Файл: Налоги как цена услуг государства...pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Налоговая система является одним из основных элементов рыночной экономики. Она служит главным инструментом влияния государства на развитие хозяйства, расстановку приоритетов экономического и социального роста. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, отвечала мировому опыту.

Налоги являются необходимой частью экономических отношений в обществе с момента зарождения государства. Развитие и изменение моделей государственной структуры постоянно влечет за собой преобразование налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Кроме этой исключительно финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его структуру и динамику, на положение научно-технического прогресса.

Налоги представляют собой часть совокупности финансовых отношений, связанную с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), которые необходимы ему для выполнения надлежащих функций: социальной, оборонной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Как элемент экономических отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономической основе. Налоги являются объективной необходимостью, так как обусловлены потребностями поступательного развития общества. Важность налогов вытекает из функций и задач государства. У государства нет других доступных методов гарантировать себе доход в условиях рынка: если брать займы, то их надо возвращать, вдобавок с процентами, а денежная эмиссия опасна инфляцией.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три этапа. Начальный этап - от древнего мира до начала средних веков: у государства нет финансового аппарата для определения сбора налогов, оно определяет только общую сумму средств, которую хочет получить, а сбор их перекладывает на город или общину. Зачастую оно прибегает к помощи откупщиков.

На втором этапе (XVI - начало XIX вв.) в стране появляется сеть государственных учреждений, включая финансовые, государство часть функций берет на себя: устанавливает квоту обложения, следит за ходом сбора налогов, определяет этот процесс относительно широкими рамками.

И третий, современный, этап – все функции установления и взимания налогов собственно в руках государства, ибо правила обложения уже сложились. Региональные органы власти, местные общины выступают в роли помощников государства, имея некоторую степень самостоятельности.


В работе речь пойдет о налогах, как цене услуг государства: о роли налогов в формировании доходов государства, о стандартах государственных услуг оказываемых налоговыми органами, о налогах как об основном инструменте государственного регулирования экономики.

Цель данной курсовой работы - предметный и подробный анализ роли

налогов в развитии государства. Задачи, поставленные для достижения этой

цели, заключаются в рассмотрении понятия, видов и функции налогов,

раскрытии механизмов функционирования налоговой системы, действующей

в настоящее время в России и в других странах.

Объект исследования работы - это налогообложение в Российской Федерации.

Предметом исследования являются налоги как «плата цивилизованного общества», поскольку сложившаяся в нашей стране налоговая система накладывает особый отпечаток на всю жизнь людей и пути решения проблем, связанных с взиманием налогов.

Глава 1. Основные положения теории налога

1.1 Возникновение налогов и эволюция налогообложения

Налоги и налоговая система - это не только источники бюджетных поступлений, но и ведущие структурные элементы экономики рыночного типа. Видимо, что без формирования разумной налоговой системы, которая не угнетала бы предпринимательскую деятельность и позволяла бы осуществлять эффективную бюджетную политику, невозможны рациональные преобразования экономики России.

Налоги известны обществу с давних времен, когда они встречались в виде дани, подати и др. Возникновение налогов связано с необходимостью содержания государства. Их неизбежность настолько очевидна, что еще в 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал: «в этом мире ни в чем нельзя быть уверенным, за исключением смерти и налогов».[1]

Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающие в бюджеты различных уровней. Существование налогов экономически оправдано постольку, поскольку оправдано существование государства. Налоги - это экономическая база содержания государственного аппарата, армии, непроизводственной сферы.


Под налогом, отдельные представители дореволюционной финансовой науки понимали «принудительный сбор с граждан, устанавливаемый для покрытия общих расходов государства»[2]. В советском финансовом праве налоги определялись как платежи, вносимые в государственный бюджет на основании актов высшего органа государственной власти юридическими лицами и гражданами безвозмездно, в определенных размерах и в установленные сроки для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Согласно ст. 8 НК РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Современные теоретики налогового права определяют налог как единственно законную форму отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченную государственным принуждением, не носящую характера наказания, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти.

С учетом изложенного можно выделить следующие юридические признаки налога:

- публичность;

- законность установления;

- процедурный характер взимания;

- абстрактность;

- индивидуальная безвозмездность;

- безвозвратность;

- принудительность изъятия.

Пошлины и сборы в финансовом плане менее значимы. Цель их взыскания состоит в покрытии издержек отдельных государственных учреждений (судов, паспортных столов, загсов и др.).

1.2 Экономическая сущность понятий «налог» и «сбор»

Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Каждая из выполняемых налогом функций имеет внутренние свойства, признаки и черты данной экономической категории. Тем самым она показывает, каким образом реализуется предназначение конкретного налога как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов в обществе.

Под сбором, в соответствии с п. 2 ст. 8 НК РФ, понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправлении, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).


Налоги сегодня являются главным инструментом перераспределения доходов и финансовых ресурсов. Такое перераспределение осуществляют государственные органы в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и сфер экономики, которые испытывали потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных источников. Другими словами, налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей сосредоточение в руках государства денежных средств, необходимых для решения проблемы социального, экономического, научно-технического развития страны, региона или отрасли.

Совокупность взимаемых налогов и других платежей образует налоговую систему. Это понятие охватывает структуру и функции государственных налоговых органов.

Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при их формировании через элементы налогов, которые включают: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую базу, налоговый период, ставку, льготы и налоговый оклад. Указанные элементы налогов являются объединяющим началом всех налогов и сборов. Собственно, через эти элементы в законе о налогах устанавливается вся налоговая процедура, в том числе порядок и условия исчисления налогооблагаемой базы и самой налоговой суммы, ставки, сроки и другие условия налогообложения.

Субъект налога или налогоплательщик. Налогоплательщик – это то лицо (юридическое или физическое), на которое по закону возложена обязанность уплачивать налог. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом налога) на другое лицо, являющееся тем самым конечным плательщиком, или носителем налога. Это имеет место в основном при взимании косвенных налогов.

Объект налогообложения.

Объектом налогообложения может быть действие, состояние или предмет, подлежащий налогообложению. В этом качестве выступают:

- имущество;

- операции по реализации товаров (работ, услуг);

- стоимость реализованных товаров (работ, услуг);

- прибыль;

- доход (в виде процентов и дивидендов);

- иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику.

Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог и т.д. Объект налогообложения неразрывно связан с всеобщим исходным источником налога - валовым внутренним продуктом (ВВП), поскольку вне зависимости от конкретного источника уплаты каждого налога все объекты налогообложения представляют собой ту или иную форму реализации ВВП.


1.3 Классификация налогов

Основу налоговой системы РФ составляют следующие налоги: налог на добавленную стоимость, подоходный налог, налог на прибыль, акцизы. Они приносят основной доход в бюджет, являются основными регуляторами и налоговой базой государства.[3]

Классификация по механизму формирования. По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги- налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

Косвенные налоги- налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара и услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами.

Классификация по уровням налогообложения Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

Первый уровень - это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. В Российской Федерации, как и в других странах, наиболее доходные источники сосредотачиваются в федеральном бюджете. В соответствии с законом «О налоговой системе» в Российской Федерации существуют следующие федеральные налоги:[4]

- таможенная пошлина;

- налог на операции с ценными бумагами;