Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики (Возникновение и развитие финансов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Хотя в некоторых случаях рыночный механизм оказывается бес­сильным. Оптимальному распределению финансовых ресурсов препятствуют монополии. В определенных видах производственной деятельности индивидуальная (рыночная) и социальная оценки ре­зультативности хозяйствования не совпадают. Рыночный механизм не в состоянии обеспечить перераспределение доходов в соответствии с целями демократического общества. В кризисных ситуациях рынок слабо влияет на стабилизацию экономики. Вот почему возникает Нужность в дополнительном механизме регулирования экономики.

В регулировании экономики принимают участие разные сферы и звенья финансовой системы: финансы предприятий, страхование, государственный бюджет и др. Специфика сфер и звеньев обусловливает разный характер их воздействия на стоимостные пропорции народного хозяйства. Так, регулирующие возможности финансов предприятий используются в основном для внутрихозяйственного и межхозяйственного перераспределения финансовых ресурсов, госу­дарственного бюджета - для регулирования отраслевых и территори­альных пропорций. Широкое применение финансов в процессах регулирования экономики создает необходимые предпосылки для изменения воспроизводственной, отраслевой и территориальной структур общественного производства.

Главным инструментом регулирования воспроизводственных пропорций являются финансы предприятий. С их помощью происходит регулирование воспроизводственной структуры производимого про­дукта; обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства Базируясь на установления оптимального соотношении между средствами, направляемыми на потребление и накопление; осуществляется влияние на трудовые ресурсы. Широкое применение финансов для регулирования воспроизводст­венных пропорций не исключает участия в данном процессе страхования, банковского кредита, бюджета.

Регулирование воспроизводственной структуры осуществляет в первую очередь сам субъект хозяйствования путем изменения пропор­ций отчисления денежных средств во внутрихозяйственные фонды целевого назначения. Такое регулирование следует для повыше­ния результативности хозяйствования, получения более высокого коммерческого эффекта.

Для регулирования отраслевых пропорций в условиях рыночной экономики используются финансы предприятий и государственный бюджет. При этом предприятия ищут на финансовом рынке зоны наиболее выгодного приложения финансовых ресур­сов, имеющихся в их распоряжении: покупают акции других пред­приятий, инвестируют свои средства в недвижимость, предоставляют их взаймы банкам и государству и т.д.


Итак, мы выяснили, что экономические отношения многообразны: они возникают на всех стадиях воспроизводственного процесса, на всех уровнях хозяйствования, во всех областях общественной деятельности. Денежный характер финансовых отношений – важный признак финансов. Также как и каким способом осуществляется регулирование воспроизводственной структуры.

Глава 3. Финансовое регулирование и стимулирование.

В основе современных форм и методов государственного регулирования социально-экономических процессов (ГРСЭП) лежит единый комплекс целей, задач и мероприятий правового, финансового и административного характера, осуществляемых органами государственной власти и управления на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.

В зависимости от политических, экономических, демографических и других факторов в разных странах используются разные формы и методы ГРСЭП. Хотя во всех случаях при выработке политики регулирования учитываются тенденции развития национальной и мировой экономики; определяются целевые ориентиры, включающие стабильный экономический рост; низкий уровень инфляции; высокий уровень занятости населения (низкую безработицу); стабильность валютного курса и др. Затем определяются пути их достижения и инструменты регулирования. В зависимости от вида решаемых задач набор инструментов варьируется.

Что касается экономического курса страны, то в его основе лежит концепция построения социального рыночного хозяйства. Эта концепция подразумевает рыночный характер функционирования экономики и обеспечение государственных гарантий гражданам в тех областях, где рыночные механизмы не срабатывают.

