Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Понятие и функции налога).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ точек зрения на процесс совершенствования российской налоговой системы российских ученых и экономистов позволяет выявить пути разрешения основных проблем сложившейся системы налогообложения.

В первую очередь создание эффективной налоговой системы с упрощенной законодательной базой, охватывающей всех налогоплательщиков.

Во вторую очередь создание адекватной внешнеполитическим и внутренним факторам налоговой системы.

В соответствии с эти, главными задачами совершенствования налоговой системы РФ должны стать:

1. Упрощение налоговой системы.

2. Придание стабильности и доступности налоговой системе.

3. Повышение уровня прозрачности налоговой системы для налогоплательщиков.

4. Снижение налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков.

5. Повышение эффективности системы налогового администрирования.

Формирование стабильной налоговой системы будет способствовать

повышению легализации бизнеса, росту массы налоговых платежей.

Стабильность не означает застывших ставок, льгот, состава налогов. Речь идет о неизменности основных принципов налогообложения.

В стабильной налоговой системе бизнес чувствует себя более уверенно, что позволяет государству качественнее решать государственные задачи увеличения темпов роста производства, осуществления преобразований в укреплении финансовой системы и оказания реальной помощи в становлении и развитии реального сектора экономики.

Справедливость налоговой системы может быть повышена за счет:

1) отказа от неэффективных налогов и сборов, оказывающих негативное влияние на хозяйственную деятельность;

2) отказа от необоснованных налоговых льгот и исключений, что позволит выровнять условия налогообложения для всех налогоплательщиков;

3) возможного возврата к прогрессивной школе налогообложения по НДФЛ по опыту развитых стран, например Германии.

Усиление стимулирующей функции налоговой системы необходимо осуществлять за счет стимулирования экономическую деятельность по ряду направлений:

1) унификация и упрощение налогового и бухгалтерского учета;

2) создание благоприятных нормативных условия для активизации инновационной деятельности, коммерциализации результатов деятельности НИР, развития инновационной инфраструктуры и рынка инноваций;

3) внедрение системы налоговых рычагов, стимулирующих экономию ресурсов с переходом на ресурсный принцип налогообложения – в зависимости от объема потребляемых ресурсов, а не от величины финансовых результатов деятельности предприятий. Такой подход будет стимулировать применение прогрессивных технологий и позволит увеличить реальные источники инвестиций;


4) принятие и внедрение налоговых мер повышающих самостоятельность предпринимательских структур.

Основными инструментами регулирования налоговой нагрузки на экономику страны на наш взгляд являются следующие: универсализацию налогообложения, снижение ставок основных налогов и количества налогов, равномерное распределение налогового бремени, укрепление налоговой и финансовой дисциплины.

Повышение эффективности налогового администрирования, по нашему мнению должно происходить по двум основным направлениям:

1) существенное повышение результативности функционирования системы за счет выявления и пресечения налоговых правонарушений и преступлений для того, чтобы вовлечь в сферу налоговых отношений и теневой сектор экономики, дабы налоговая нагрузка распределялась на всех хозяйствующих субъектов;

2) повышение собираемости налогов и снижение издержек налогового администрирования.

Разработка четких механизмов разграничения полномочий по определению, взиманию и перераспределению налогов между федеральным центром и субъектами Федерации, установленных законодательно. При этом необходимо стимулировать территории доноров и поддерживать территории с неразвитой налоговой базой и низкими доходами населения. Политика разграничения полномочий должна быть направлена на партнерство, предприимчивую политику федерального центра, по вертикальному и горизонтальному выравниванию бюджетной обеспеченности территориальных образований.

Эти предложения по реформированию налоговой системы могут постепенно вывести российскую налоговую систему на эффективный уровень функционирования. Налоговая система должна быть преобразована из инструмента наполнителя государственного бюджета в инструмент эффективного косвенного государственного регулирования экономики.

Реализация указанных направлений совершенствования налоговой системы страны приведет к синергетическому эффекту в области налогообложения, в силу гармонизации отношений между налогоплательщиками и государством произойдет прирост производительных, потребительских и социальных сил общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоги – это обязательные платежи, получаемые государством от физических лиц и юридических образований. Налоги формируют финансовые запасы государства и позволяют реализовывать экономическую, социальную, демографическую политику. Два основных признака, присущие налогам – это безвозмездность и принудительность (об этих признаках говорит НК).


Налог – не только метод реализации фискальной политики, но и эффективный регулятор: повышая и урезая налоговые ставки, государство мотивирует экономические субъекты заниматься одним родом деятельности и отказываться от другого.

Выделяют четыре ключевые функции:

1. Фискальная. Эта функция считается ключевой: благодаря ей выполняется основное предназначение сборов – аккумулирование финансовых ресурсов страны. Реализации функции (то есть максимальной собираемости) способствует система карательных санкций за уклонение от уплаты. Остальные функции считаются производными от фискальной.

2. Регулирующая. Благодаря этой функции государство имеет возможность оказывать влияние на экономические и социальные процессы, эффективно распределяя налоговые платежи между отраслями и территориальными образованиями. Джон Кейнс выделял 3 подфункции регулирующей функции стимулирующая, дестимулирующая, воспроизводственная.

