Файл: Основные функции в системе менеджмента (Анализ деятельности ООО «Квант»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В наше время общество осуществляет исключительно тяжелую, во многом противоречивую, но неизбежную и необратимую перестройку. В социально-политической жизни это переход от одной структуры правления к другой, в экономике - от административно-командной системы к рыночной. Такие изменения в экономике, да и во всей нашей жизни сложны тем, что они предполагают большие изменения в нас самих.

Не мало важная часть данных изменений, как показывает опыт –познание науки и искусства менеджмента.

Менеджмент – это современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» посути является аналогом термина «управление», его синонимом. Однако все же есть отличие. Управление относится как живой так неживой сфере, например, управление техникой, биологическими процессами, государством, если другими словами, управление является наиболее широким понятием. Менеджмент — это самостоятельный вид профессионально-осуществляемой деятельности, для достижения поставленных целей, путем обоснованного использования и трудовых и материальных ресурсов.

Система менеджмента – это совокупность разных составляющих элементов, таких как: принципы управления, функций, методов, технологий, информационного и материального обеспечения, а также правового обеспечения.

Процесс управления имеет четыре взаимосвязанные между собой функции: планирование и мотивация, организация и контроль.

Главной целью данной работы является раскрыть смысл основных функций менеджмента и обоснование актуальности воплощения данных функций на конкретном предприятии. А также произвести анализ деятельности ООО «Квант» и проанализировать ее структуру, конкурентоспособность на охватываемой территории. После проведенного анализа предприятия ООО «Квант» сделать выводы как по предприятию в целом, так и по отдельным структурным подразделения. Попробовать дать рекомендации по улучшению деятельности предприятия и его структурных подразделений.

В задачи входит раскрытие реализации на практике основных функций менеджмента: планирования и организации, стимулирования, мотивации и контроля.

При выполнении данной курсовой, я буду опираться на данные документации, представленной ООО "Квант" и другие источники информации (учебники и книги, интернет).

Результатом проведенной работы, по возможности, будет подробный анализ работы и жизнедеятельности организации, с точки зрения выполнения в ней основных функций менеджмента и внесение предложений по улучшению реализации этих функций, что должно повысить на более высокий уровень эффективность хозяйственной деятельности организации.


1. Функции менеджмента

Функция – широко распространенное понятие, применяемое, в таких науках как: философия, биология, математика и др. науки.

Функция в менеджменте — это особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.

Под процессом менеджмента понимают совокупность и непрерывную последовательность взаимосвязанных действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально – экономической системы.

Функция менеджмента отражает не только содержание процесса управления, но и вид управленческой деятельности; совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций и несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.

Схема 1.

Цикл управления

Принятие

решения

Постановка

задачи

(определение

цели)

Выбор

методов управления

Анализ и оценка

результатов

решения

Контроль за исполнением

и корректировка

решения

Организация,

координация и

корректировка

решения

Анри Файоль[1] является разработчиком теории административного управления. В начале 20 века он выделил 5 исходных функций административного процесса: предвидение и организация, распорядительство и согласование, а также контроль.

- Предвидеть, значит изучать будущее, устанавливать программу действий.

- Организовывать – строить двойной организм предприятия (материальный, социальный).

- Распоряжаться – обеспечивать работоспособность (действие) персонала предприятия.

- Согласовывать – объединять, сочетать все действия и усилия.

- Контролировать - следить за тем, чтобы все работы происходили по поставленным задачам и правилам, и отданным распоряжениям.


Все функции менеджмента можно разделить по двум признакам:

- по содержанию процесса управления (основные функции);

- по направлению воздействия на объекты управления (специфические или конкретные функции).

Основные функции — это корень всего процесса менеджмента, а специфические функции отражают особенности конкретной управленческой деятельности работников. Они изучаются отдельными (специальными) дисциплинами:

- товароведение и организация коммерческой деятельности, бухгалтерский учет и планирование, правоведение и др.

Самое полное содержание менеджмента, как процесса отражают основные функции. Они являются общим условием управления социальными и социально - экономическими процессами.

Основными функциями менеджмента являются:

1. Предвидение — это прогнозирование, целеполагание, стратегическое планирование.

- Прогнозирование – это предвидение результатов деятельности предприятия.

- Целеполагание - это постановка и формирование целей, в соответствии с запросами общества в продукции (услугах), для обеспечения тех или иных потребностей человека (общества).

Цели – это конкретные желания, которые желает достичь коллектив в ходе своей выполняемой работы.

Цели могут быть разные: экономические и социальные, маркетинговые и бытовые, финансовые и др.

Социально-экономические, в особенности производственно-хозяйственные системы, относятся к многоцелевым.

Одна из основных задач менеджеров – это добиться реальных конечных результатов деятельности предприятия, удовлетворяющих организацию в целом. Менеджеры должны четко и правильно определять свои цели, задачи, а также не только правильно определить, но и поставить цели персоналу предприятия. Это необходимо для того, чтобы определить, уточнить исходные данные, выявить сильные и слабые стороны предприятия, для дальнейшего эффективного их использования.

В обязанность менеджеров входить постоянный мониторинг и контроль целей и результатов их достижения. На всех этапах управления должен осуществляться постоянный процесс согласования и определение соответствие целей и результатов для предприятия.

Схема 2.