О результативности государственного регулирования экономики в течение последнего десятилетия свидетельствует рост объема валового внутреннего продукта (ВВП), достигнутый, в том числе, за счет благоприятной рыночной конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей. В 2008 г. по этому обобщающему показателю уровня жизни Россия вышла на шестое место в мире, восстановив статус ведущей мировой державы

Новые цели и приоритеты государственной политики нашли отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. В документе отражен базовый целевой ориентир: к 2015-2020 гг. Россия намерена войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта. В расчете на душу населения по паритету покупательной способности ВВП должен увеличиться более чем в 2 раза по сравнению с 2007 г., когда этот показатель составлял 13,9 тыс. долл. или 42% от среднего уровня государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития.


В Концепции развития страны отражены и иные целевые ориентиры. Так, средний уровень обеспеченности жильем должен составить к 2020 г. около 30 кв. м на человека (или около 100 кв. м на среднестатистическую семью), охват населения высшим и средним профессиональным образованием - до 70% (2007 г. - около 50%). При этом расходы на образование за счет государственных и частных источников к 2020 г. должны возрасти до 6,5-7% валового внутреннего продукта (2007 г. - 4,8%), на здравоохранение - до 6,7-7% (2007 г. - 4,2%), что обеспечит опережающее развитие человеческого потенциала. В 3 раза должна снизиться доля населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Для достижения намеченных показателей предполагается создать условия, способствующие переходу российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития. Конкурентный потенциал российской экономики планируется расширить за счет наращивания сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях.[5]

Вместе с тем, мировой экономический кризис потребовал от Правительства РФ соотносить стратегические приоритеты общественного развития, сформулированные в данной выше Концепции, с Программой антикризисных мер, намечаемых к реализации, в основном, за счет государственных финансов. Помимо кризисных явлений возникла Нужность максимально учитывать, что экономика и социальная область Российской Федерации находится под влиянием таких внешних факторов, как:

- усиление глобальной конкуренции. Сегодня глобализация охватывает не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и систему развития человеческого потенциала. В условиях глобализации система ГРСЭП должна быть нацелена на повышение конкурентоспособности отечественной экономики за счет: снижения налогов; привлечения иностранных инвестиций; пересмотра состава и структуры государственных расходов в сторону повышения их социально-экономической результативности; повышения качества функционирования рыночных институтов;

- структурные преимущества мировой экономики, развивающей высокотехнологичные производства Базируясь на новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий;

- растущая конкуренция с европейскими и азиатскими рынками квалифицированных кадров, при которой в условиях сокращения численности населения и уровня занятости в нашей стране недопустима недооценка возрастания роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.


Внутренние факторы, устранение которых входит в число приоритетных задач:

- сохраняющийся высокий уровень социального неравенства и региональной дифференциации;

- высокие риски ведения предпринимательской деятельности, в том числе в связи с наличием коррупции, излишними административными барьерами, недостаточным уровнем защиты прав собственности;

- недостаточный уровень доверия к государственным структурам в сочетании с низким уровнем эффективности государственного управления;

- невысокий уровень развития национальной инновационной системы, координации образования и науки с бизнесом.

Приоритетной составляющей системы государственного регулирования социально-экономических процессов является финансовое регулирование. Основная задача финансового регулирования - повышение эффективности формирования и применения финансовых ресурсов страны с целью достижения целевых ориентиров развития общества. Путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах экономики и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других, государство может воздействовать на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций отраслевого и территориального развития, внедрение передовых технологий в отрасли экономики, обеспечение социальной стабильности в обществе. Более конкретные задачи зависят от направлений финансовой политики, в том числе бюджетной, реализуемой во взаимосвязи с кредитно-денежной, валютной, внешнеторговой, таможенной и др. Исходя из этого, основными объектами государственного финансового регулирования выступают отраслевая и территориальная структура экономики и социальной сферы. В ходе финансового регулирования осуществляется перераспределение финансовых потоков между отраслями экономики, субъектами РФ, гражданами.

