансконтейнер» и пр.), компании-операторы подвижного состава: «НПК», ОТЭКО, «Северстальтранс», «Лукойлтранс», «Балттранссервис», «Трансгарант» и др.

3.4

Экспортные планы

Поставки на экспорт в соответствии с заключенными контрактами

4 Показатели экономической эффективности проекта

4.1

Внутренняя норма доходности проекта (IRR)

21,3%

4.2

Чистая текущая стоимость (NPV)

2 561 720 тыс. руб.

4.3

Срок окупаемости инвестиционных затрат, включая срок строительства объекта

4,6 года

5 Показатели социальной эффективности проекта

5.1

Количество создаваемых рабочих мест

__

5.2

Уровень заработной платы

16 260,0 руб.

6 Показатели бюджетной эффективности проекта

6.1

Местные налоги и сборы

179 313,3 тыс. руб.

6.2

Региональные налоги и сборы

13 940 952,6 тыс. руб.

6.3

Федеральные налоги и сборы

21 643 260,0 тыс. руб.