Основные функции управления

1.1. Планирование

Планирование – это основная функция менеджмента, представляет собой вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей. Планирование применяется к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы. Согласно концепции немецкого профессора, Д. Хана планирование - это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений. Сущность планирования проявляется в конкретно поставленных целях, для развития предприятия, а также каждого структурного подразделения в отдельности, на утвержденный период: определение хозяйственных задач и их средств достижения, сроков и последовательности реализации, выявление материальных, трудовых и финансовых ресурсов для решения поставленных задач. Планирование дает возможность заблаговременно учесть внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия, структурного подразделения.


В зависимости от содержания поставленных целей и задач можно отметить следующие формы планирования, виды планов.

План — это последовательный, адресный документ, четко намеченный на определенное время работы с указанием ее целей, а также содержания, объема, методов, последовательности и сроков выполнения.

Планирование предполагает четкую, конкретную разработку перечня последовательности действий, для получения организацией максимально возможной прибыли, как результата согласованного осуществления ее важнейших функций (производственной, коммерческой, инновационной, технологической, организационной, социальной и др.). Планирование способствует рациональному расходованию ресурсов, способствует исключению неопределенности, все это позволяет, воздействовать на ненужные, с точки зрения интересов организации, факторы.

Процесс планирования можно разделить на несколько, этапов:

- определение состава предстоящих плановых проблем;

- предполагаемых рисков;

- возможные варианты, развития предприятия;

Точное и последовательное, обоснование выдвигаемых стратегий, поставленных целей, задач, которые предполагает, осуществить предприятие на предстоящий период;

Планирование состава, структуры основных средств, производственной мощности предприятия, необходимые для достижения тех или иных поставленных целей и задач;

Определение необходимого объема материальных, трудовых ресурсов, требующихся для исполнения плана производства продукции. работ, услуг;

Внедрение планов и контроль за их, исполнением в каждом структурном подразделении и в, предприятии в целом.

Весь перечень планов, разрабатываемых на, предприятии можно подразделить по нескольким признакам (табл. 1).

Таблица 1.

Классификация планов

Классификационный признак

Виды планов

Время реализации:

Долгосрочные — от 10 до 25 лет;

Среднесрочные — от 3 до 10 лет;

Краткосрочные — от 1 года до 3 лет;

Оперативные — до 1 года;

Тип целей:

Тактические;

Оперативные;

Стратегические;

Нормативные;

Степень точности:

Продолжение таблицы

Укрупненные;

Уточненные;

Масштабность целей:

Стратегические — предусматривают глобальные, масштабные цели;

Бизнес-планы — ориентированы на осуществление конкретной, определенной сделки;

Бизнес-операции;

Уровень управления, сфера применения:

Корпоративные;

Бригадные;

Цеховые;

Конкретная установка:

Функциональные — предназначены для внедрения управленческих функций в сфере деятельности предприятия, выполняющего определенные функции;

Единовременные — разрабатываются под конкретный проект, программу;

Стабильные — представляют собой свод правил, инструкций и рекомендаций по осуществлению стандартных видов деятельности предприятия.

План производства и реализации продукции;

План по материально-техническому снабжению;

План по труду и кадрам;

План по издержкам производства;

План инвестиций;

Финансовый план;

План по социальному развитию.

Метод обоснования:

Рыночные или индикативные;

Продолжение таблицы

Административные или централизованные.

Стадия разработки:

Предварительные;

Окончательные.

Ориентир планирования

Реактивные — базируются на анализе предшествующего (прошлого) опыта;

Инактивные — ориентируются на существующее (настоящее) положение предприятия и не предусматривают как возращение к прежнему состоянию, так и движение вперед;

Преактивные — направлены на осуществление постоянных изменений в различных сферах деятельности предприятия;

Интерактивные — ориентированы на взаимодействие комплекса - прошлого, настоящего и будущего предприятия;


Текущая плановая работа на предприятии предполагает разработку планов по следующим основным. направлениям:

- производство и реализация продукции;

- материально-техническое снабжение;

- кадры;

- издержки;

- финансы;

- инвестиции;

- социальное развитие.

В плане производства и реализации продукции устанавливаются задачи по производству отдельных видов, продукции в натуральном и стоимостном выражении и каналы сбыта товара.

План материально-технического снабжения, подразумевает под собой систему экономически обоснованных расчетов потребности предприятия в сырье, материалах, топливе, энергии, производственном оборудовании и т.п.

При составлении плана по труду и кадрам рассчитывается потребность предприятия в кадрах и фонд заработной платы, а также устанавливается цель по повышению производительности труда.

Главной задачей, функцией плана по издержкам производства, и реализации продукции являются - повышение и продуктивность производства; рациональность использования материальных; трудовых и финансовых ресурсов; экономически обоснованное определение величины затрат на производство предусмотренной планом продукции; исчисление величины дохода, получаемого в результате производственной деятельности.

В финансовом плане устанавливаются наиболее, значимые финансовые показатели: прибыль; расчет потребности в собственных оборотных средствах; задание по ускорению их оборачиваемости; взаимоотношения с бюджетом и кредитными организациями и пр.

План инвестиций предполагает и предусматривает, вложение своих капиталов в строительство, расширение и реконструкцию производственных мощностей предприятия, а также осуществление финансовых, материальных вложений.

План социального развития предприятия (организации) предусматривает мероприятия, действия, по решению наиболее актуальных, значимых для данного коллектива социальных вопросов, улучшение условий труда, отдыха и быта.

Возможны и иные подходы, к классификации планов.

1.2. Организация

Также не маловажной и значимой функцией управления является функция организации, которая заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями предприятия (организации).

Функция организации осуществляется несколькими путями

- первое - через административно-организационное управление;