Файл: Мировой рынок медицинских услуг (Понятие мирового рынка медицинских услуг).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность. Мировой рынок услуг – одна из ведущих форм международных экономических отношений. На настоящем этапе рынок услуг характеризуется этапом активного формирования. Современный этап развития мировой экономики характеризуется увеличением роли человеческого капитала. Экономическая наука на официальном уровне признает прямую корреляционную зависимость здоровья населения и экономического роста.

Состояние мирового рынка лечебно-оздоровительных услуг и национальных систем здравоохранения влияет на уровень благосостояния как индивидуальных экономик, так и мира в целом.

Цель работы: провести анализ мирового рынка медицинских услуг и определить перспективы его развития.

В соответствии с целью ставятся следующие задачи:

  • исследовать понятие мирового рынка медицинских услуг;
  • рассмотреть факторы, влияющие на развитие мирового рынка медицинских услуг
  • провести анализ современного состояния мирового рынка медицинских услуг;
  • определить направления развития медицинского туризма в России.

Объектом исследования является мировой рынок медицинских услуг.

Предметом исследования являются тенденции развития мирового рынка медицинских услуг.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных ученых-специалистов в области экономической теории, международных финансов.

В процессе исследования использованы различные методы исследования: анализ экономических показателей, графический и табличный методы.

Информационная база исследования включает данные финансово-экономических отчетов, публикации российских и зарубежных исследователей.

Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.

Глава 1. Теоретические основы развития мирового рынка медицинских услуг


1.1. Понятие мирового рынка медицинских услуг

Традиционно качество медицинских услуг оценивается по трем общим направлениям: структуре, процессу и результату. Структура включает характеристики средств оказания помощи, в том числе: материальных ресурсов (приспособлений и оборудования); персонала (численности, профессиональной пригодности и квалификации), а также организационные характеристики (методы возвращения расходов, система оценки работы врачей другими врачами).

Под процессом понимаются характеристики предоставляемой помощи, в том числе ее обоснованность, адекватность объема, проявление компетенции в проведении методик лечения, согласованность действий[1]. Результат оценивается оказанной помощью в отношении состояния здоровья пациента, включая изменения в его сознании и поведении, удовлетворенность больного медицинским обслуживанием, биологические изменения заболевания, осложнения лечения, заболеваемость и смертность[2].

Структура представляет особый интерес для аккредитующих организаций. В результате информация из структуры доступна и более унифицировано, чем данные о процесс и результат.

Под рынком медицинских услуг следует понимать сферу формирования спроса и предложения на медицинские услуги. К субъектам рынка медицинских услуг можно отнести продавцов и покупателей этих услуг[3]. Продавцами (производителями) медицинских услуг выступают различные типы и виды медицинских учреждений всех форм собственности, а потребителями (покупателями) - граждане (пациенты)[4].

Различают национальный (внутренний) и международный (внешний) рынки медицинских услуг. На внутреннем рынке принимают участие производители и потребители одной страны, на внешнем - представители разных государств.

Таким образом, мировой рынок медицинских услуг - это сфера формирования спроса и предложения на медицинские услуги между производителями и потребителями разных стран.

Международный обмен медицинскими услугами предполагает прежде всего перемещение физических лиц — производителей (врачей, медицинского персонала) и потребителей (пациентов) медицинских услуг[5].

В последнее время значительную роль в международном обмене играет телемедицина. Телемедицина - медицинская практика на расстоянии с использованием аудио - и видеосистем и техники обмена данными. Она включает передачу данных пациентов, установление диагноза, консультации и лечение, а также дистанционное медицинское образование и передачу информации. С помощью телемедицины значительно расширяется доступ к современному медицинскому обслуживанию. По оценке американских экспертов, около 80 % посещений врачей можно заменить предоставлением информации о пациенте и разработкой программы лечения с помощью телекоммуникационных средств[6]. Наиболее распространена такая практика в США, Великобритании, Франции и Японии. Единственным условием функционирования телемедицины является международная стандартизация терминов, лекарственных средств, техники и технологии медицины[7].


Отрасль медицинских услуг во всех странах мира включает два сектора:

1) общественные медицинские услуги (общедоступные), финансируемых государством и предоставляемые государственными медицинскими учреждениями;

2) частные медицинские услуги (платные), финансируемые из частных источников.

1.2. Факторы развития мирового рынка медицинских услуг

Формирования мирового рынка медицинских услуг происходит под влиянием ряда факторов, которые определяют конкурентоспособность той или иной страны в сфере оказания медицинских услуг. К числу факторов формирования мирового рынка медицинских услуг следует отнести: квалификацию медицинского персонала, доступность медицинских учреждений, уровень технического оснащения больниц, особенности национальной культуры, природно-климатические особенности, транспортная доступность, способность и умение рекламировать свои медицинские достижения[8].

Наиболее обобщенным показателем конкурентоспособности может быть соотношение стоимости и качества медицинского обслуживания. Именно здесь наблюдаются определенные различия. Например, стоимость операции на сердце в Индии в 10 раз меньше, чем в США, при одинаковом качестве. Такие тенденции определяют сравнительные преимущества отдельных стран в торговле медицинскими услугами и формируют потоки физических лиц, требующих лечения[9].

По данным Всемирной организации здравоохранения, лучшая общая система здравоохранения создана во Франции, на втором месте - Италия, на третьем - карликовое европейское государство Сан-Марино[10]. В первую десятку также входит еще одна «государство-карлик» Андорра, далее следуют Мальта, Сингапур, Испания, Оман, Австрия и Япония. По статистике по странам СНГ, из постсоветских государств лидером является Казахстан, заняв в этом списке 64 место, Беларусь - 72, Литва - 73, Эстония - 77, Украина - 79, Молдова - 101, Армения - 104, Азербайджан — 109, Грузия - 114, Узбекистан - 117, Россия - 130, Кыргызстан - 151, Туркменистан - 153, Таджикистан - 154.

