Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Понятие и функции налога).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Налоговая система в современных условиях хозяйствования является важнейшим экономическим регулятором, который составляет основу финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Воздействие социально-экономических и институционально-политических факторов на налоговую систему Российской Федерации привело к ряду изменений в налогообложении. Эти изменения в первую очередь коснулись ставок налога, состава налогов, налогового законодательства, налогового администрирования, а так же методик расчёта налоговых поступлений.

Эффективность функционирования налоговой системы характеризуется в том числе способностью регулировать поступление налогов и сборов в бюджетную систему в той мере, которая необходима для финансирования государственных расходов, а так же обеспечить поступательное развитие отдельных субъектов хозяйствования, а так же национальной экономики в целом.

Целью работы является изучение налоговой системы РФ и проблем ее совершенствования.

Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:

- изучить теоретические основы налоговой системы;

- провести анализ налоговой системы России на современном этапе;

- изучить некоторые аспекты совершенствования налоговой системы Российской Федерации.

Объектом работы является роль налоговой системы в экономике.

Предметом работы является налоговая система России.

Изучению проблем, связанных с управлением налоговой системой, посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых, на трудах которых базируется выполненное исследование. Ими исследованы и решены многие теоретические и прикладные задачи, обусловленные содержанием работ по управлению налоговой системой.

В результате выполнения работы были использованы труды таких авторов как Александров И.М., Барулин С.В., Белоусова А.В. и др.

1. Теоретические основы налоговой системы

1.1. Понятие и функции налога

Налоги – это обязательные платежи, получаемые государством от физических лиц и юридических образований. Налоги формируют финансовые запасы государства и позволяют реализовывать экономическую, социальную, демографическую политику. Два основных признака, присущие налогам – это безвозмездность и принудительность (об этих признаках говорит НК).


Налог – не только метод реализации фискальной политики, но и эффективный регулятор: повышая и урезая налоговые ставки, государство мотивирует экономические субъекты заниматься одним родом деятельности и отказываться от другого [2, с. 45].

Налоговая система основывается на следующих принципах:

  • Уплата сборов и ответственность за уклонение от нее имеют силу закона.
  • Все изменения налоговой системы совершаются в интересах субъектов общественного производства.
  • Налогоплательщики защищаются законом от двойного налогообложения.
  • Условия налогообложения одинаковы для каждого из предприятий.
  • Налоговые льготы обусловлены защитой окружающей среды, стимулированием предпринимательства, развитием технического прогресса.
  • Система налогообложения может быть комбинацией нескольких различных способов налогообложения.
  • Обязательные характеристики налога – простота и прозрачность расчета.

Выделяют четыре ключевые функции [3, с. 75]:

1. Фискальная. Эта функция считается ключевой: благодаря ей выполняется основное предназначение сборов – аккумулирование финансовых ресурсов страны. Реализации функции (то есть максимальной собираемости) способствует система карательных санкций за уклонение от уплаты. Остальные функции считаются производными от фискальной.

2. Регулирующая. Благодаря этой функции государство имеет возможность оказывать влияние на экономические и социальные процессы, эффективно распределяя налоговые платежи между отраслями и территориальными образованиями. Джон Кейнс выделял 3 подфункции регулирующей функции стимулирующая, дестимулирующая, воспроизводственная.

- стимулирующая подфункция ориентирована на поддержку определенного экономического процесса и осуществляется через налоговые льготы.

- дестимулирующая подфункция блокирует развитие того или иного процесса с помощью препятствий (например, повышения ставки).

- воспроизводственная подфункция предполагает сбор финансов на восстановление использованных ранее ресурсов (пример – плата за воду).

3. Социальная. Функция предполагает перераспределение доходов – с зажиточных слоев населения берутся налоги, а вырученные средства отправляются в качестве социальной помощи малоимущим. Особенно эта функция актуальна в периоды экономических кризисов, когда большая часть населения оказывается без постоянного источника дохода [3, с. 75].

4. Контрольная. Эта функция позволяет отслеживать, насколько своевременно и в каком объеме поступают средства в бюджет. С помощью контрольной функции анализируется эффективность налоговых каналов в отдельности и эффективность налоговой политики в общем. Следует разграничивать понятия налогового контроля и контрольной функции: налоговый контроль должен обеспечивать исполнение пунктов законодательства, а контрольная функция предполагает сбор и исследование информации [3, с. 75].


Классификация по объекту выделяет две категории [4, с. 29]:

  • Прямые налоги берутся непосредственно с экономических субъектов – к таким сборам причисляются, например, налог на прибыль и подоходный налог. На прямые сборы возложена регулирующая функция.
  • Косвенные сборы вносятся в стоимость продуктов, ресурсов, услуг. Пример такого налога – НДС. Суммы косвенных сборов кажутся незначительными, но именно они формируют большую часть финансовых запасов государства. На косвенные налоги возложена фискальная функция.

Классификация налогов по методу начисления выделяет следующие виды: аккордные и подоходные.

На величину аккордного налога не оказывает влияния размер дохода экономического субъекта, тогда как размер подоходного налога рассчитывается с использованием предельной ставки, показывающей, на сколько рублей повысится сбор при увеличении дохода на 1 рубль.

Существует классификация и по характеру налогообложения: пропорциональные, прогрессивные, регрессивные.

1. Пропорциональный – самая простая система: ставка остается фиксированной независимо от величины дохода субъекта.