- стимулирующая подфункция ориентирована на поддержку определенного экономического процесса и осуществляется через налоговые льготы.

- дестимулирующая подфункция блокирует развитие того или иного процесса с помощью препятствий (например, повышения ставки).

- воспроизводственная подфункция предполагает сбор финансов на восстановление использованных ранее ресурсов (пример – плата за воду).

3. Социальная. Функция предполагает перераспределение доходов – с зажиточных слоев населения берутся налоги, а вырученные средства отправляются в качестве социальной помощи малоимущим. Особенно эта функция актуальна в периоды экономических кризисов, когда большая часть населения оказывается без постоянного источника дохода.

4. Контрольная. Эта функция позволяет отслеживать, насколько своевременно и в каком объеме поступают средства в бюджет. С помощью контрольной функции анализируется эффективность налоговых каналов в отдельности и эффективность налоговой политики в общем. Следует разграничивать понятия налогового контроля и контрольной функции: налоговый контроль должен обеспечивать исполнение пунктов законодательства, а контрольная функция предполагает сбор и исследование информации.

Налоговая система – это комплекс общеобязательных платежей в пользу бюджетов и внебюджетных фондов, осуществляемых налогоплательщиками в порядке, оговоренном фискальным законодательством.

Налоговая система используется государством для управления экономикой, регулирования и распределения финансовых потоков.


Ежегодный рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ свидетельствует об успешном функционировании национальной налоговой системы.

На сегодняшний день актуальным остается вопрос о совершенствовании налоговой системы России с целью формирования сбалансированной системы налогообложения.

Для эффективного функционирования налоговой системы необходимо решить ряд проблем, связанных с налогообложением.

Прежде всего, это несовершенство законодательно-правовой базы налоговой системы, которое ведет к отрицательным последствиям налоговой политики и нестабильность налогового законодательства.

В Налоговый Кодекс РФ периодически вносятся различные изменения, что ведет к неустойчивости экономики страны, тем самым обостряя экономический кризис.

Для совершенствования налоговой системы РФ необходимо упростить налоговый механизм и уменьшить число налогов. Для укрепления правовой базы налогового законодательства необходимо создать ряд до полнительных нормативно-правовых актов по вопросам налогового регулирования для внесения чёткости в Налоговый Кодекс РФ.

Во-вторых, усложненность налоговой системы, которая связана с многообразием налогов и сборов, которые вносят путаницу в работу предприятия. Вследствие этого возникают ошибки при отчислениях налогов и сборов и механизм сбора налогов становится неэффективным.

Одновременно с изменением налоговым законодательством следует провести ряд мероприятий по стабилизации на налоговой базы субъектов Федерации, органов регионального и местного самоуправления, в рамках предоставления субъектам Федерации самостоятельных налоговых источников, соответствующих Конституции и Налоговому Кодексу РФ.

Еще одной проблемой налоговой системы является неравноправное положение налогоплательщика и налоговых органов. Для устранения этой проблемы необходимо провести ряд мер по уравниванию налоговых условий для всех налогоплательщиков.

Нецелесообразный контроль за сбором налогов приводит к тому, что физические и юридические лица уклоняются от уплаты налогов, что приводит к уменьшению поступлений в консолидированный бюджет РФ.

Необходимо стимулировать пополнение бюджета страны путём сбора налоговых платежей.

Налоговая политика должна быть нацелена на обеспечение условий эффективного функционирования экономики страны.

   


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)
  2. Александров И. М. Налоги и налогообложение: Учебник – 4 изд., перераб. и доп/ И.М. Александров. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2015
  3. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Дашков и К, 2015
  4. Барулин С.В. Налоговый менеджмент: учебник / Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степаненко В.В. - М.: Дашков и К, 2014
  5. Белоусова А.В. Налоги и налоговая система: учебное пособие для студентов очной и заочной форм обучения направлений 080100 «Экономика», 080200 «Менеджмент»/ Белоусова А.В., Белоусова А.А.— Краснодар: Южный институт менеджмента, 2014
  6. Бондарев Н. С. Оценка налоговой нагрузки в Российской Федерации // Молодой ученый. – 2016. №1
  7. Дуканич Л. В. Налоги и налогообложение: Серия «Учебники и учебные пособия». - Ростов н/Д.: Феникс, 2016
  8. Ермаков Е.А. Теория и методология государственного налогового менеджмента. – Саратов: СГЭУ, 2015
  9. Журавлева Т.А. Налоги как системообразующий фактор экономического развития //Финансы и кредит. 2015. №4
  10. Калинина О.В. Основные направления реформирования и пути совершенствования Российской налоговой системы на современном этапе развития // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 2(44)
  11. Налоговый менеджмент. Продвинутый курс: учебник / И.А. Майбуров, Ю.Б. Иванов, Л.Н. Васянина, С.А. Жернаков, ред.: И.А. Майбуров, ред.: Ю.Б. Иванов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015
  12. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система РФ: учебник – М.: Финансы и статистика, 2016
  13. Перов А. В., Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение. — М.: Издательство Юрайт, 2015
  14. Поляка Г. Б. Налоги и налогообложение. — М.: Издательство Юрайт, 2015
  15. Пушкарева Л.В. Формирование социально ориентированной системы налогообложения// журнал Налоги, 2015. - №2