В докладе ВОЗ отмечается, что системы здравоохранения постсоветских государств уступают по уровню организации большинства европейских, ближневосточных и латиноамериканских стран. При достаточно невысоком уровне детской смертности государствам бывшего СССР характерна высокая смертность среди взрослого населения и низкая продолжительность жизни. ВОЗ также оценила достижения национальных систем здравоохранения в борьбе с болезнями и смертностью[11]. В этом рейтинге первое место принадлежит Японии, второе - Швейцарии, третье - Норвегии. В первой десятке также: Швеция, Люксембург, Франция, Канада, Нидерланды, Великобритания, Австрия. Эстония заняла в этом списке 8 позицию, Литва - 52, Беларусь - 53, Украина - 60, Казахстан - 62, Латвия - 67, Грузия - 76, Армения - 81, Молдова - 91, Россия - 100, Азербайджан -103, Узбекистан - 109, Таджикистан - 127, Туркменистан - 130, Кыргызстан - 135[12].


По оценке ВОЗ, в среднем страны мира тратят 8 % своего ВВП на медицинские мероприятия, в том числе 4,8 % ВВП - за счет государственных средств. В странах с высоким уровнем доходов (свыше 9 361 долл. США в год) государственные расходы на здравоохранение в среднем составляют 6 % к ВВП. В странах Западной Европы эти показатели колеблются от 5,1 % ВВП в Дании, до 8,1 % - в Германии[13].

В среднем на медицинское обслуживание одного человека в мире расходуется 561 долл. США ежегодно. По статистике Мирового банка, в странах бывшего СССР этот показатель составляет 355 долл. США. Для сравнения: в государствах Ближнего Востока и Северной Африки - 237 долл. США, в Латинской Америке - 461 долл. США, в Восточной Азии - 154 долл. США, в экономически развитых странах (США, Япония, Канада, Западная Европа, Израиль) – 2 505 долл. США[14].

Особенностью функционирования рынка медицинских услуг является жесткое государственное регулирование[15]. В этой сфере государством устанавливаются стандарты, регламентируются квалификационные требования, осуществляется государственный контроль за качеством медицинского обслуживания.

Другая особенность связана с тем, что медицинское обслуживание во всех странах мира базируется на международных унифицированных научно-обоснованных знаниях, нормах и квалификационных требованиях. Вместе с тем, большинство стран придерживается национальных требований, особенно в области признания квалификации иностранного медицинского персонала[16].

Характерной чертой современного международного обмена медицинскими услугами являются четко определенные тенденции миграций медицинского персонала из развивающихся стран в развитые страны. Если в 60-е гг. XX в. медицинский персонал, работающий за рубежом, поступал из развитых стран, то в 90-е годы 56 % медицинских работников были мигрантами из развивающихся стран, а из развитых стран — лишь 11%[17].

Мобильность на рынке характерна как для потребителей, так и производителей медицинских услуг. Ограничением для увеличения международного обмена медицинскими услугами являются визовые требования, а также национальные системы медицинского страхования, не распространяются преимущественно на лечение за рубежом.

Выводы

Под рынком медицинских услуг следует понимать сферу формирования спроса и предложения на медицинские услуги. К субъектам рынка медицинских услуг можно отнести продавцов и покупателей этих услуг. Продавцами (производителями) медицинских услуг выступают различные типы и виды медицинских учреждений всех форм собственности, а потребителями (покупателями) - граждане (пациенты).


Мировой рынок медицинских услуг - это сфера формирования спроса и предложения на медицинские услуги между производителями и потребителями разных стран.

Международный обмен медицинскими услугами предполагает прежде всего перемещение физических лиц — производителей (врачей, медицинского персонала) и потребителей (пациентов) медицинских услуг.

Глава 2. Анализ мирового рынка медицинских услуг

2.1. Современное состояние мирового рынка медицинских услуг

В современной экономике все большая роль в приращении богатства нации и мира в целом отводится человеческому капиталу. Не вызывает сомнения прямая корреляционная зависимость здоровья населения и экономического благосостояния. Национальные системы здравоохранения постоянно сталкиваются с новыми вызовами, такими как увеличение средней продолжительности жизни (в среднем в мире на 6,6% за 1997–2018 гг.) и, как следствие, старение населения (доля населения старше 65 лет повысилась на 20% за аналогичный период)[18], рост новых случаев онкологических, кардиологических, желудочно-кишечных заболеваний, низкая физическая активность, приводящая к ожирению населения, появление новых вирусов и активность ранее открытых штаммов, резистентных к существующей терапии, сложность сохранения здоровых лет жизни человека.

Современный рынок медицинских услуг представлен каждым из четырех возможных способов поставки услуг:

– трансграничная поставка (лечебно-оздоровительный туризм, оказание экстренной медицинской помощи нерезидентам);

– потребление за рубежом (временное пребывание медицинского персонала за рубежом с целью реализации медицинской практики или обучения);

– коммерческое присутствие за рубежом (прямые и портфельные иностранные инвестиции; реализация медицинских исследований и программ медицинского обучения, финансируемых за счет иностранного капитала);

– физическое присутствие отечественных специалистов за рубежом (теле-обучение, телемедицинские консультации, онлайн трансляция операций, дистанционный биомониторинг, домашняя телемедицина).