2. Прогрессивный – чем выше доход субъекта, тем выше налоговая ставка. Используется прогрессивная шкала: если доход превышает определенный лимит, ставка возрастает на несколько процентных пунктов. Прогрессивными налогами чаще всего являются подоходные.

3. Регрессивный – с ростом дохода налоговая ставка падает.

Помимо того, встречается классификация по способу целевого использования – налоги подразделяются на маркированные и немаркированные. Маркированный сбор имеет целевой характер и применяться для иных целей, помимо той, ради которой был введен, не может (например, отчисления в ПФ). Немаркированный налог не имеет обязательной цели и обеспечивает гибкость бюджетной политики [2, с. 47].

1.2. Сущность, структура и функции налоговой системы

Налоговая система – это комплекс общеобязательных платежей в пользу бюджетов и внебюджетных фондов, осуществляемых налогоплательщиками в порядке, оговоренном фискальным законодательством.

Налоговая система используется государством для управления экономикой, регулирования и распределения финансовых потоков [3, с. 129].

Принципы построения налоговой системы государства обсуждаются практически с тех пор, как возникло государство. Ещё Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 г. сформулировал четыре правила («максимы»):


  • налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных;
  • размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода;
  • время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщика;
  • каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:

  • единство налоговой системы — это единство правовой базы, порядка ве­дения бухгалтерского учета, валюты, в которой должны учитываться налоги, санкции, применяемые в случаях нарушения налогового законодательства;
  • разграничение полномочий субъектов налогового права — предполагает четкое определение их компетенций по установлению и введению налогов;
  • справедливость — означает, что при определении налогов должна учитываться фактическая способность каждого налогоплательщика к уплате налогов;
  • достаточность налогообложения — означает, что сумма средств, взимаемая в виде налогов и сборов, должна способствовать эффективному функционированию публичной власти;
  • гибкость (эластичность) налогообложения — означает, что налоговая система должна легко адаптироваться к меняющимся социально-экономическим условиям;
  • стабильность налоговой системы — в противоположность предыдущему принципу реформирование налоговой системы должно чередоваться с периодами неизменности условий налогообложения;
  • простота, понятность и удобность налогообложения — означают, что процедура уплаты налогов и сборов должна доставлять налогоплательщику как можно меньше неудобств, т. е. затраты по уплате налогов должны быть минимальными.

Анализ налоговых систем государств показывает, что, несмотря на их различие, они имеют в своем составе (структуре) сходные элементы, хотя и в разных сочетаниях [2, с. 47].

Выделяются следующие налоговые системы:

1. Англосаксонская модель – ориентирована на прямые налоги с физических лиц. В такой системе косвенным налогам отведена второстепенная функция. Таким образом, в аспекте налогового бремени основная нагрузка приходится на население, в рамках создания более благоприятных условий для развития бизнеса. В то же время ориентация на прямые налоги позволяет сопоставлять величину изъятий с имущественной состоятельностью граждан, так как их основное достоинство состоит в том, что они могут быть установлены с учётом положения конкретного индивида. Вместе с тем негативным моментом выступает зависимость сумм сборов от социально-экономической ситуации в стране и доходов граждан, что в период кризиса негативно сказывается на стабильности бюджетных поступлений.


Примером страны, применяющей такую модель, является Великобритания, в которой суммы подоходного налога с населения формируют до 64% фискальных поступлений в государственный бюджет, тогда как взимания с доходов компаний аккумулируют только 19%.

2. Евроконтинентальная модель – отличительной особенностью считается высокая доля отчислений на социальное страхование, сопряжённая с высоким уровнем гарантированной государством защиты граждан. Также в системе значительный удельный вес занимают косвенные налоги, что помогает осуществить общность обложения, недостижимую при посредстве одного только прямого обложения доходов и капиталов. Дополнительно, они отличаются сравнительной незаметностью для плательщиков (так как включены в цену товара) и дают возможность аккумулировать ресурсы для покрытия государственных расходов, исключая возможность уклонения от уплаты. Благодаря относительной стабильности потребления косвенные налоги формируют устойчивый приток средств в бюджет, а тот факт, что они взимаются малыми, незначительными долями, делает их менее чувствительными для налогоплательщиков, чем прямые, когда сразу требуется уплата более или менее значительной суммы [12, с. 117].

Актуальная проблема соотнесения сумм косвенного налога с платёжеспособностью решается опосредовано через анализ категорий товаров (первой необходимости или роскошь и т.п.). Для определённых групп устанавливаются пониженные ставки НДС (Франция), либо предусматривается механизм возмещения НДС (Украина, Россия, Молдова). Стоит отметить, что последний при низком уровне организации контроля может использоваться в недобросовестных целях.

В числе стран, практикующих применение модели, находится Франция, в общей сумме налоговых доходов которой, преобладают косвенные платежи. Центральное место среди них занимает НДС, впервые введённый в европейскую экономическую практику именно этим государством [12, с. 117].

3. Латиноамериканская модель – рассчитана на сбор налогов в условиях инфляционной экономики. Например, она применяется в Боливии. Фундамент системы – косвенные налоги, которые находятся в прямой зависимости от изменения цен, выстраивая, таким образом, защиту бюджета от инфляции. Такая характерная особенность является одним из преимуществ модели благодаря широкому кругу налогоплательщиков и условно-добровольному характеру взимания.

Однако такой подход не позволяет гарантировать, что наиболее весомое бремя будут нести именно богатые.