Основными формами и методами государственного финансового регулирования являются:

- налоговое регулирование. Сюда можно отнести и таможенное регулирование в части установления таможенных пошлин. Порядок применения налоговых регуляторов отражен в НК РФ. Налоговое влияние на экономику принято называть налоговым бременем (налоговой нагрузкой). Уровень налогообложения субъектов хозяйствования определяется видами налогов, размерами налоговых ставок, зависит от порядка исчисления налогооблагаемой базы. Высокий уровень налогообложения субъектов хозяйствования ограничивает их финансовые возможности по наращиванию производства, а частое изменение налогового механизма порождает чувство неуверенности, ослабляет действенность налоговых льгот, препятствует притоку инвестиций и т. п. В рамках Программы антикризисных мер в 2009 г. фискальная нагрузка на экономику в целом и по ключевым отраслям значительно сокращена;


- финансовое стимулирование инвестиционной деятельности. Оно может проводиться как путем прямого государственного финансирования инвестиционных проектов, так и Базируясь на создания льготных условий для негосударственных инвесторов, при этом используется сочетание налоговых и бюджетных методов регулирования;

- амортизационная политика. Применение ускоренной амортизации тесно связано с налоговым регулированием, от этого зависит размер налога на имущество, величина налогооблагаемой прибыли, а, следовательно, и налога на прибыль;

- тарифное регулирование, особенно на услуги естественных монополий, поставляющих топливно-энергетические ресурсы;

- арендная политика, проявляющаяся в установлении дифференцированных ставок арендной платы за применение государственного имущества, к примеру учреждениям культуры, расположенным в зданиях, отнесенных к объектам культурного наследия;

- государственная поддержка негосударственных компаний, индивидуальных предпринимателей (субсидии, субвенции, гарантии, инвестиции). В современных правовых условиях получить бюджетные средства могут как государственные, так и негосударственные субъекты хозяйствования. При этом, как правило, используются конкурсные процедуры отбора претендентов с привлечением независимых экспертов при выработке критериев для определения победителей; про финансовую поддержку малого бизнеса.

- льготное кредитных средствание и страхование, когда более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний может обеспечиваться бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов. Это особенно актуально в условиях экономического кризиса;

- бюджетное финансирование расходных обязательств публично-правовых образований в порядке, установленном БК РФ. Параметры расходных обязательств, принятых к финансированию, отражаются в федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ. Бюджет является универсальным инструментом поддержки позитивных процессов в разных областях экономической деятельности и реализации социальной политики. В бюджете отражаются источники финансирования государственных расходов, а кроме того объемы средств, направляемых на реализацию государственных функций, оказание финансовой поддержки отраслям экономики и регионам с низким уровнем финансового потенциала. Доля бюджетных ресурсов, сконцен3рованных на федеральном уровне, в последние годы возрастает, что свидетельствует о высоком уровне государственного вмешательства в ход рыночных преобразований посредством финансово-перераспределительного регулирования. Общественное назначение расходов бюджета проявляется через их состав и структуру, что дает возможность иллюс3ровать перечень расходных обязательств и приоритетных функций государства, которые обусловлены решением внутренних проблем развития страны и ее взаимоотношениями с мировым сообществом. При субсидировании конкретных субъектов хозяйствования и граждан, установлении ставок заработной платы работникам бюджетной сферы, предоставлении межбюджетных трансфертов, организации резервов и т.п., государство целенаправленно регулирует спрос на услуги, отраслевое и территориальное размещение инвестиций и целый ряд других показателей и пропорций. Финансовое влияние на территориальное развитие осуществляется главным образом через механизм межбюджетного регулирования, а кроме того финансирование мероприятий, отраженных в долгосрочных федеральных целевых программах. Уровень и качество жизни людей, а кроме того политическая и социальная стабильность в обществе зависят от доступности образовательных, медицинских услуг, услуг сферы культуры, социального обслуживания, возможности получения достойной заработной платы и компенсаций ее утраты в результате потери трудоспособности. Для решения этих задач используются такие финансовые методы, как: