Файл: Разработка регламента выполнения процесса «Изучение демографических данных»..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность исследования. В современном мире все предприятия, учреждения и организации работают в довольно сложных условиях. Принятие правильных решений зависит от оперативного анализирования поступающей информации. Принимая во внимание, что объем информации, благодаря развитию технологий, постоянно увеличивается, довольно сложно найти компанию, в работе которой не задействованы информационные технологии.

Для того, чтобы работа любого предприятия была наиболее плодотворной необходимы четко спланированные и построенные информационные системы (ИС). Они оказывают существенную помощь в выполнении всех производственных и технологических процессов, в управлении всей организацией или предприятием.

Спроектировать и создать наиболее эффективную систему управления организации — это одна из важнейших задач, которые существуют на сегодняшний день, у управленческого аппарата.

Нет алгоритма, который бы являлся универсальным, который помогал бы создавать информационные системы управления.

На мой взгляд, особенную роль в том, чтобы разработанная информационная система помогла достичь тех результатов, которые являются наиболее желаемыми руководством предприятия, играет регламент таких информационных систем.

Как нигде он важен в процессе изучения демографических данных.

В практическом плане, значение демографии трудно переоценить, поскольку население страны является не только производителем материальных благ, но и основным их потребителем.

Любые изменения, происходящие в этой области, непосредственно влияют как на производство, так и на потребление.

Именно за счет людей формируются трудовые ресурсы. Вместе с тем, каждый человек выступает носителем не только рабочей силы, но и выражает личные интересы и частично интересы всего общества.

Исходя из вышеизложенного, мы понимаем, что для правильного и наиболее эффективного управления и планирования как всей экономикой, таки отдельными ее отраслями необходимы полные сведения о численности населения не только в стране и в отдельных регионах.

Статистика дает сведения о числен­ности трудоспособного населения, той его части, которая может принять участие в общественно полезном труде, о занятых по отраслям хозяйства и по видам экономической деятельности.

Для того, чтобы общее руководство экономикой страны было более плодотворным, необходима информационная система, которая бы помогала решать задачи встающие перед менеджментом.


Регламент такой системы наиболее важная ее часть, поскольку является правилами работы такой системы.

Технологии реализации всех этапов жизненного цикла информационных систем состоят из: анализ, проекти­рование, программирование, тестирование, внедрение и сопро­вождение. Перед тем, как внедрять ИС, необходимо, чтобы разработанный для нее регламент был правильно подготовлен, иначе данные, которые будут получены, могут являться неточными или же абсолютно неверными.

Моя работа посвящена разработке регламента выполнения процесса «Изучение демографических данных».

Глава 1. Источники демографической информации и информационные системы

1.1. Требования к информационным процессам

На сегодняшний день к информационному обеспечению применяются очень высокие требования, поскольку методы демографического анализа, применяемые для сбора информации, ее обработки и анализа, чрезвычайно сложны и многообразны.

Давайте, для начала разберемся в том какая демографическая информация требуется и поймем, каким образом ИС может быть использована в данной области.

Поступающая демографическая информация должна быть не только многосторонней и разнообразной, то есть позволяющей получить сведения, которые характеризуют не только общее число демографических событий, но и такой, что позволяет получать и анализировать детальные характеристики события. В том случае, когда информационная система создана для помощи в изучении рождаемости, есть существенная нужда знать не только общее число родившихся детей, но также и возраст рожениц, состоят ли они в браке, а также ряд других характеристик. Если ИС создана, чтобы с помощью ее изучать смертность населения, нужно не только знать количество умерших, но и распределить их по возрасту и полу. Кроме этого, необходимо знать причины смерти, профессии умерших и еще некоторые характеристики.

При отсутствии всей необходимой информации, использовать все доступные методы анализа демографической ситуации практически невозможно. Это означает, что изучая демографический процесс, мы придем к абсолютно неверным выводам, что в свою очередь, отрицательно скажется не только на уровне производства товаров и услуг в стране, но и уровень их потребления. Очень важным фактором является достоверность получаемой демографической информации. Если те сведения, которые мы получим будут являться недостоверными, неточными или неполными, то результат, который будет в итоге, невозможно будет применить в планировании, поскольку он является искаженным.


Все сведения должны получаться не только по стране, но отдельно по каждому региону. Учитывая тот факт, что Российская Федерация является многонациональным государством, кроме географических, присутствуют еще и различия в воспроизводстве населения, а точнее в его характере.

Кроме вышеизложенного, все полученные сведения должны отвечать предъявляемым требованиям только тогда, когда на их основе можно будет получать данные на длительный период. Только в этом случае возможно правильное планирование развития не только экономики нашего государства, но и всего общества.

Все такие, довольно сложные требования, предъявляемые к источнику данных и к самим демографическим данным, обусловили необходимость разработки и внедрения информационной системы, которая бы позволила усовершенствовать процесс сбора и анализа поступающей информации. Единая информационная система в области демографии представляет собой, по - сути, объединение методов сбора информации.

1.2. Информационные системы по демографии в Российской Федерации

В Российской Федерации, при сборе демографических данных, используются три основных источника получения сведений о демографических процессах: переписи населения, текущий учет в ЗАГСах, а также выборочные исследования.

Перепись населения позволяет установить общее количество населения страны, его национальную принадлежность, разделение по полу, профессиям, возрасту и т.д.

Текущий учет позволяет получить сведения о числе лиц, изменивших постоянное место жительства.

Описанные способы, конечно, далеко не исчерпывают весь его арсенал, поскольку в ряде случаев демографы используют в анализе динамики народонаселения графические методы, а также приемы, разработанные в современной социологии и статистике, различные математические модели, в том числе такие перспективные, как имитационные экономико-демографические модели.

Важным является соответствие всех аналитических инструментов, следующих нескольким основным принципам. Так, при анализе процессов воспроизводства населения необходимо помнить о том, что социально-экономические факторы, специфически проявляющиеся в каждой стране, определяют формирование того или иного типа воспроизводства населения. Следует учитывать методические возможности используемых показателей, помнить, что лишь комплексное применение различных приемов демографического анализа может дать достаточно точную картину происходящих процессов.


   Для более правильного и точного получения данных и анализа результатов исследования, было принято постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 года № 946 «Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения». После его принятия, начиная с 2011 года Росстат начал реализовывать проект, связанный с организацией в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам, рассчитанного на длительную перспективу.  

          По итогам обследований предусматривается получение официальной статистической информации, характеризующей безопасность и благоустройство среды обитания населения, его потребности в улучшении жилищных условий и условий для воспитания и развития детей; социальные, экономические и поведенческие мотивации, влияющие на репродуктивные планы и ведение здорового образа жизни; получение образовательных, медицинских и социальных услуг, а также факторы, определяющие уровень дифференциации доходов. [1]

Для выполнения этого была создана специальная информационная система, в которую вносилась информация, необходима разработки мер социальной и демографической политики на период с 2011 по 2025 годы.

Эта система включает в себя данные, получаемые в результате 10 обследований. Эти данные применяются для мониторинга хода реализации приоритетных национальных проектов, таких как «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жильё – гражданам России».

          Всего эта система состоит из данных, получаемых после 10 обследований, которые будут проходить с разной периодичностью и разным объёмом выборки. [2]

На этом примере мы увидели, какие данные используются в информационной системе, работающей в области демографии.

Еще одной информационной системой для работы с демографическими данными является Единая информационно-аналитическая система «Демография»  ЦОД МИАЦ Хабаровского края. На ее примере мы разберем какие проблемы существуют на сегодняшний день, какие перспективы ее использования, какие задачи решает, в чем ее особенности.

Вышеуказанная информационная система применяется для сбора, обработки и анализа данных медицинской статистически о сети учреждений здравоохранения, имеющихся кадрах, видах деятельности учреждений здравоохранения, состоянии здоровья населения. ЕИАС Демография» осуществляет управление всей системой, ведающей медицинским статистическим учетом в организациях и учреждениях Хабаровского края.


Но, несмотря на то, что ЕИАС «Демография» является довольно продвинутой системой, существуют и проблемы, которые делают ее работу менее эффективной и отражающей ситуацию в области демографии с задержкой. Это приводит к тому, что получаемые данные не всегда являются достоверными.

Рассмотрим причины этой проблемы.

Как мы уже говорили, одним их первичных источников демографических данных являются медицинские организации, поскольку обязанность выписывать свидетельства о рождении или о смерти возложена действующим законодательством на них.

Выписанные таким образом свидетельства, передаются в руки физическим лицам, которые далее передают их в органы ЗАГСа. Там такие свидетельства проходят государственную юридическую регистрацию события рождения или смерти и физическим лицам выдаются свидетельства государственного образца. [3]

После этого данные первичных свидетельств отправляются в краевое управление статистики для регистрации информации на уровне региона.

Краевое управление статистики обрабатывает полученную информацию и направляет ее в Федеральную службу государственной статистики (Росстат), где она пополняет статистику Хабаровского края по рождаемости и смертности. На основании этих данных министерство здравоохранения Хабаровского края определяет демографические показатели за период по которому шел отчет.

Благодаря такому длинному пути, информация попадает в министерство здравоохранения Хабаровского края один раз в три месяца. И это в лучшем случае.

Для того, чтобы оперативно мониторить демографическую картину, региональное министерство здравоохранения, вынуждено требовать информацию напрямую в медицинских учреждениях, которые самостоятельно считают сколько детей родилось, какое количество людей умерло, каковы причины смерти. После таких подсчетов, информация передается в МИАЦ, который, в свою очередь, передает ее в Министерство здравоохранения Хабаровского края. При такой организации, довольно часто обнаруживается несовпадение данных поступивших с федерального уровня и данных, которые поступают из МИАЦ.

Основная причина этого заключается в том, что медицинские учреждения допускают ошибки в заполнении первичных свидетельств.

Для того, что бы усовершенствовать данную информационную систему, необходима была функция, с помощью которой можно было бы выписывать первичные свидетельства о рождении или о смерти. МИАЦ пытался найти решение данной проблемы на рынке IT, но, к сожалению такого решения найти не мог.